Управление политическими конфликтами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 11:21, реферат

Описание работы

Предметом политического конфликта всегда является власть. В своей предметной деятельности люди обращены к миру вещей, который они перерабатывают, комбинируют, преобразуют. Находясь в контакте как члены группы, люди строят систему взаимоотношений и взаимовлияний, а она, в свою очередь, превращается в пирамиду уровней управления. Вершина этой пирамиды и является политической властью.
Власти неоткуда взяться, кроме как из недр социальной жизни, в конце концов политический уровень бытия можно даже считать уровнем социального взаимодействия.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Сущность и значение конфликтов в политике.

Глава 2. Место и роль конфликтов в политике

Глава 3. Управление политическими конфликтами

Заключение

Файлы: 1 файл

конф и власть.docx

— 42.14 Кб (Скачать файл)

Сегодня этот подход сосуществует с  традиционным, идущим еще от Аристотеля и утвердившимся на протяжении веков  пониманием политики как участия  в делах государства, как отношений, возникающих исключительно в  связи с государством, с определением и осуществлением задач и форм его деятельности.

Различия между этими подходами  более значительны, чем может  показаться на первый взгляд, и уж во всяком случае не годятся к различию в словесно-терминологическом оформлении взглядов ученых, разрабатывающих одну и ту же проблематику. Главное из этих различии состоит в определении  сущности политики, а следовательно, и возникающих здесь конфликтов.

Действительно, жизнь в современном  обществе немыслима без регулируемых государством отношений собственности, устанавливаемых и контролируемых государством правовых норм поведения  в любой сфере общественных отношений  — от уличного движения до деятельности на международной арене, вне того или иного государственного устройства. И все это — только часть  многообразных проявлений существования  государства. Ведь если обратиться к  деятельности местных или центральных  органов управления, средств массовой информации или профсоюзов, установлению образовательных или технических  стандартов, соблюдению прав человека; здесь, как и во многих других сферах жизни общества, легко обнаружить присутствие государства, более  или менее успешно организующего  жизнь миллионов своих граждан.

Государство, будучи институтом поддержания  стабильности и целостности общества, его безопасности и возможности  воспроизведения, контролируя и  регулируя деятельность составляющих его социальных групп, является главным, базисным политическим субъектом, располагающим  специализированными органами и  средствами для обеспечения своего господства, выполнения политических, властных функций.

Однако властью в обществе обладает не только государство или те, кто  действует от его имени (например налоговый инспектор, офицер или  дипломат). Соответственно, и политика не связана исключительно с государством. Даже не углубляясь в историю человечества, которая знает и негосударственные формы организации общественной жизни, нельзя оспорить тот факт, что власть может принадлежать и тем, кто осуществляет ее помимо государства. Среди них — и мама, не пускающая гулять до тех пор, пока не сделаны уроки, и руководители партии или туристской группы, требующие соблюдения принятых в данном сообществе внутренних правил, и террорист, вымогающий выкуп за жизнь захваченных им заложников, и многие другие социальные субъекты и общности. Конфликт является одним из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различия во взглядах и иные формы несовпадения позиций, чаше всего именно конфликт лежит в основе поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов. Важно также и то, что конфликты, означая соперничество тех или иных субъектов (институтов) с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Тем самым политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структуризацию всего политического процесса.

Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Поэтому дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникают не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия, а то и просто элементарного игнорирования этих коллизий. Как справедливо считает немецкий ученый Р. Дарендорф, человеческая свобода и свобода политического выбора в частности «существует лишь в мире регулируемого конфликта». Поэтому только непрерывное выявление и урегулирование конфликтов может считаться условием стабильного и поступательного развития общества. (Конфликтологи подметили: если энергия людей распылена на решение множества властно значимых задач, а не концентрируется на каком-либо одном конфликте, такие социальные и политические системы, как правило, сохраняют больше возможностей поддерживать стабильность своего развития. Л. Козер полагал: неоднородные внутренние конфликты, налагаясь друг на друга, способны предотвратить глобальный раскол общества, чреватый для последнего полной утратой жизнестойкости.)

Таким образом, можно утверждать, что только отдельные разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер. В основном же (и прежде всего в странах с гибкой, развитой системой социального представительства) выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над центробежными.

 

 

Глава 3. Управление политическими конфликтами

 

В современной политической науке  первостепенное внимание уделяется  поиску форм и способов контроля за протеканием конфликтов, выработке эффективных технологий управления ими. К контролю за конфликтом стремятся даже те силы, которые заинтересованы не в урегулировании, а в перманентном его обострении, консервации, что, по их расчетам, могло бы породить ситуацию, которую можно использовать более эффективно, чем противники. В этом случае оппозиционные силы могут постоянно оспаривать предлагаемые властями правила игры, ставя их перед необходимостью ужесточать свои требования, что дает повод обвинить их в недемократизме. В свою очередь и правящие элиты нередко выдвигают неприемлемые условия для сотрудничества с оппозицией, надеясь на истощение ее сил или на компрометацию в глазах общественного мнения (как не стремящейся к общественному согласию).

Однако в большинстве  случаев политические силы стремятся  к контролю за конфликтами именно с целью их урегулирования. При этом в качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как одна из его сторон, так и, условно говоря, третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании (например ООН в разрешении арабо-израильского конфликта).

Особым значением для политической жизни обладают те случаи, когда стремление управлять развитием конфликта исходит со стороны правящих структур, центральных властей государства.

Но кто бы ни выступал субъектом управления конфликтом, поиск  технологий регулирования конкурентных взаимоотношений неизбежно опирается на решение ряда универсальных задач:

— воспрепятствовать возникновению  конфликта либо его разрастанию и переходу в такую фазу и такое состояние, которые значительно увеличивают социальную цену за его урегулирование;

— вывести все теневые, латентные, неявные конфликты в  открытую форму с тем, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы и следствия данного взаимодействия, избежать внезапных, обвальных потрясений, на которые невозможно будет правильно и оперативно отреагировать;

— минимизировать степень  социального возбуждения, вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политической (общественной) жизни, чтобы не с детонировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию.

Эти универсальные цели, лежащие в основании стратегии  управления конфликтами, неизбежно конкретизируются в соответствии с основной установкой — либо на урегулирование, либо на разрешение спорных ситуаций. Урегулирование, в частности, предполагает снятие остроты противоборства сторон, а также стремление субъекта управления избежать наиболее негативных последствий конфликта (для себя, государства, общества в целом). Оно может быть полным или частичным. Однако в любом случае достигаемый между сторонами компромисс не может устранить причин конфликта, сохраняя тем самым определенную вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение же конфликта предполагает исчерпание самого предмета спора или такое изменение ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, отношения партнерства, исключило опасность рецидива разногласий.

Для управления конфликтами  политический субъект должен учитывать  наиболее принципиальные внешние и внутренние факторы их формирования и протекания. К характеристикам, влияющим на формы и методы деятельности субъекта управления, можно отнести- степень открытости политической системы (отражающей, к примеру, наличие или отсутствие в ней «предохранительных клапанов», способных защитить правящие структуры от наиболее агрессивных форм политического протеста); уровень сплоченности конфликтующих групп и интенсивность внутренних взаимоотношений их членов; характер вовлеченности широких социальных слоев в спорные взаимоотношения; эмоциональную насыщенность политического поведения групп и граждан и их способность к самоограничению своих властных притязаний и т.д.

Для выработки технологий контроля за конфликтом особенно важен учет субъектом управления не общих (условно говоря — макрополитических) факторов его протекания, а специфики целей, выбираемых в соответствии с особенностями этапа его формирования и развития. Как правило, в науке выделяются этапы возникновения, развития и окончания политических конфликтов. В то же время особенности поведения субъекта управления конфликтом могут как определяться постановкой комплексных задач, учитывающих специфику каждого этапа в целом, так и зависеть от более узких, специализированных целей, которые он ставит перед собой на каждом этапе в отдельности. Поэтому в науке могут разрабатываться технологические модели поведения лидеров, правительств, государств и прочих субъектов управления конфликтами не только применительно ко всем (или отдельным) этапам их протекания (например «трехпериодная модель» М. Брегера деятельности правительств в условиях международного кризиса), но также и касающиеся отдельных сторон или аспектов их деятельности внутри каждого из этапов (в частности тактика переговорного процесса).

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Конфликты обладают динамикой. Они возникают из конфликтных  ситуаций, в ходе которых происходит осознание потенциальными участниками противоборства возникших противоречий. Конфликтная ситуация необязательно перерастает в конфликт, если противоречия устраняются  сторонами. Конфликтные ситуации политического характера «задаются урегулированию политическими же средствами, с помощью которых становится возможным избежать социальной напряженности, способствующей конфронтации индивидов и групп, их объединению в конфликтные группы и дальнейшей антгонизации по отношению к лицам, противостоящим им индивидам и группам. Если конфликтная ситуация перерастает в конфликт, ни его развитие идет по пути нарастания (эскалации) до пиковых отметок, после чего начинается спад, завершающийся исходом. За исходом конфликта часто следует постконфликтный синдром, характеризуемый «напряженностью в отношениях ранее конфликтовавших сторон, продолжающимся несовпадением оценок и мнений относительно объекта завершившейся конфронтации, "эстконфликтный синдром при обострении отношений может оказаться началом повторного конфликта даже по иным причинам. Исходы конфликта  могут быть сгруппированы по признаку завершенности их разрешения - как полностью  так и частично разрешенные – и по характеру результата, достигнутого взаимодействием сторон, в виде успеха, компромисса, выхода из конфликта и поражения.

Демократический процесс  контроля над конфликтными ситуациями предполагает ряд процедур:

1. взаимный и оперативный  обмен достоверной информацией  об интересах, намерениях сторон, участвующих в конфликте;

2. сознательное взаимное  воздержание от применения силы  или угрозы применения силы, в неуправляемости конфликтной ситуации;

3. объявление взаимного  моратория на действия, обостряющие  конфликт;

4. подключение    арбитров,    беспристрастный    подход    которых    к

конфликту    гарантирован. рекомендации принимаются за основ компромиссных действий.

5. использование существующих  или принятие новых правовых  норм,

административных! иных процедур, способствующих сближению позиций сторон, втянувшихся в конфликт;

6. создание   и   поддержание   атмосферы   делового   партнерства,   а

затем   и   доверите отношений   как   предпосылок  исчерпания   текущего конфликта   и   предотвращения   аналогичных   конфликтов в будущем.

Подобные процедуры применяются  не только по отношению к внутренним,  но и к международным  конфликтам.  Контроль за развитием последних предполагает конструктивное сотрудничество представителей     государств     - участников     конфликтов,     международных   правительственных неправительственных  организаций,   государств-посредников   на  основе творческого   применения принципов и норм международного права.

Новейшая политическая история  человечества подтвердила возможность  разрешения крупномасштабных конфликтных ситуаций в международных, в межобщинных отношениях с помощью  политических  компромиссов, создания   систем взаимного контроля за выполнением принятых обязательств.    Баланс страха и подозрительности в конфликтных ситуациях вытесняется балансом достаточной безопасности и появлением доверия оппонентов подкрепляемого позитивными политическими решениями и действиями.

 

 

 

Список использованной литературы:

1.     Мальцев В.А.  Основы политологии: Учебник для  вузов. – М.: ИТРК РСПП, 1997 г.

2.     Политология:  Учебник для вузов / Под ред.  М.А. Василика. – М.:

Юристъ,1999 г.

3.     Политология:  Учебное пособие для высших учебных заведений/  Под ред. доктора экономических наук, проф. Г.В. Полушиной.- М.: «АКАЛИС», 1996 г.

4.     А.С. Панарин.  Политология. Учебник.- М.: «Проспект», 1997 г.

5.     Пугачев В.П., Соловьев А.И., Введение в политологию:  Учебник для

студентов высших учебных заведений – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект

Пресс, 1999 г.

 

 


Информация о работе Управление политическими конфликтами