Виды толкования права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 09:03, реферат

Описание работы

Право – основа жизнедеятельности общества и государства. Поэтому знание основ правовой жизни общества и государства – долг каждого человека, гражданина. Дальнейшее развитие российской правовой системы и государственности, признание приоритета прав и свобод человека и гражданина, принципа разделения властей, гражданского правового общества – все это требует нового подхода к трактовке и изложению правовых понятий и институтов.

Файлы: 1 файл

сам.раб.основы права.docx

— 30.05 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Право – основа жизнедеятельности  общества и государства. Поэтому  знание основ правовой жизни общества и государства – долг каждого  человека, гражданина. Дальнейшее развитие российской правовой системы и государственности, признание приоритета прав и свобод человека и гражданина, принципа разделения властей, гражданского правового общества – все это требует нового подхода  к трактовке и изложению правовых понятий и институтов.

 

  Значение теории толкования норм права велико для правоприменительной деятельности. Она является всего лишь малой частью общей теории права, но важность и значимость ее довольно ощутимо, особенно в демократическом обществе, где толкование норм права имеет своей целью правильное применение содержащихся в них предписаний к определенным случаям жизни. Правильное применение норм невозможно без четкого представления о содержании действующих правовых норм, поэтому систематизировать или издать новый акт невозможно без знания подлинной воли законодателя. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды  толкования норм права по субъектам. Официальное и неофициальное толкования и их разновидности. В качестве субъекта толкования может выступать любое лицо, однако юридическое значение толкования, его обязательность для правоприменителей при этом будут неодинаковы. Они зависят от правового положения субъекта, толкующего норму права.

По субъектам толкование подразделяется на официальное и неофициальное. Официальное толкование принято, определять в теории права как разъяснение смысла и целей правовых норм, осуществляемое компетентными органами и влекущее определенные юридические последствия. Исходя из этого определения, следует выделить два основных признака официального толкования принадлежность его уполномоченным органам и юридические последствия, вытекающие из государственно-властных указаний, содержащихся в разъяснении.

Нетрудно заметить, что  указанные свойства официального толкования производны от субъектов толкования. Кроме указанных признаков официальное  толкование характеризуется также  формой и особым порядком осуществления. С точки зрения формы подавляющее  большинство актов официального толкования выражаются в виде письменных документов со всеми их реквизитами. Юридической практике известно весьма ограниченное число случаев устного  официального толкования. Такой характер имеет, например, разъяснение прав и  обязанностей участникам процесса со стороны суда во время рассмотрения гражданских и уголовных дел. Вместе с тем подобные процессуальные действия также фиксируются в  определенных документах подписка свидетелей, экспертов и т.д. Аналогичное значение имеет устное официальное толкование, осуществляемое должностными лицами во время приема посетителей по юридическим вопросам прием граждан работниками суда, прокуратуры. Особый порядок осуществления официального толкования выражается в понятии праворазъяснительного процесса, в рамках которого формируется акт толкования.

Праворазъяснительный процесс как совокупность определенных стадий формирования официального разъяснения раскрывает вопрос о причинах и порядке издания акта толкования, особенностях его регулирующего воздействия на общественные отношения.

Все это позволяет более  четко видеть особенности официального толкования по сравнению с неофициальным. Официальное толкование дается органами, уполномоченными на это государством. Оно является обязательным для других субъектов.

Официальное толкование подразделяется на аутентическое и делегированное. Аутентическое толкование дается органом, издавшим толкуемый нормативный акт. Специального полномочия на аутентическое толкование не требуется. Оно логически вытекает из компетенции органа, издающего нормы права. Если соответствующий государственный орган наделен правом издавать нормативные акты, то отсюда следует, что он вправе давать разъяснение этим актам.

Акт аутентического толкования следует отличать от нормотворческого акта. В юридической практике государственных  органов аутентическое толкование выступает по внешней форме, с  одной стороны, как разъяснение  позитивного права, а с другой - оно иногда содержит в себе элементы развития законодательства. Особенности  аутентического толкования уже давно  вызывают определенный интерес в  науке права.

Делегированное  толкование основывается на законе. В этом случае закон наделяет тот или иной орган правом давать толкование актам, изданным другими органами. Официальное толкование может быть казуальным или нормативным. В этих понятиях выражается различная степень широты воздействия толкования на общественные отношения. Казуальное толкование дается применительно к отдельному случаю казусу. Оно формально обязательно только для конкретного дела. Например, Президиум Верховного Суда РФ, рассмотрев какое-либо дело в порядке надзора, отменяет решение нижестоящего суда и в своем определении дает толкование применительно к данному делу. Однако действительное значение актов казуального толкования, даваемого вышестоящими инстанциями, гораздо шире. Эти акты выступают для нижестоящих органов в качестве образцов понимания и применения закона.

Нижестоящие инстанции всегда ориентируются на практику толкования и применения законов вышестоящими органами и обычно следуют ей. Иногда в литературе принципиальные положения, содержащиеся в решениях высших судебных инстанций по конкретным делам, называют прецедентами. Но этот прецедент является лишь примером для подражания, для правильного понимания и применения закона.

Формальной обязательности для других дел он не имеет и  не является прецедентом в смысле источника права, как это имеет  место в англосаксонских правовых системах.

Нормативное толкование дается применительно к рассмотрению всех дел определенной категории, разрешаемых  на основе соответствующих норм. Толкование называется нормативным не потому, что это толкование норм. Любое  толкование - это толкование норм. Нормативным  оно является в силу того, что  носит общий характер, формально  обязательно при рассмотрении всех дел, разрешаемых на основе истолкованной  нормы. Как уже отмечено, оно нормативно потому, что результат такого толкования выражен в виде интерпретационных, обязательных для других субъектов  норм. Это нормы о нормах.

В них предписывается, как  следует понимать и применять  другие правовые нормы. Потребность  в нормативном толковании возникает  тогда, когда нормативные акты содержат правотворческие ошибки в виде неясных, недостаточно определенных формулировок, что ведет к различному пониманию  этих актов правоприменительными органами. Нормативное толкование законов  дается обычно в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ по определенной категории  дел. Правом толкования Конституции  РФ, принятой путем референдума, наделен  Конституционный Суд РФ. По поводу правовой природы актов судебного  нормативного толкования в отечественной  юридической литературе нет единства взглядов.

Одни авторы рассматривают  их в качестве источников права, другие не признают за ними такого качества. Кроме  верховных судебных инстанций официальное  толкование законов РФ могут давать и исполнительные органы, но в пределах своей компетенции и только тех  законов, которые они призваны осуществлять.

Например, ни Президент РФ, ни Правительство РФ не могут толковать  Конституцию РФ, Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный, Семейный кодексы  и др. Это - компетенция судов. Но в порядке исполнения законов  они издают подзаконные акты с  целью их конкретизации и определения  порядка исполнения. В этих актах  могут содержаться и истолковательные, разъяснительные положения, но, повторим, только тех законов, во исполнение которых они изданы.Специальных актов толкования законов они, как правило, не издают. Но очевидно, что эти органы могут давать аутентическое толкование своим собственным актам. То же самое относится и к подчиненным Правительству РФ министерствам, комитетам и службам. Они издают в пределах своей компетенции постановления, приказы и инструкции во исполнение законов РФ, указов Президента и постановлений Правительства РФ. В этих актах также могут содержаться положения истолковательного характера.

Министерства ведомства, их управления и отделы рассылают  на места документы инструкционно-разъяснительного характера информационные письма, указания и т.д в которых тоже могут содержаться разъяснения нормативных актов, указания о порядке их применения. Вышестоящие судебные органы рассылают нижестоящим обзоры практики с анализом недостатков толкования и применения законов. Подобного рода документы имеют скорее информативный, а не строго предписывающий характер, характер советов, рекомендаций о том, как следует толковать и применять соответствующие нормативные акты. Так как эти документы исходят от вышестоящих органов, то они обладают достаточной степенью авторитета и направляют деятельность нижестоящих инстанций в нужное русло.

В отличие от толкования, конкретизация права привносит  в содержание нормы нечто новое  дополнительно к выраженному в законе. Таковы, например, правоположения, конкретизирующие оценочные понятия, употребленные в законе злостный характер, тяжкие последствия, непригодность и т.п Официальное толкование не следует смешивать с официозным, т.е. с разъяснением, осуществляемым вне деятельности, связанной с функциями государственной власти и управления.

Последнее является разновидностью неофициального толкования и не влечет юридических последствий. Неофициальное  толкование осуществляется субъектами, деятельность которых в этой области  не является официальной. Ими являются научные учреждения, ученые, адвокаты, юрисконсульты и т.д. Неофициальное  толкование необязательно для других субъектов. Сила и значение такого толкования зависят от личного авторитета интерпретатора, от глубины анализа, от обоснованности и аргументированности его истолковательных выводов.

Соответственно выделяют обыденное толкование, даваемое гражданами компетентное, которое дается сведущими  в праве людьми специалистами  доктринальное, исходящее от ученых, ведущих исследовательскую работу в этом направлении. Доктринальное  от слова доктрина - наука, которое  делается учеными-юристами в монографиях, статьях, комментариях к закону и т. д.

 

Субъектами толкования права могут быть все - граждане, государственные органы, общественные объединения, должностные лица, научные учреждения, ученые. Однако последствия такой деятельности будут разными. Любой человек при желании может взять в руки, к примеру, Уголовный кодекс, найти в нем интересующую его статью и досконально изучить ее, осмыслить, вникнуть в суть содержащегося в ней предписания или запрета, сделать для себя необходимые выводы. Так в жизни и происходит. Но подобная "частная" процедура не будет иметь никакого значения для других субъектов и не вызовет никаких юридических последствий. Иное дело, если норму права толкует должностное лицо или государственный орган.

Как отмечалось выше, толкование права - сложный и многогранный процесс  как с точки зрения технической, так и социальной. Существуют разные виды, способы, приемы, объемы толкования. Наука их подробно классифицирует по разным основаниям. В данном случае речь идет о видах толкования по субъектам, которое подразделяется прежде всего на официальное и неофициальное.

Официальное толкование дается уполномоченными на то компетентными  органами и должностными лицами. Оно, как правило, документально оформляется  в специальных актах (актах толкования) и является юридически обязательным для всех, кого это касается; вызывает определенные последствия. Такое толкование ориентирует субъектов правореализации на однозначное понимание толкуемой нормы и правильное ее применение. Разумеется, оно принимается во внимание и рядовыми гражданами.

В свою очередь среди официального толкования выделяется ряд подвидов:

  • нормативное (общее)
  • казуальное (индивидуальное);
  • аутентичное (авторское);
  • легальное (разрешенное, делегированное);
  • судебное.

Нормативное толкование распространяется на более или менее широкий круг субъектов и носит характер общих установок. Термин "нормативное" здесь условен. На самом деле нормативное толкование никаких новых норм не создает, а разъясняет лишь действующие. Это, как правило, судебное толкование в форме постановлений Пленума Верховного Суда, рекомендующего всем нижестоящим судам придерживаться определенных требований и ориентиров при применении того или иного закона, рассмотрении той или иной категории дел. В отличие от нормативного, казуальное толкование (от слова "казус", конкретный случай) касается определенного факта, дела, проступка. Оно не имеет общеобязательного значения, его цель - правильное разрешение именно данного, чаще всего сложного, уникального случая.

Аутентичное (авторское) толкование - это толкование, исходящее от органа или должностного лица, издавших толкуемый нормативный правовой акт, т.е. это толкование органами государства своих собственных актов. Слово "аутентичный" в переводе с греческого означает подлинный, действительный, основанный на первоисточнике.

Легальным толкование - которое официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции. Чаще всего это ведомственное толкование.

Судебное  толкование - как это видно из сочетания слов, осуществляется судебными органами, и прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом. Оно может быть как нормативным, так и казуальным. Среди судебного толкования особое значение имеет толкование права Конституционным Судом РФ, которому предоставлена исключительная прерогатива толковать Конституцию РФ и другие основополагающие акты. При этом Конституционный Суд в ходе толкования создает в отдельных случаях обязательные для всех заинтересованных лиц судебные прецеденты, выступающие уже источником права.

Однако важно отметить, что Конституционный Суд не может  давать толкование Конституции и  других нормативных актов по собственной  инициативе, а только по письменным запросам соответствующих субъектов, указанных в ст. 125 Конституции  РФ (Президент Российской Федерации, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, органы законодательной  власти субъектов Федерации), а также  жалобам граждан. Конституционный Суд рассматривает также соответствие издаваемых в РФ законов, других правовых актов, отдельных норм Конституции, и в случае признания их неконституционными они теряют свою юридическую силу. Разновидностью судебного является арбитражное толкование.

Информация о работе Виды толкования права