Типология политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

Содержание работы

Введение
1. Понятие политического режима
2. Демократический режим
3. Тоталитарный режим
4. Авторитарный режим
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Теория государства и права. Контр.работа.docx

— 24.43 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

Уральский Государственный  экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Теория государства и права»

Тема: «Типология политических режимов»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

1. Понятие политического режима

2. Демократический режим

3. Тоталитарный режим

4. Авторитарный режим

Список использованных источников

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Форма государства стала  одной из актуальных тем теории государства  и права, следовательно и классификация политических режимов на данный момент представляет большой интерес. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.

В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные  признаки, которые по мере общественного  развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет  общие признаки, что позволяет  дать определение каждому элементу формы государства.

Для характеристики формы  государства имеет важное значение политический режим как в узком  смысле слова (совокупность приемов  и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень  гарантированности демократических  прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных  конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения  властных структур к правовым основам  государственной и общественной жизни).

Политические режимы, а  также их классификация представляет большой интерес и имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов имеет большое значение при характеристике государства и определения его формы.

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО  РЕЖИМА

 

Политический режим —  это система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе. Политический режим определяется формой государства, включающей форму правления.

Политическим режимом  обусловливается присущий тому или  иному периоду жизни страны порядок  политических отношений, степень политической свободы, образ правления. Это функциональная характеристика власти. Она не может  не отражаться на правовых формах государства  и его отношений с обществом  и отдельным человеком, урегулированных прежде всего конституционным правом. Можно сказать: если форма правления соответствует обозначенным в конституции законам и отражает в большей степени формально-юридическую сторону политической жизни и относительно статична, то категория «политический режим» характеризует то, как реально складываются отношения власти. Она значительно динамичнее, способна отражать уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.

Категория «политический  режим» воплощает в себе реальную политическую власть в данном обществе и методы ее осуществления. Она характеризует  также то, как соотносятся и  взаимодействуют в данном социальном организме гражданское общество и государство, каков объем прав и свобод личности, социальных групп  и реальные возможности их осуществления. На ту или иную разновидность политического  режима оказывает влияние множество  факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические  полномочия государственных органов  и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая атмосфера, складывающаяся иногда вопреки пожеланиям господствующего в государстве класса или вразрез с политическими прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они не одинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

 

 

2 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

 

Термин происходит от греческого слова demokratia, состоящего в свою очередь из двух слов: demos — народ и kratos — власть, правление. Следовательно, «демократия» в буквальном смысле означает «народовластие». Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Она означает форму правления, при которой население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы).

Демократический режим - характеризуется  высокой степенью политической свободы  человека, реальным осуществлением его  прав, позволяющим ему оказывать  влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как  правило, довольно узка, но она опирается  на широкую социальную базу.

 Характерная черта демократического режима - суверенитет народа. Именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под "соревновательными" понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру.

Избирателям должна быть предоставлена  возможность организоваться в партии для реализации своих целей. Одной  из ключевых характеристик демократии является принцип равноправия всех без исключения граждан перед  законом с его установкой «один  человек — один голос». Без свободы  слова и прессы, а также доступа  к информации, касающейся общественных дел, право голоса теряет смысл.

Демократический режим возможен в том случае, если законодательная  власть представлена коллегиальным  органом, выбранным народом, если законодатель закрепляет широкие социально-экономические и политические права и свободы граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Демократический политический режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок. Общество должно быть избавлено от произвольных арестов, особенно по политическим мотивам, а суд должен быть независимым и подчиняться только закону. Социальный опыт показывает неразрывную связь между демократией и законностью. Ни одно демократическое правление не может осуществляться в условиях властного произвола и беззакония. Там, где такие условия наступают, демократия идет на убыль, свертывается, освобождает место авторитарным методам руководства обществом. Разделение властей является одним из основных принципов демократического режима. Его реализация позволяет предотвратить злоупотребления и возникновение авторитарной, абсолютной власти, не связанной правом.

Гласность в деятельности государства — один из самых важных демократических принципов, обеспечивающий открытость работы органов управления, доступность для общественного  ознакомления с их деятельностью. Гласность  — наиболее массовая форма контроля населения за работой органов  власти.

 

3 ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ

 

Термин «тоталитаризм» (происходит от лат. totus, totum — весь, целый, совокупный) в политический лексикон был введен для характеристики своего движения. Позже это понятие использовалось немецкими и американскими политологами.

Тоталитарный политический режим — это такой, при котором  государство, не довольствуясь функцией официального представительства всего  общества, выступает единственным и  исключительным выразителем общественных потребностей и движений.

Происходит полная интеграция государства и общества, слияние  государственного и общественного. Современное, зачастую во многом идеологизированное, понимание тоталитаризма связывается с полным (тотальным) контролем государства всех социальных проявлений, огосударствлением всех легальных организаций, неограниченными законом полномочиями властей, запрещением демократических институтов и движений, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, милитаризацией, подавлением оппозиции.

Тоталитарное общество создает  мощную систему идеологической обработки  населения, манипулирования массовым сознанием. Для тоталитаризма характерны монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как политических противников. Этот политический режим устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение народности или демократии высшего типа.

Всеобъемлющая идеологизация общества сопровождается его тотальной политизацией, гипертрофией аппарата власти, ее проникновением во все поры социального организма. Для этой цели создается мощный аппарат социального контроля и принуждения (службы безопасности, милиция, армия и т.п.), проводится массовый террор или запугивание населения. Страх и слепая вера — главные ресурсы тоталитарного управления. В сознании людей усиленно создается образ врага, с которым не может быть примирения. Всячески поддерживаются боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающая расслабления, утраты бдительности. Все это служит оправданием командных методов управления и репрессий гарантий своей автономии и безопасности. Ограничение свободы носит разрешительный характер, т.е. запреты все четко определены. Тоталитаризм формирует или пытается создать адекватную себе социальную структуру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, делит всех людей на своих и чужих. Одновременно с ломкой прежней социальной структуры формируется новая. Общество социально дифференцируется главным образом в зависимости от распределения власти. Обладание властью или влияние на нее становится основой социальной стратификации, экономических и социальных привилегий.

 

 

4 АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ

 

Если тоталитаризм характеризует  определенный тип отношений государства  и общества, то авторитаризм (от лат. autoritas — власть, влияние) скорее означает антидемократический и часто антиправовой принцип властвования. Авторитарным может быть назван политический режим, основанный на самовластии, диктатуре единоличного правителя или правящей группировки, грубо попирающих правовые и нравственные нормы жизни общества. При авторитаризме власть осуществляется централизованно и однолинейно сверху, игнорируется или существенно снижается роль других и прежде всего представительных институтов. В условиях авторитаризма возможно формальное существование контролируемых властью парламента, партий, профсоюзов, разделения властей и других атрибутов демократии, т.е. гражданское общество не поглощается целиком. Характерен отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику, культуру. Авторитарному режиму присуща неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам.

Для авторитарного режима характерна монополия власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Однако сохраняется автономия  личности и общества во внеполитических сферах. Так или иначе для авторитарного политического режима свойственны командно-административный метод руководства, централизация власти, навязанное единомыслие и безусловное повиновение, широкое использование карательных мер во внутренней политике и агрессивные установки во внешней политике.

Авторитарная власть обычно обладает потенциальной способностью стать средством модернизации общества, концентрации усилия и ресурсов на решении определенных задач. Все  это делает ее достаточно эффективным  средством проведения радикальных  реформ.

Достоинства авторитарной политической системы особенно очевидны и ощутимы  в экстремальных условиях. Однако эти достоинства не могут компенсировать негативных сторон и последствий  авторитарного режима. Как правило, эффект, достигаемый авторитарным режимом, возможен лишь в пределах относительно краткого исторического периода.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Понятие “политический режим”, а также классификация политических режимов не потеряли в современные  дни своей актуальности. Они требуют  развития в соответствии с современными условиями в мире.

 За последние 20 лет  очень много недемократических:  тоталитарных и авторитарных  режимов распалось или трансформировалось  в демократические республики  или государства на демократической  основе. Общий недостаток недемократических  политических систем состоит  в том, что они не были  подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений  с гражданами зависел прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

Информация о работе Типология политических режимов