Типы государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 23:29, реферат

Описание работы

В настоящее время происходят стремительные изменения в общественной жизни и устройстве государства. Еще совсем недавно наши родители жили в союзном государстве. Мы все сейчас живем в федеративном. Не исключены и дальнейшие изменения формы как нашего государства, так и всех остальных. Данный реферат имеет целью дать основные сведения о типах и формах государственного устройства.

Содержание работы

) Введение…………………………………………………………………………………..
II) Реферат…………………………………………………………………………
1. Понятие государства…………………………………………………….
1.1. Признаки государства…………………………………………
1.2. Элементы государства……………………………………………
2. Типология государства………………………………………………………
2.1. Проблемы типологии государства………………………………..
2.2. Подходы к типологии государств……………………………….
2.2.1. Характеристика формационного подхода………………….
2.2.2. Характеристика цивилизационного подхода……………………
3. Типы государств согласно формационной теории………………………..
3.1. Рабовладельческое государство…………………………………….
3.2. Феодальное государство……………………………………………
3.3. Буржуазное государство……………………………………………….
3.4. Социалистическое государство…………………………………………
4. Форма государства……………………………………………………………
4.1. формы правления…………………………………………………….
4.1.1. монархия………………………………………………
4.1.2. республика…………………………………………………….
4.2. форма государственного устройства…………………………………..
4.2.1. унитарное……………………………………………………..
4.2.2.Федеративное………………………………………………
4.2.3.Конфедеративное……………………………………………….
4.3. формы политического режима………………………………………
4.3.1.Диспотичный…………………………………………..
4.3.2.Тоталитарный……………………………………………
4.3.3.Фашистский……………………………………………………
4.3.4.Авторитарный………………………………………………………
4.3.5Демократический……………………………………………………..
III)Заключение………………………………………………………………………………..
IV)Список используемой литературы…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Типы государств.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

нравственных и культурных факторов общественного развития.

В работах А. Тойнби, С. Хантингтона и других выделяются те культурные и

цивилизационные критерии, которые позволяют классифицировать различные типы

государств. Например, у С. Хантингтона выделяются христианские, особенно

православные, и мусульманские цивилизации, которые, по его прогнозу уже вошли

в противостояние.

Такой подход наполняет  конкретным содержанием такие категории, как «Восток-

Запад» и  «Север-Юг». Формационные критерии мало что объясняют в современных

государственных противоборствах, внутреннем развитии конкретного государства.

 

 

2.2.1. Характеристика  формационного подхода.

 

 

Формационный  подход – это исследование состояния  и развития общества,

закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрения

качественных  изменений в экономическом базисе общества, его производственных

отношениях  и классовой структуре.

Как объясняет  данное научное направление, любое  общество находится в рамках

определенной  общественно-экономической формации и включает два основных и

неравнозначных  по характеру компонента. Первый - экономический  базис, который

состоит из системы  производственных отношений и, прежде всего, отношений

собственности. Второй - надстройка, куда относят общественное сознание,

мораль, право, государство, религию и науку. В  общественно-экономической

формации действуют  законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке

и необходимости  соответствия надстройки базису.

В формационной теории большое значение имеет типология  государства, т.к.

природа государств различных исторических эпох отличается принципиальными

особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает исторически

изменяющуюся  природу государства, позволяет  достаточно точно определить

характер государства  разных эпох истории. Тип государства  – это система его

важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой.

С позиций формационной теории, тип государства определяется тем, какому

классу оно  служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип

государства –  это тесно взаимосвязанные черты  государства, соответствующие

определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим

базисом.

 

 

      1. Характеристика цивилизационного подхода.

 

 

Согласно цивилизационному подходу социальная природа государства  определяется

духовными и  культурными факторами. Цивилизационный подход – это исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и

духовно-культурной жизни общества:

1.     Природа государства определяется  не только реальным соотношением  сил,

но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями  о мире,

ценностями, образцами  поведения. Рассматривая государство, надо учитывать не

только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные

образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.

2.     Государственная власть как центральное  явление мира политики может

рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать

схематизации  государства и особенно проводимой им политики как результата

отвлеченной игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной  власти и

престижа, морали и др.

3.     Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять,

почему некоторые  типы государств, соответствующие одним  условиям,

останавливались в развитии в других условиях. В  сфере государственной жизни

особое значение придается различиям, вытекающим из своеобразия национальных

культур и черт национального характера.

    

 

  1. Типы государств согласно формационной теории

 

 

В соответствии с марксистской теорией  типология государств в основании  имеет общественно-экономические  формации. Каждая формация вызывает к жизни определенный исторический тип государства. Поскольку в истории человечества их выделялось пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая, и с каждой из них, кроме первой, связывался определенный тип государства, был сформулирован в рамках марксизма основополагающий тезис, гласивший, что история знает четыре исторических типа  государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. 

 

 

3.1. Рабовладельческое  государство

 

Это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющий собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев.

Государство было необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении  огромных масс рабов. Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимо античных государств – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай.

Рабство, как  экономическое и юридическое состояние, имело место на определенных последующих этапах государства, но не было социально-экономической основой в процессе становления этого государства, не являлось результатом разложения первобытнообщинного строя. Не было такого разложения, а произошло перерастание первобытного общества в раннеклассовые государства.

 

 

 

3.2. Феодальное  государство

 

 

Феодальное  государство - это второй исторический тип государства. Его

экономический базис и основу производственных отношений составляет

собственность феодалов на землю, как главное средство производства, в эпоху

феодализма. Эта  собственность сочеталась с собственностью лично зависимых от

феодалов крестьян на необходимые для обработки  земли сельскохозяйственные

орудия и  их труд.

К основным разновидностям феодального типа государства, например в Европе,

формационный  подход относит раннефеодальные  государства (княжества,

герцогства  и др.), пришедшие им на смену абсолютистские государства и,

наконец, свободные  торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др.

Современные представления  о феодальном государстве значительно  более глубоки.

Например, выделяется договорная взаимозависимость сеньоров и вассалов,

взаимная система  прав и обязанностей, в том числе  обязанность сеньора

содержать вассалов, и обязанность вассалов защищать сеньоров.

 

 

3.3. Буржуазное  государство

 

 

Буржуазное  государство - это третий исторический тип государства,

предусматриваемый данной типологией. Как надстройка над экономическим базисом

оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое

государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и  прежде всего, ее

основу –  частную собственность на орудия и средства производства. Независимо

от своей  формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом.

Возникновение такого типа государства означает движение вперед по сравнению

со средневековьем. Оно является частью политической надстройки над таким

экономическим базисом, который предполагает личную свободу работника, его

независимость как личности от капиталиста. При капитализме не применяются

внеэкономические  средства принуждения к труду, как  это было в условиях

предыдущих  типов государств. На последующих  этапах развития капитализма

усиливается регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни.

На стадии империализма происходит перерастание домонополистического

капитализма в  государственно-монополистический  капитализм, что означает

непосредственное  вмешательство государства в  процесс капиталистического

воспроизводства.

В рамках формационной теории это государство является сложным организмом, не

исключающим, например, противоречия между государством как  политической

организацией  господствующего класса в целом  и теми или иными его слоями. Под

давлением народа оно способно ограничивать его интересы. Все шире государство

применяет метод  либерализма и делает шаги в сторону  развития политических

прав.

    

 

 

 

 

 

3.4. Социалистическое  государство

 

 

Согласно формационной теории - это высший и последний  исторический тип

государства. Это  организация политической власти трудящихся во главе с

рабочим классом, важнейшая организационная форма  экономического и социально-

культурного руководства  обществом в условиях строительства  социализма и

коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа. Согласно теории, в

отличие от вышеперечисленных  исторических типов государств, социалистическое

государство отличается следующими чертами:

1) Экономическую  базу соц. государства составляют  общественные

социалистические  формы собственности и социалистическая система государства.

Все перечисленные  виды основывались на частной собственности.

2) Социалистическое  государство с момента своего  рождения становится орудием

уничтожения всякой эксплуатации и причин, ее порождающих.

3) Социалистическое  государство имеет более широкую  социальную базу, т.к.

управляют им трудящиеся.

Исходя из данной теории, социалистическое государство  уже не есть государство

в собственном  смысле т.к. оно не является орудием  власти. Фактически оно

«полугосударство», выражающее волю и интересы большинства  членов общества-

рабочего класса.

 

 

4.   Форма государства

 

4.1. формы правления

 

Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.

Таким образом, форма правления  показывает:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Формы государственного  правления  подразделяются на :

                 -   монархические ( единоличные,  наследственные)

                 -   республиканские ( коллегиальные,  выборные)

 

 

4.1.1. Монархия

 

 

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху и передаётся по наследству.

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

  • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император);
  • наследственный (согласно закону о престолонаследии) порядок преемственности верховной власти;
  • монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;
  • юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.

Виды монархий

Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, Оман, Катар).

Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

Информация о работе Типы государств