Власть как социально-политический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 22:48, контрольная работа

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 42.47 Кб (Скачать файл)

8) Марксистско-ленинское  направление понимает политическую  власть как волю класса, как  господство одних над другими, как подчинение организованной  силе. Акцент делается на классовом  господстве-подчинении, а политическая  власть видится исключительно  сквозь призму понятий диктатуры  пролетариата и диктатуры буржуазии. Но такой подход может отражать  реальные отношения только в  обществе с устойчивыми классовыми  размежеваниями. Марксизм абсолютизировал  зависимость власти от классовых  отношений. Характерные признаки  власти: доминирование властной  воли; наличие особого аппарата  управления; суверенитет органов  власти; монополия на регламентацию  жизни общества; возможность принуждения  в отношении общества и личности.

9) Психологическая власть  — стремление одних к власти, других к добровольному рабству. Подчинение - запрещённость, успокоение. Вождь — элита, масса - любовь. Власть  — подчинение — страх, привычка, заинтересованность, убеждённость, благоговение  перед авторитетом.

10) Элитарная — господство  элиты (меньше), подчинение массы (больше).

Вывод по вопросу о концепциях власти - подходов к трактовке власти много. Власть многогранна, понятие раскрывается по-разному, однако все подходы в своей сущности сходятся на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, власть - это один из сложнейших видов социального взаимодействия, проявляющегося в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решение, приобретающее обязательный характер для другого субъекта или группы.

Рассматривая проявления политики, следует признать недопустимость абсолютизации любого из подходов. Политика - это поиск равновесия и компромисса. Именно этот момент доминирует в стабильных демократических системах. В политологии вопрос о власти остается дискуссионным, проблемным и открытым.

 

3. СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (СОЦИАЛЬНО-ОБЪЕКТИВНОЕ, СОЦИАЛЬНО-СУБЪЕКТИВНОЕ)

Под социальным регулированием понимается упорядочение общественных отношений. Необходимость социального регулирования коренится в действиях объективных законов общественного развития, которые вовсе не предполагают фатальную предопределенность поведения человека. Люди действуют сообразно свободе воли в пределах объективно возможных вариантов своих поступков, исходя из условий, а также из субъективных возможностей разумного человеческого действования.

Множественность вариантов решений одной общей задачи создает возможность оказывать определенное направляющее воздействие на деятельность людей, т.е. регулировать их действия со стороны общества в лице его общественных институтов.

Регулирование представляет собой форму целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Посредством регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления.

Основную цель регулирования можно определить как необходимость добиться соответствия между поведением личности и действием общности людей, их интересами, целями и задачами, вытекающими из наличествующих в данном обществе объективных возможностей. Подобная регуляция осуществляется сложным взаимодействием целого ряда средств и методов.

Общество на любом этапе своего развития не может обходиться без особого социального механизма, функции которого состоят в том, что он регулирует общественные отношения и поведение людей, поддерживает общественную дисциплину, способствуя, таким образом, целенаправленности функциониро-вания и развития общества в целом и его отдельных элементов, важнейшим из которых является личность.

Традиционно выделяют два вида социального регулирования: нормативное и индивидуальное (казуальное).

В самом общем смысле слова нормативная регуляция означает, который индивиду или группе в целом предписывается, «задается» определенный — должный — вид поведения, его форма и т.д., «задаются» должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе, а реальное поведение людей и отношения членов общества и различных социальных групп программируются и оцениваются в гармония с этими предписанными, «заданными» стандартами — нормами.

Нормативное регулирование осуществляется при помощи норм, т.е. общих вариантов, моделей поведения. Признаки норм определяют основные характеристики нормативного регулирования. Во-первых, оно характеризуется неперсонифицированностью адресата воздействия, т.е. носит общий характер, адресовано заранее неопределенному кругу лиц. Во-вторых, нормативное регулирование рассчитано на неограниченно долгое применение во времени. В-третьих, нормативное регулирование рассчитано для множество однотипных жизненных ситуаций. Нормативное регулирование отражает типичное в общественных отношениях, оно не учитывает особенности и специфику конкретных ситуаций, поэтому в реальной жизни обобщенные предписаний норм дополняются индивидуальным регулированием.

Индивидуальное регулирование осуществляется через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Оно предполагает вынесение решений, относящихся к единичным случаям, требующим регулирующего воздействия. Характеристики казуального регулирования следующие. Во-первых, казуальное регулирование относится к конкретному лицу или группе поименованных лиц, т.е. характеризуется персонифицированностью адресата. Во-вторых, индивидуальное регулирование рассчитано для урегулирование одной конкретной жизненной ситуации. В-третьих, индивидуальное регулирование рассчитано на разовое применение и не относится ко всем подобным ситуациям, которые могут возникнуть в будущем. Казуальное регулирование призвано учитывать специфику каждой отдельной ситуации, все случайное особенное, что не укладывается в схему типических предписаний нормативного регулирования.

Примат нормативного регулирования над казуальным очевиден. Благодаря появлению норм как средств управления общество избавляется через необходимости регулировать одни и те же случаи поведения только в индивидуальном порядке. Оно получает возможность, прогнозируя типические ситуации путем практического применения норм или образцов поведения, обеспечивать необходимую социальную направленность поведения людей, сохранять его организованность и динамичность.

Способы социального регулирования поведения людей можно по характеру свести в три основные группы: побуждения, понуждения, принуждения.

Побуждение - метод социального регулирования, обращенный к психологической сфере (чувствам, привычкам, эмоциям) человека, убеждающий в полезности, выгодности определенного поведения, распределении тех или иных социальных ролей. Акцент делается на авторитете, а не на насилии. Понуждение - метод регулирования, основанный главным образом на материальном стимулировании (поощрении, вознаграждении или лишении соответствующих имущественных благ, привилегий), когда та или иная выгода определяет желаемое поведение. Наконец, принуждение - это способ воздействия, когда социально необходимое или желаемое поведение достигается с применением насилия, т.е. лицам, отклоняющимся от установленных правил поведения, причиняются физические или психические страдания. Такой метод регулирования основывается на возможности (угрозе) государственного или общественного принуждения, а в случае необходимости и реализации этой угрозы.

В социальном регулировании, как правило, задействованы все эти методы в различных комбинациях, или может использоваться каждый метод в отдельности. Они позволяют достаточно гибко регулировать поведение индивидов и социальных групп в обществе.

Важное место в социальном регулировании занимают структуры и способы контроля за результатами воздействия на общественные отношения и процессы. В качестве контролирующих инстанций могут выступать высшие государственные органы законодательной или исполнительной власти, общественные организации, средства массовой информации, специализированные контрольные организации (например, налоговая инспекция, аудиторские организации, институт уполномоченного по правам человека и т.д.).

 

4. ПРИЗНАКИ ВЛАСТИ. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ВЛАСТИ (ЗАВИСИМЫЙ, ВОЛЕВОЙ ХАРАКТЕР ВОЗДЕЙСТВИЯ, ВЛАСТНЫЕ  МЕТОДЫ)

Отличительные признаки власти проистекают из ее природы и выражаются в легальности использования силы, публичности (всеобщности и безличности), многообразии экономических, социальных и других ресурсов, моноцентричности и стремлению к абсолютизации.

По И.А .Ильину «волевая сила» является родовым признаком или сущностным началом власти. Волевая сила подразумевает способность волевого воздействия и влияния одного политического субъекта на другой и на ход политических событий в желаемом направлении.

Волевой характер воздействия отличает политическую власть от физической силы тем, что способ ее воздействия имеет внутренний, духовный аспект, так как воля является функцией душевно-духовной деятельности человека, хотя Ильин в порядке исключения допускал насилие в качестве крайней меры сопротивления злу, в том числе и в политической сфере общества.

Политическую власть, считает Ильин, от других видов власти отличает то, что она является «правовой силой», т.е. она социально сосредоточена и юридически организована.

Власть никогда не является отношениями лишь одного лица (или органа).

Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или второго, пассивного субъекта), отношений господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта.

Объектами власти выступают индивиды и социальные общности, организации и предприятия, ведомства и отрасли, административно-территориальные образования (село, район, город, область, край, республика, регион и др.), страна или сообщество стран (например, Содружество Независимых государств либо Европейский Союз).

Субъектами власти могут быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами более высокого уровня – политические элиты и лидеры.

Как правило, субъекты власти должны обладать такими качествами, как желание властвовать, воля к власти, готовность брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление властвовать связано с тем, что власть открывает широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, привилегий, выгодных связей и т.д.

От того, как взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества. Сущностью власти являются волевые отношения (управление /господства/ — подчинение). Власть допускает верховенство, монопольное право субъекта принимать решение («авторитетные решения») значимые для объекта, и возможность обеспечивать выполнения принятых обязательств, то есть контролировать объект.

Готовность к подчинению объекта властвования зависит от ряда факторов: от его качеств; от выдвинутых к нему требований; от ситуации и средств влияния, которые имеет субъект; от восприятия субъекта объектом в зависимости от наличия (или отсутствию) у него авторитета. В отличие от ранних эксплуататорских государств, где объект властвования был бесправным и обязанным беспрекословно подчинение субъекту властвования, в современных демократических державах качества объекта политического властвования определяются в первую очередь его политической и правовой культурой.

Субъектно-объектные отношения в рамках политической власти могут осуществляться в разных типах властного господства и легитимности.

Макс Вебер выделил три основных типа властного господства. Первый – традиционный, опирается на традиции, обычаи, нравы той или иной страны. Второй – харизматический, основывается на личной популярности и влиянии политического лидера. Третий тип властного господства – легальный, базируется на власти законов и приоритетной роли бюрократии.

Каждый из названных типов властного господства обладает определенной степенью легитимности. В современной политологии легитимность власти – это признание ее законной и справедливой, заслуживающей поддержки со стороны общества.

 

5. ВИДЫ ВЛАСТИ

В современном обществе власть существует в конкретных видах, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные формы и разновидности. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать:

а) власть в масштабе всего общества;

б) власть внутри того или иного коллектива (организации);

в) власть в отношении между двумя индивидами.

Власть можно поделить также на политическую и неполитическую.

Власть внутри той или иной социальной общности (общества, коллектива, организации и др.) в зависимости от способа организации и властвования может быть демократической или недемократической

Политическая власть в обществе (и прежде всего это касается государственной власти) может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной).

Основными видами являются:

политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

законодательная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства.

исполнительная власть — совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления.

Судебная власть - для разрешения правовых споров между конкретными лицами.

власть как управление — способность оказывать социальное влияние для достижения целей на того или иного лица или группу лиц.

публичная власть — власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.

Информация о работе Власть как социально-политический феномен