Теория власти и властных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей. Аристотель и Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский, Фуко и Кафка в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека.

Содержание работы

Введение 3 стр.
Природа политической власти, ее виды 4 стр.
Субъекты, объекты и ресурсы власти. Механизм ее осуществления 8 стр.
Политическое господство, эффективность и легитимность власти. Типы легитимности 12 стр.
Заключение 18 стр.
Список использованной литературы 19 стр.

Файлы: 1 файл

Теория власти и властных отношений.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Субъект власти воплощает её  активное  направляющее  начало.  Им может  быть  отдельный  человек,   организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединённое в ООН.

Для возникновения  властных отношений необходимо,  чтобы  субъект обладал рядом  качеств.  Прежде  всего,  это  желание  властвовать, проявляющееся в приказах или распоряжениях.  Большинство  людей  не испытывает  психологического  удовольствия  от  обладания  властью, власть сама по себе не является для них  ценностью,  многие  вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанных с ними психологической и социальной ответственностью, если бы власть не открывала широкие  возможности  для  получения  различного  рода благ. Для них стремление к власти имеет инструментальный  характер, т.е. служит средством достижения других целей. Помимо желания руководить и готовности брать на себя связанную с этим ответственность,  субъект  власти  должен  быть  компетентным, знать  суть  дела,  состояние  и настроение   подчинённых, уметь использовать ресурсы, обладать  авторитетом.

Субъекты  политической  власти  имеют  сложный,   многоуровневый характер: её первичными факторами являются индивиды,  вторичными -политические организации, субъекты наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во всех властных отношениях различные общественные группы и весь народ, - политические элиты  и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий.

Отражением первостепенной  роли  субъекта  в  отношениях  власти является  широко  распространённое  отождествление  власти с её носителем. Так, говорят о решениях власти, о  действиях  властей  и т.п., подразумевая под властью управленческие органы. Субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции,  которые влекут за собой  выполнение  или  невыполнение  данного  распоряжения.  От приказа, характера содержащихся в нём требований во многом зависит отношение к нему объекта,  исполнителей  -  второго важнейшего элемента власти.

Власть никогда не является свойством или отношением лишь  одного действующего  лица  (органа). Власть - всегда  двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя  взаимодействие  её субъекта и объекта. Она невозможна  без  подчинения  объекта.  Если такого подчинения нет,  то  нет  и  власти,  несмотря  на  то,  что стремящийся  к  ней  субъект   обладает   ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами  принуждения.  В  конечном счёте у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но всё  же выбор - погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости  власти от  покорности населения нашло своё  практическое   политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, что   широко используется во всём мире.

Масштабы отношения объекта  к субъекту властвования  простираются от ожесточённого сопротивления до добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения. В принципе, подчинение  так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению  зависит  от  ряда  факторов:  от  собственных   качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от  ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает субъект в зависимости от наличия у него авторитета.

Качества  объекта  властвования  определяются  его  политической культурой. Наибольшую  покорностью  обеспечивают  патриархальный  и подданнический типы политических культур. Преобладание  в  обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих  «твёрдой  руки»,  является благоприятной  питательной средой  авторитарных и тоталитарных режимов.

Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе, на привычке к повиновению, на убеждении в  необходимости подчинения, на авторитете, на заинтересованности  в  повиновении  и т.д. Все эти мотивы влияют на силу власти. Сила власти, основанная на страхе, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна  вероятности  избежать  его  в случае неповиновения. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению. Сравнительно безболезненно принимается людьми власть, основанная на привычке, обычае повиноваться. Она была  присуща государству в традиционных обществах. Она - надёжный фактор  стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то она быстро разрушается как только люди замечают, что она изжила себя, и её  представители  недостойны повиновения.

Наиболее стабильной является власть,  построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчинённых к добровольному выполнению распоряжений, делает  излишним  контроль  и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других  типов мотивации подчинения: на основе убеждённости, авторитета и идентификации. Такое подчинение связано с мотивационным воздействием  достаточно  глубоких слоёв сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок. Убеждённость людей в необходимости подчиняться государству или другому  носителю  власти ради высоких целей - важный источник силы власти.

Одной из наиболее благоприятных  для власти мотиваций  подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убеждённости подчинённых в особых способностях  руководителя. Авторитет  представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчинённые наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без угрозы санкций или убеждения. Авторитет основывается на согласии, он означает уважение к руководящей личности (институту), доверие к ней. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчинённые, и ложным, основанным на заблуждениях. В зависимости от  тех  качеств, которые лежат в его основе, авторитет бывает:

-научным (качество учёности)

-деловым (компетентность, навыки и опыт)

-моральным (высокие нравственные  качества)

-религиозным (святость) и т.д.

Без авторитета власть не может быть прочной и  эффективной. Власть, основанная  на  интересах,  убеждённости  и  авторитете, часто перерастает в идентификацию подчинённого с руководителем.  В этом  случае  достигается  максимальная  сила  власти,  и   субъект воспринимается  объектом  как свой представитель и защитник. Субъективная  идентификация  исполнителей  с  руководителем   может объясняться двумя причинами:

1. быть следствием  реального двойственного положения людей в отношении  власти, как это имеет место в демократических организациях,  где  индивиды  выступают  и  субъектом   власти (выбирают и контролируют руководство) и её объектом (исполняют решения руководящих  инстанций).  В  этом  случае  оба агента власти совпадают, хотя и не полностью;

2.  выступать   результатом   общности   интересов  и ценностей руководителя  и исполнителя и возникновения у последнего чувства единения со всей организацией или группой.

Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций и норм, их устройства и деятельности.  Применительно к такому сложному социальному  субъекту, как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом. Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве основания её типологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политическое господство, эффективность и легитимность власти. Типы легитимности

 

Для характеристики властных отношений часто используется термин "господство". Для того чтобы власть выполняла общественные функции, была прочной и стабильной, она должна быть институциализирована, то есть, закреплена в определенных институтах, учреждениях, формах. Тем самым  воспроизводятся и закрепляются отношения властвования и подчинения, разделение управленческого труда и связанные с ними привилегии. Тем самым устанавливается определенная социальная иерархия, лестница, и занятие тех или иных ступенек этой лестницы позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.

Формой общественной организации власти является господство. Господство определяется как механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает деление общества на господствующие и подчиненные группы, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение особого аппарата управления. Господство — это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых.

Господство  включает экономические, политические, идеологические аспекты. Многие политологи считают экономическое господство наиболее важным, ибо это власть собственников средств производства, денег, других общественных богатств. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, используются для подкупа политиков, для влияния на средства массовой информации и т.д. Политическая власть санкционирует экономическое господство. Потому государственная власть есть верховенство экономически господствующих сил. Идеологическое господство призвано обосновать этот порядок, оправдать его, представить как справедливый и гуманный.

В современных  демократических государствах всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией, участием трудящихся в принятии производственных решений, в распределении прибыли, налоговой политикой государства и другими способами. В этих странах достаточно самостоятельна политическая власть, способная подчинить экономическую власть собственным целям, иметь первенство над экономикой. Политическая власть не допускает монополизации средств массовой информации в руках определенных лиц и группировок, а также правительства, ибо это может помочь определенной группировке длительное время сохранять свое господство, невзирая на неэффективность экономической и иной политики.

Демократический строй предполагает разделение господства путем формирования множества центров экономического влияния, разделения власти между государством, партиями, группами интересов, а также самой

государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную,

утверждения культурно-информационного плюрализма, доступности образования.

Политическое  господство проявляется обычно как средство приобретения социального господства, то есть привилегированного положения в обществе. Высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к знаниям для себя и своих детей. Богатство, в свою очередь, повышает шансы на вхождение в политическую элиту, доступ к образованию, средствам массовой информации. Таким образом, происходит накопление власти, усиление господства. Альтернативой господству является самоуправление общества, однако, оно возможно в небольших пределах и территориях, а не в рамках современных государств.

Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал  стремление

восстановить  во Франции власть короля как единственно  законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл — признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и охлократии.

     Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

В политологии  используется также термин "легальность" власти. Легальность и легитимность — не одно и то же. Легальность власти — юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Легитимность  — это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти. Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

Очевидно, что  легитимность может быть, как завоевана, так и потеряна. Сроки завоевания элитой легитимности различны в зависимости от обстоятельств, а ее потеря вызывается различными причинами. Трудно дать оценку легитимности в обществе, где идет модернизация, где нарушаются привычные нормы поведения. Тем не менее, пренебрегать легитимностью можно только до определенных пределов, причем это характерно для деспотической власти авторитарного или тоталитарного типа либо для власти обреченной, временной, слабой.

Демократическая власть уделяет легитимности своих  действий большое внимание, ибо она вынуждена править с согласия народа, а не потому, что такова ее добрая воля. Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деление людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.

Информация о работе Теория власти и властных отношений