Типы политических государственных режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

В последнее время в мире идут бурные политические процессы, в отдельных государствах происходит полная или частичная смена формы государства, в частности и политического режима. Такую картину мы можем наблюдать практически во всех бывших странах Советского Союза. Поэтому проблема установления политического режима в этих странах стоит наиболее остро.

Содержание работы

Введение…………...………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность государственного (политического) режима…………..4
2. Типы политических государственных режимов…………………………….10
2. 1 Тоталитарный режим………………………………………………………..12
2. 2 Авторитарный режим………………………………………………………..17
2. 3 Демократический режим……………………………………………………22
Заключение……...………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………………34

Файлы: 1 файл

полит.docx

— 56.91 Кб (Скачать файл)

12.Наличие независимых, прежде  всего от государства, средств  массой информации.

13.Наличие легальной политической  оппозиции.

Демократический режим предполагает существование действующей системы прав и свобод личности. Под системой прав и свобод личности понимают:

1. Политические права  и свободы – это возможности  человека в государственной и  общественно-политической жизни, обеспечивающее  его политическое самоопределение  и свободу.

2. Личные права и свободы  – это возможности человека, ограждающие  от незаконного и нежелательного  вмешательства в его личную  жизнь и внутренний мир, призванные  обеспечить существование, своеобразие, автономию личности.

3. Социально-экономические  права и свободы – это возможности  личности в сфере производства  и распределении материальных  благ, призванные обеспечить удовлетворение  экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека.

4. Культурные права и  свободы – это возможности  человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании  в соответствии со своими склонностями  и способностями.31

Социальная ценность демократии проявляется в том, что она воплощает в жизнь, в реальную практику многовековую мечту человечества об установлении в обществе подлинной свободы и равенства, гуманизма и справедливости, о возвышении человеческого достоинства. Ведь именно человек во всех своих социальных и личных качествах, общественных ролях (как работник, гражданин, член семьи либо той или иной социальной группы), обладающий своей неповторимой индивидуальностью, есть главное действующее лицо всех общественных преобразований. Поэтому ценность демократии надо определять, прежде всего, через призму интересов человека.

Демократия и свобода – важнейшие для человека ценности. За демократию и свободу человечество платило дорогой ценой – они достигались посредством революций, восстаний, жестокой борьбы с тиранией, фашизмом, тоталитаризмом.

Только в условиях демократии человек полностью становиться личностью, может максимально проявить и выразить себя в обществе, развить индивидуальную неповторимость своих задатков и талантов, обогатить свои сущностные, интеллектуальные силы и способности. Личность тем духовно, нравственно богаче, чем шире и многообразнее ее общественные связи, чем активнее она участвует в политической жизни социума.

Демократия – это возвышение человеческого достоинства, уважение прав и свобод, чести и неприкосновенности человека. Она представляет собой своеобразный политико-психологический фундамент, на котором формируется гражданин, свободный человек, не способный унижать других и недопускающий собственного унижения никем и перед кем. В условиях дефицита демократии человек низводится до положения безропотного исполнителя чужой воли, а его жизнь, неприкосновенность, свобода оказываются незащищенными. Демократия – это благородство, порядочность, справедливость, умение остро ставить и взвешенно решать любые принципиальные вопросы, поставленные жизнью. Она требует ответственности за слова и дела, за судьбы общества и государства. Во все времена одной из главных опор демократии было развитое чувство гражданственности, неотделимое от умения и готовности человека контролировать собственные действия, отвечать за свои поступки перед самим собой и обществом.32

Общеизвестны положительные стороны демократии, но в научной среде очень мало говориться об её противоположных характеристиках.

При демократическом режиме не обеспечивается выдвижение лучших на государственные должности, демократические процедуры принятия решений очень громоздки и не всегда могут оперативно и профессионально ликвидировать какой-либо пробел в работе. Демократические процедуры дорогостоящи, и в некоторых случаях неэффективны – в итоге отсутствует компетентное и качественное руководство обществом со стороны государства.

В XX веке все больше говорят об абсентизме - неучастии избирателей в выборах, о недоверии к политическим деятелям, о том, что реально власть все равно находится в руках правящей элиты, которая приспособилась к демократическим требованиям. Правящая элита имеет возможность оказывать серьезное влияние на исход выборов, референдумов и т.п. манипулируя общественным мнением с помощью средств массовой информации.

Соответствующий общему определению, реально действующий, демократический режим гарантирует защиту избирательных и иных политических прав, выступает гарантией устойчивого эволюционного развития конституционно-политической системы государства и политической стабильности. В свою очередь, политическая стабильность – это гарантия стабильности в экономике, которая является главным фактором в развитии общественных отношений, и иных сферах жизни общества и государства в целом, реализации всего объема конституционных и других предусмотренных законодательством прав и свобод человека и гражданина.

Демократию и свободу, поскольку это явления социальные человек не воспринимает никакими органами чувств, и если они есть, пользуется ими, как бы не замечая их наличия. Напротив, человек начинает остро чувствовать отсутствие демократии и свободы, когда лишается их. Не случайно одна из самых суровых мер наказания за тяжкие преступления - лишение свободы на определенный период времени.33

Демократия и самоуправление – школа массового воспитания и обучения людей. Через демократию, участие в делах государства воспитывается гражданственность, формируются политическое сознание и политическая культура масс, обогащается духовная жизнь человека и общества.

Демократия и самоуправление служат социально-политической основой развития гражданского общества, самоуправляющихся структур и институтов, становления правового государства. Они обеспечивают непрерывную и обратную связь населения и государственных органов и органов местного самоуправления.

Демократический режим – это, пожалуй, единственно возможный способ выявления, концентрации воли народа и возведения её в закон, важная гарантия проведения законов в жизнь.

Демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности образуют движение за их реализацию.

Современные демократические режимы далеки от идеала. Они не исключают возможности использования в той или иной ситуации авторитарных методов властвования. В любом демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, который может быть использован для подавления массовых антиправительственных выступлений. Хотя такие действия достаточно редки, но всегда сохраняется возможность их использования. Обычно взаимоотношения государственных институтов с гражданским обществом основывается на понимании того факта, что судьба народных избранников, в конечном счете, зависит от воли избирателей, поэтому для того чтобы получить или сохранить властные полномочия, необходимо заручиться поддержкой большинства имеющих право голоса, продемонстрировав преимущества не только своей программы, но и личных качеств по сравнению с оппонентами. На первый план выдвигается тактика политического маневрирования, успех которого во многом зависит от умения властей сыграть на общественном мнении, найти соответствующие способы снятия социальной напряженности и, несмотря на уступки в поисках того или иного компромисса, контролировать экономическую и политическую ситуацию в стране.34

Следовательно, демократия не означает полной свободы и независимости личности от государства. Государство всегда может не только контролировать, но и корректировать, направлять общество, что не всегда может быть полезно самому обществу.

Важнейшим принципом данного режима является конституционное закрепление и иное законодательное закрепление основных общечеловеческих, социально-экономических, политических прав и свобод граждан, к числу которых в первую очередь относятся право на жизнь, право на собственность, право на участие в государственных делах путем голосования или занятия выборной должности, право на труд и образование, свобода слова и печати, собраний, а также свобода совести, подразумевающая право каждого исповедовать любую религию или придерживаться атеистических убеждений. 35

Вместе с тем законом предусмотрены и ограничения, призванные предотвратить превращение этих свобод во вседозволенность. Очевидно, что не может быть полной свободы печати: существует ответственность за разглашение в прессе и других средствах массовой информации сведений, содержащих государственную или военную тайну, публикацию заведомо ложных материалов, порочащих честь и достоинство граждан и организаций. В целях защиты нравственного здоровья общества во многих странах действуют жесткие правила, запрещающие распространение порнографических изданий за пределами специально установленных мест и продажу такого рода печатной продукции несовершеннолетним.36

В современных демократических государствах законодательство закрепляет наличие у граждан тех или иных прав и свобод, не всегда определяет, каким образом они будут реализованы. Зафиксированное в конституции право на труд не является гарантией от безработицы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

В результате изучения темы «Политический государственный режим» я сделал некоторые выводы.

В теории государства и права существуют различные мнения и подходы к определению понятия и сущности термина «политический государственный режим», некоторые исследователи разделяют это понятие на два, где государственный режим является частью политического, другие же не разделяют эти понятия, наоборот, они их отождествляют, так как, по их мнению речь идет об одном и том же явлении.

Однако многие исследователи в качестве классификатора определяют соотношение диктатуры и демократии, которое выражает степень свободы личности, гарантированность ее прав и свобод. В соответствии с этим критерием ученые выделяют три основных типа политического режима: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Невозможно однозначно определить тип политического режима в каком-либо государстве, так как почти все государства помимо основных черт, определяющих их политический государственный режим, имеют те или иные черты характерные для других режимов. Определить основной тип помогает соответствие признаков государственного устройства власти конкретного государства тем чертам, которые присущи конкретному типу политического режима.

Политический государственный режим является основным элементом формы государства. Под влиянием определенного типа режима формируются остальные элементы государственной власти, общественные, экономические, международные и другие отношения.

Политический государственный режим – очень динамичное, постоянно дополняющееся и изменяющееся явление. Он требует развития в соответствии с современными условиями в мире и, в частности, России.

Невозможно выделить «плохие» и «хорошие» политические режимы. Каждый тип имеет свои положительные и отрицательные стороны, но для меня наиболее неприятными показались черты тоталитарного устройства государственной власти.

Постепенно в мире происходит демократизация государств с жесткими формами правления.

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской  Федерации. М: Юридическая литература 1993.

2. Арон Р. Демократия и  тоталитаризм. - М.: Юрайт, 1999.

3. Введение в политологию/Гаджиев  К.С., Каменская Г.В. и др. М., 1993.

4. Венгеров А.Б. Теория  государства и права:  Учебник для юридических вузов. - М.: Новый Юрист, 1998.

5. Вятр Е. Лекции по политологии. Т.1. Типология политических режимов. – М.: Инфра-М, 2001.

6. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Новый Юрист, 1998

7. Ищенко А.В. Власть при  переходе от тоталитаризма к  демократии. // Свободная мысль. 2003 - № 8.

8. КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М.: Инфра-М, 2000.

9. Клименко С.В., Чичерин  А.Л. Основы государства и права, М: Теис, 1996

10. Коваленко А.И. Правовое  государство: концепции и реальность. – М.: Юристъ,2000.

11. Козлихин И. Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1993.

12. Комаров С.А. Общая теория  государства и права в схемах  и определениях. - М.: Юрайт, 2000.

13. Комаров С.А. Теория  государства и права. - М., Инфра-М, 2001.

14. Лазарев В.В. Общая теория  государства и права - М., Инфра-М, 2000.

15. Лившиц Р.З. Государство  и право в современном обществе: необходимость новых подходов//Советское  государство и право.1990.N 10.

16. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М., Инфра-М, 2002.

17. Морозова Л.А. Функции  российского государства на современном  этапе// Государство и право, 1992, N 6

18. Общая теория государства  и права: Учебник / под ред. В.В.Лазарева. – з-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ,2000.

19. Правовое государство  в России: замысел и реальность: Круглый стол юристов. 19 января 2005 г./ Междунар. фонд соц.-экон. и политологич. исслед.  – М.: Наука, 2005. – 95 с.

20. Спиридонов Л.И. Теория  государства и права. - М., Инфра-М, 2003.

21. Теория государства  и права. Курс лекций.Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2003.

22. Теория государства  и права.Под ред. А.И.Королева. СПб.: Юрист, 2000.

23. Теория государства  и права: Курс лекций в 2- х томах.Под ред. М.Н. Марченко – М.: Юридический колледж МГУ, 2000.

24. Теория права и государства. Учебник.Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 2000.

25. Теория права и государства: Учебник для вузов.Под ред. профессора Г.Н. Манова – М.: БЕК, 2001.

26. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия.Под ред. проф. Т.Н. Редько. - М.: Просвещение, 2001.

27. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве//  Государство и право. 2003.

 

1 Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М.: Юрайт, 1999.с.234

2 Введение в политологию/Гаджиев К.С., Каменская Г.В. и др. М., 1993.с234

3 Комаров С.А. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2001.с155

4 Лазарев В.В. Общая теория государства и права - М., Инфра-М, 2000.с234

5 Лазарев В.В. Общая теория государства и права - М., Инфра-М, 2000.с.67

Информация о работе Типы политических государственных режимов