Виды власти. Основные признаки политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Для многих современных государств характерно стремление к демократизации социальной власти. Применительно к власти на предприятиях это проявляется, например, в лишении собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.п.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft полтологWord.docx

— 30.47 Кб (Скачать файл)

1.Виды власти. Основные признаки политической власти.

ВЛАСТЬ, в общем смысле способность и возможность оказывать  определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью  каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных  органов

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление  в соответствии с ресурсами, на которых  она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную и  принудительную власть.

Экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль – это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, — это контроль над средствами достижения всех наших целей» (Хайек. Дорога к рабству / Новый мир, 1991, № 7, с. 218).

С экономической властью  тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Для многих современных государств характерно стремление к демократизации социальной власти. Применительно к власти на предприятиях это проявляется, например, в лишении собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.п. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными трудовыми соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы, суда и т.п.

Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школу, другие образовательные учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, о положении общества, но и манипулированию сознанием и поведением людей.

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы.

Существуют и другие подходы  к выделению видов власти.

Так, в зависимости от субъектов власть делится на:

— государственную;

— партийную;

— профсоюзную;

— армейскую;

— семейную и т.п.

По широте распространения выделяются следующие виды власти:

— мегауровень (власть на уровне международных организаций: ООН, НАТО, Европейский Союз и т.п.);

— макроуровень (власть на уровне центральных органов государства);

— мезоуровень (власть на уровне подчиненных центру организаций: региональных, районных);

— микроуровень (власть в  первичных организациях и малых  группах).

По функциям государственных органов различается власть:

— законодательная;

— исполнительная;

— судебная.

По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:

— тоталитарную;

— авторитарную;

— либеральную;

— демократическую.

В зависимости от социальной базы власти выделяются следующие виды власти:

— полиархия (власть многих);

— олигархия (власть финансистов  и промышленников);

— плутократия (власть богатой  верхушки);

— теократия (власть духовенства);

— партократия (власть партии);

— охлократия (власть толпы).

Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти. К особенностям политической власти относятся следующие:

1) верховенство, т.е. обязательность  ее решений для всякой иной  власти. Политическая власть может  ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или  же вовсе ликвидировать их;

2) публичность, т.е. всеобщность  и безличность. Это означает, что  политическая власть обращается  от имени всего общества ко  всем гражданам с помощью права;

3) моноцентричность, т.е. наличие  единого центра принятия решений.  В отличие от политической  власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны,  так как в рыночном демократическом  обществе существует много независимых  собственников, СМИ, социальных  фондов и т.п.;

4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно  государство, использует не только  принуждение, но и экономические,  социальные и культурно-информационные  ресурсы;

5) легальность в использовании  силы, принуждения в отношении  граждан.

Важнейшим элементом политической власти является государственная власть. Чем же различаются политическая и государственная власть?

1. Понятие политической  власти шире понятия государственной  власти, поскольку политическая  деятельность может осуществляться  не только в рамках государственных  органов, но и в рамках деятельности  различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления  и т.д. Другими словами, политическая  власть рассредоточивается по  всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех политических субъектов.

2. Государственная власть  строится по принципу вертикальных  связей (т.е. иерархии, подчинения  низших звеньев высшим, исполнительной  власти законодательной). Политическая  же власть осуществляется по  принципу горизонтальных связей (как сосуществование, соперничество,  борьба между собой различных  субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих  элит, групп давления, отдельных  лидеров и т.д.).

3. Государственная власть, согласно российской конституции,  заканчивается на уровне областей, дальше власть осуществляется  органами местного самоуправления. Последние являются субъектами  политической, но уже не государственной  власти.

В современном обществе власть существует в конкретных видах, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные формы и разновидности. Основными  видами являются политическая власть, экономическая власть, социальная власть, духовная власть. Главным видом является политическая власть, которая подразделяется на две основные формы: государственную  и общественно-политическую. Государственная  власть, появившаяся вместе с институтом государства, имеет императивный характер. Ее предписания обязательны к  исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего  комплекса властных ресурсов. В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые  отличаются функциональным содержанием  и конкретными властными полномочиями.

В отличие от государственной общественно-политическая власть не имеет императивного характера  и, как следствие, не может располагать  ресурсным потенциалом государства. Ее предписания имеют рекомендательный характер и распространяются не на всех граждан, а только на членов той  или иной общественно-политической организации. Так, партийная власть руководит членами политических партий, профсоюзная власть распространяет свое влияние на членов профессиональных союзов и так

 

Отличительными признаками политической власти являются:

1 Суверенитет, т.е. независимость  и неделимость политической власти. Это означает, что политическая  власть не может быть разделена  между социальными субъектами, которые  занимают разные политические  позиции.

2 Авторитет, т.е. общепризнанные  в стране и за её пределами  влияние субъекта политической  власти.

3 Волевой характер означает  наличие у социального субъекта  осознанной политической цели, способности,  готовности и решимости последовательно  добиваться её осуществления.

4 Верховенство, т.е. обязательность  её решений для всего общества  и для всех других видов  власти.

5 Публичность, т.е. всеобщность  и безличность. Это означает, что  политическая власть в отличие  от приватной, личной власти, которая  существует в небольших группах,  от имени всего общества обращается  с помощью права ко всем  гражданам

6 Принудительность. Т.е. легальность  в использовании силы и других  средств для обеспечения организованного  принуждения в пределах страны.

7 Моноцентричность, т.е. существование  общегосударственного центра принятия  решения.

8 Широчайший спектр используемых  средств для завоевания, удержания  и реализации власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Политическая  психология, как элемент политического  сознания.

Политическая идеология активно  влияет на общество, соединяясь с психологией  людей. Политическая психология, таким  образом, представляет собой практическое осознание субъекта властных отношений. Иначе говоря, это и совокупность духовных образований, которая способствует выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического  поведения. Если идеология является продуктом специализированной сознания, теоретической деятельностью группы, то психология формируется в процессе непосредственной активности граждан  на основе их практического взаимодействия между собой и с институтами  власти. Поэтому в смысле политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные  элементы сознания, которые ориентируют  ее, как правило, на отражение не перспективных, а современных интересов  людей. Хотя здравый смысл, заложенный в политических эмоциях, позволяет  им достаточно точно и тонко отражать политические взаимоотношения различных  сил, правильно определять перспективу  деятельности партий и государства.

С функциональной точки зрения политическая психология демонстрирует, насколько  переживания и надежды, положительные  эмоции и разочарование людей  стали науковоподібними и систематизированными под идеологическим влиянием, насколько  целенаправленно они отражают групповые  и загальнозначущі интересы. И  в целом, надо сказать, что идеологическая доктрина не всегда становится решающим фактором, определяющим содержание политических эмоций граждан. Тем более, что психология испытывает влияние различных идеологий  и состоит в процессе их противоборства. Именно поэтому реальное содержание политических чувств является показателем  духовной консолидации класса, нации, государства как субъекта власти, их способности к выполнению тех  или иных политических функций.

Таким образом, круг связанных с  изучением политической психологии проблем достаточно широк: от механизмов вызревания у индивида психологических  потребностей во власти и политике к исследованию чувственных коллизий при принятии управленческих решений. Но, несмотря на то, что интерес к  этим проблемам постоянно подогревался политической практикой, первая специализированная труд в этой области появилась  только в 1930 г. (Г.Ласвелл. Психопатология и политика). С того времени было немало сделано для систематизации человеческих представлений об эту  сферу политического сознания. Но как самостоятельная наука политическая психология сформировалась только в 60-70-х  гг. XX в. в русле западной политической мысли. Ее теоретическим фундаментом  стали политическая философия (классическая традиция представлена именами Т.Гоббса, Д.Локка, Т.Спенсера и других, а достижения новейшей политической истории - трудами  А.тойнби, Д.оруэлла, М.Сорокіна, Г.Парсона), политическая социология и социальная психология, а также политическая наука. Объектом политической психологии можно считать рефлекторные и рефлексивные механизмы формирования политических представлений в массовых, групповых и индивидуальных субъектов власти, тонкие нити, связывающие их мышления и практическую активность в стабильных и нестабильных политических процессах, международных и внутриполитических отношениях.

С содержательной точки зрения политической психологии можно выделить устойчивую часть (здравый смысл, психологический  склад этноса, обычаи и т.п.) и часть  более подвижную, динамичную, наиболее чувствительную к течения времени (переживания, эмоции, чувства).

Преимущество устойчивых эмоций, стереотипізація  чувств уменьшает потребность человека в политической информации, снижает  потенциал ее политического участия. Более того, закрепившись на уровне обычаев и образа мышления человека, какие-либо взгляды и оценки способны к эмоционально-чувственной трансляции (переноса) в другие социально-политические ситуации. Таким образом, отдельные  идеологические оценки и стереотипы могут проникать в совершенно другие политические условия, девальвируя  значение актуальных идеологических учений и стимулируя девиантное поведение  граждан.

Информация о работе Виды власти. Основные признаки политической власти