Типы современных избирательных систем. Избирательная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Политические выборы — это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности (от президента или главы правительства до руководителей местного самоуправления). Выборы бывают:
• президентские,
• парламентские,
• муниципальные, т.е. выборы в органы местного, обычно городского, самоуправления,
• очередные,
• внеочередные,

Содержание работы

1. Понятия и функции политических выборов.
2. Основные принципы свободных демократических выборов.
3. Типы современных избирательных систем. Избирательная система Республики Беларусь.
4. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная по политологии.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

 На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. К таким принципам относятся:

1. Свобода выборов , предполагающая прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов. Примеры политического давления – расправы с противниками, с активистами или сторонниками партий-конкурентов; административного – угроза снятия с руководящей должности руководителей и других должностных лиц, не сумевших «организовать» победу правящей партии, запугивание увольнением работников, отказывающихся ставить подписи в поддержку выдвижения угодного кандидата.; социально-экономического – подкуп, угрозы или реальные санкции, в том числе по отношению к целым категориям населения с помощью повышения оплаты труда, выплаты задержанных зарплат, пенсий, пособий ,обещания льгот и привилегий для отдельных регионов, психологического – запугивание избирателей угрозой гражданской войны, массовыми репрессиями в случае прихода к власти на выборах партии-оппонента; информационного – систематическая односторонняя и искаженная подача информации.

2. Наличие выбора, альтернативных  кандидатов. Сам термин «выборы»  предполагает отбор из различных  предложений. В случае , если есть лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, но не о выборах в полном смысле этого слова. Иногда на практике, особенно в странах с еще не сложившейся многопартийностью, создается ситуация, когда из-за высокого авторитета, мощной организационной и материальной поддержки национального политического лидера оппозиционные силы, не имея сколько-нибудь реальных шансов на успех, не решаются выставлять своих кандидатов. В таком случае демократический потенциал выборов существенно ограничивается. В условиях же политического плюрализма наличие альтернативных кандидатов – важный показатель демократизма выборов.

3. Состязательность, конкурентность  выборов. Различные политические  силы должны иметь возможность  бороться за доверие избирателей  на выборах, знакомить и убеждать  их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках электоральных платформ конкурентов. В западных демократиях чрезмерную остроту политической конкуренции призван сдерживать принцип лояльности, обязывающий терпимо, без нарушения этических норм относиться к политическим конкурентам, не допускать оскорблений в их адрес, фальсификаций.

4. Периодичность и регулярность  выборов. Выборы способны выполнять  конструктивные функции, служить  инструментом демократии при  условии, что носители мандатов  избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства.

5. Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает, прежде всего, примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет установления максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничения размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио. В некоторых странах, рассматривающих выборы как «государственно-политическое» дело, существует государственное финансирование избирательных кампаний, слабые в финансовом отношении партии получают от государства немалые средства для «выравнивания шансов». Реализация на практике равенства возможностей – наиболее часто нарушаемый на выборах принцип, что в большей или меньшей степени искажает их результаты и демократический характер.

 

3. Типы современных избирательных  систем. Избирательная система Республики  Беларусь.

 

 Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, приемов и принципов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. В каждой стране избирательная система функционирует на основе законодательства, которое детализирует основные положения данной системы, зафиксированные в конституции страны. В законодательстве отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к ним, процедура голосования и подсчета голосов, возможности пользования услугами средств массовой информации, а также источники финансирования.[2,c.167]

 Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге трехвекового развития представительная демократия выработала две основные системы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы.

 Мажоритарная избирательная система - это такая система, при которой победителем на выборах признается кандидат, набравший 50% голосов + 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании (в некоторых случаях - от списочного состава избирателей).

 При мажоритарной системе возникают и упрочиваются непосредственные связи между кандидатом и избирателями. Кандидаты хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы избирателей, лично знакомы с их наиболее активными представителями.

 Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти. При мажоритарной системе на выборах побеждают представители более сильного политического течения в стране. Это способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей, мелких и средних по своему значению партий. Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению тенденции к становлению в странах, где она используется, двух- или трехпартийных систем.

 Достоинства мажоритарной системы заключаются в том, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным политическим партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

 Недостатки мажоритарной системы. При мажоритарной системе для распределения парламентских мандатов имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов. Голоса, отданные всем другим кандидатам, во внимание не принимаются и пропадают.

 

 Главные из недостатков:

- значительная часть избирателей  страны остается не представленной  в органах власти;

- партия, получившая на выборах  меньше голосов, чем ее соперники, может оказаться представленной  в парламенте большинством депутатских  мест;

- две партии, набравшие одинаковое  или близкое количество голосов, проводят в органы власти неодинаковое  число кандидатов.

 Пропорциональная и смешанная избирательные системы

Пропорциональная система предполагает голосование по партийным спискам, разделение соответствующих депутатских мандатов пропорциональных числу голосов, набранных той или иной партией на выборах. При этом почти во всех законодательствах существует барьер (обычно это 5% голосов избирателей), который необходимо преодолеть партии для того, чтобы она была представлена в законодательном органе.

Пропорциональная система имеет две разновидности:

1.пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны, избирательные округа не выделяются;

2.пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае депутатские мандаты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах.

К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится то, что сформированные с ее помощью органы власти отражают реальную картину политической жизни общества, расстановку политических сил. Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества и в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.

Недостатки пропорциональной избирательной системы:

1.При пропорциональной избирательной системе возникают сложности в формировании правительства. Причины: отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами .Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью;

2.Пропорциональная избирательная система приводит к тому, что политические силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны, могут получить представительство в органах государственной власти;

3.Вследствие того, что голосование происходит не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма слаба;

4.Поскольку при пропорциональной системе голосование идет за политические партии, это обстоятельство устанавливает сильную зависимость депутатов от своих партий и ее руководства. Данное обстоятельство связывает руки парламентариям и может отрицательно сказаться на процессе обсуждения и принятия важных законодательных актов.

Смешанная избирательная система включает элементы обеих вышеуказанных систем.

Суть смешанной системы заключается в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства. Другая часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы.

Избирательная система РБ

Правовую основу избирательной системы в Республике Беларусь составляет Конституция. Конституция Республики Беларусь содержит специальную главу, посвященную избирательной системе.

Порядок проведения выборов урегулирован вступившим в силу 26 марта 2000 года Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Кодификация правовых норм, определяющих порядок подготовки и проведения выборов и референдумов в нашем государстве, осуществлена впервые. До этого указанные процессы регулировались отдельными законами, содержащие повторяющиеся нормы, которые одинаково регламентировали основные принципы проведения выборов, референдума, образования комиссий, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения агитаций. Принимая Избирательный кодекс, законодатель правомерно полагал, что объединение в одном законодательном акте правовых норм, определяющих порядок формирования выборных государственных органов, проведения референдума позволит обеспечить единообразный подход к избирательному процессу, облегчит работу комиссий, других участников выборных кампаний. Можно назвать и иные акты законодательства, регулирующие проведение выборов, среди которых постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.04.1994 №279 «О порядке пользования кандидатами в Президенты Республики Беларусь средствами массовой информации», от 04.04.2001 №457 «Об утверждении формы декларации о доходах и имуществе».

В Республике Беларусь избираются Президент, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов депутатов.

Избирательное право в Республике Беларусь построено на демократических принципах, предусматривающих всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и свободном участии в выборах, что закреплено в Конституции, Избирательном кодексе, иных актах законодательства.

В Республике Беларусь на основе прямых выборов избираются Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, депутаты местных Советов депутатов. Путем косвенных выборов на заседаниях депутатов местных Советов, депутатов базового уровня каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов избираются члены Совета Республики.

 Одной из процедур, позволяющих избирателям осуществить свободное волеизъявление, является тайное голосование. В Республике Беларусь принцип тайного голосования закреплен в статье 68 Конституции, в статье 9 Избирательного кодекса, запрещающей контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования. 

 Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.

 В то же время в статье 64 Конституции существует ограничение для граждан, которые в выборах не участвуют, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону.[4,с.49]

 В выборах также не участвуют лица, которым приговором суда определена такая мера наказания, как лишение свободы, иные виды уголовного наказания таких последствий не влекут. Анализ нового Уголовного кодекса позволяет сделать вывод, что не только штраф, исправительные работы ,но и арест (содержание осужденного в условиях строгой изоляции на срок от одного до шести месяцев) не дает оснований для ограничения для участия в выборах, так как непосредственно лишением свободы как видом уголовного наказания это не является.

 Что же касается участия в голосовании, то круг лиц, в отношении которых существуют дополнительные ограничения, еще шире: сюда включены и лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей. А содержание под стражей не является доказательством виновности обвиняемого, так как, впоследствии он может быть признан судом невиновным. А гражданин в данном случае лишается гарантированного Конституцией права на участие в выборах. Этот вопрос был пересмотрен постановлением Центризбиркома, арестанты теперь имеют право принимать участие в голосовании.

Информация о работе Типы современных избирательных систем. Избирательная система Республики Беларусь