Теория полиархии Р. Даля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:46, реферат

Описание работы

Демократия (греч. dеmokratía, буквально — народовластие, от dеmos — народ и krátos — власть), форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
В политической науке существуют различные теории демократии. Например, теория элитистской демократии (М. Вебер и Й. Шумпетер), теория плюралистической демократии (А. Бентли, Г. Трумэн, Д. Ласки) или партиципаторная теория демократии (соучастия).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Роберт Даль………………………………………………………………….4
Понятие «полиархия»………………………………………………………6
Теория полиархии Р. Даля…………………………………………………8
Развитие полиархии…………………………………………………….........12
Условия становления и сохранения полиархии в государстве…………....13
Заключение…………………………………………………………………...18
Список используемых источников………………………………………….20

Файлы: 1 файл

реферат политология.docx

— 39.89 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………...3

Роберт  Даль………………………………………………………………….4

Понятие «полиархия»………………………………………………………6

Теория  полиархии Р. Даля…………………………………………………8

Развитие полиархии…………………………………………………….........12

Условия становления  и сохранения полиархии в государстве…………....13

Заключение…………………………………………………………………...18

Список используемых источников………………………………………….20 
 

 

Введение 

     Демократия (греч. dеmokratía, буквально — народовластие, от dеmos — народ и krátos — власть), форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

     В политической науке существуют различные теории демократии. Например, теория элитистской демократии (М. Вебер и Й. Шумпетер), теория плюралистической демократии (А. Бентли, Г. Трумэн, Д. Ласки) или партиципаторная теория демократии (соучастия).

     В данной работе, мы рассмотрим одну из таких  теорий – теорию полиархии Роберта  Даля.  
 
 

 

     Роберт  Даль 

     Роберт  Алан Даль  (род. 17  декабря 1915  г.,  Инвуд, шт.  Айова) -  американский политолог,  один из основоположников концепции плюралистической демократии,  широко известный работами в области политической теории,  и в первую очередь теории современной демократии,  распределения власти и плюрализма,  оказывающими значительное влияние на современные политические исследования.

     После защиты в 1949  г.  в Йельском университете докторской диссертации по теме  «Анализ социалистических программ и демократической политики»  поступил на государственную службу,  работал

в различных  американских правительственных учреждениях.  Участвовал в 1944-1945  гг.  в боевых действиях в Европе в составе  армии США. В 1946-1986  гг. -  профессор  факультета политической науки в  Йельском университете,  способствовал  его превращению в один из ведущих  политологических центров США.  В 1966-1967  гг. -  президент Американской ассоциации политической науки.  За вклад в развитие социальных наук неоднократно удостаивался престижных наград и премий.

Является  заслуженным профессором Йельского университета.

     Автор таких работ,  как: «Политика,  экономика и благосостояние» (1953), «Введение в теорию демократии» (1956), «Полиархия:  участие и оппозиция» (1971), «Демократия,  свобода и равенство»  (1986), «Демократия и ее критики»  (1989), «О демократии» (1998) и др.

     Научные взгляды Даля сложились под влиянием либерально- позитивистской и бихевиоралистской  парадигм. Совместно с Чарльзом Линдбломом (род. 1917) и Джоном  Гэлбрейтом (род. 1908) Даль составляет неоплюралистическое направление в политологии,  определившее диапазон изучаемых им проблем,  среди которых:  предпосылки современной демократии,  эмпирические условия для частичной или полной реализации демократических проектов;  соотношение демократии,  свободы и равенства,  а также элитарных и плюралистических элементов в современных демократических политиях;  распределение власти в обществе и последствия растущего влияния большого бизнеса;  модели современной демократии,  нормативные теории,  их оценивающие или обосновывающие,  использование данных моделей при анализе реальных политических режимов и институтов.

     Всеобщий  интерес вызвала разработанная  Далем в середине 50-х гг. концепция  полиархии, которую мы и будем рассматривать в данной работе. 

 

     Понятие «полиархии» 

     Термин «полиархия» (греч. «много» и «правление») обозначает власть многих, в отличие от аристократии – власти немногих, и монархии – власти одного. 

     Раньше это понятие употреблялось довольно редко, но Р. Даль и Ч. Линдблом вернули его в обиход в книге «Политика, экономика и благосостояние» в 1953 году. Этим термином они обозначили современную представительную демократию со всеобщим избирательным правом.

     Существует  несколько интерпретаций понятия «полиархия».

     Во-первых, оно может быть рассмотрена как специфический тип режима для управления современным государством. Это режим с характеристиками, которые определенно отличают его от всех других режимов, существовавших до XIX в., а также от большинства современных режимов, установившихся в нациях-государствах.

     Во-вторых, этот термин может быть осмыслен как ряд определенных политических институтов, претерпевших значительную эволюцию, и возникших в первую очередь в результате предпринимавшихся в XVIII веке попыток адаптировать демократические идеи и имевшийся опыт к большим масштабам современных наций-государств. Этот исторически сложившийся комплекс политических институтов по традиции именуют «демократическим». 

     В-третьих, как необходимость демократического процесса. В этом случае полиархия – это направленность политических институтов, необходимая для того, чтобы обеспечить соответствие демократическому процессу, когда цель реализуется в большом территориальном пространстве.

     В-четвертых, полиархия может быть понята как система проверки компетенции, как система политического контроля, в которой высшие официальные лица в управлении государством могут быть смещенными в результате народных выборов. Тогда они должны менять свое поведение, если хотят одержать победу над другими кандидатами, партиями и группами. С этой точки зрения наиболее явная характеристика полиархии – открытое соревнование между политическими элитами за должность. Такая конкуренция помогает сформировать скорее состояние взаимовлияния элит и масс, чем состояние одностороннего господства элит, которое возникает в результате действия железного закона олигархии.

     Наконец, полиархия может быть интерпретирована как система прав, в которой обычные права гарантированы и защищены институционально.

 

     Теория  полиархии Роберта Даля 

     Основной  характеристикой демократии по Далю является  постоянная способность правительства реагировать на предпочтения и потребности своих граждан.

     Подобная система может и не существовать в действительности, но она может выступать в качестве образца «для оценки степени приближения различных политических систем к теоретическому абсолюту»1.

     Для того чтобы правительство могло должным образом реагировать на требования граждан, они должны обладать следующими правами:

      1) формулировать свои предпочтения;

       2) выражать свои предпочтения согражданам и правительству посредством индивидуальных и коллективных действий;

       3) иметь равное отношение к своим предпочтениям со стороны правительства, т.е. отношение, исключающее дискриминацию на почве содержания или источника этих предпочтений.

     Даль  считает эти три условия необходимыми для существования демократии.

       Так же Даль считает, что наличие данных возможностей у огромного количества людей обеспечивается со стороны общественных институтов предоставлением как минимум восьми гарантий.

     Для того чтобы формулировать потребности  гражданам необходимы следующие  гарантии:

     1. Свобода в создании организаций.

     2. Свобода мысли.

     3. Право голоса.

     4. Право политических лидеров состязаться  за поддержку масс.

     5. Альтернативные источники информации.

     Для информирования о своих предпочтениях  им нужны:

     1. Свобода в создании организаций.

     2. Свобода мысли.

     3. Право голоса.

     4. Право быть избранным.

     5. Право политических лидеров состязаться  за поддержку масс.

     6. Альтернативные источники информации.

     Для реализации права иметь предпочтения, определяющие деятельность правительства народу необходимо:

     1. Свобода в создании организаций.

     2. Свобода мысли.

     3. Право голоса.

     4. Право быть избранным.

     5. Право политических лидеров состязаться  за поддержку масс.

     6. Альтернативные источники информации.

     7. Наличие институтов, осуществляющих государственную политику, которые зависят от голосов и от других способов выражения потребностей граждан.

     Даль  отмечает, что политические режимы всегда отличались друг от друга тем, насколько эти восемь гарантий доступны и реализованы. Исходя из этого, он предлагает сравнивать различные политические режимы по двум критериям:

    • границы оппозиции или политическая конкуренция;
    • степень включенности граждан в политический процесс.

     Таким образом, мы получим следующую типологию  политических режимов.

     Конкурентная  олигархия – режим, при котором политическая конкуренция существует, а степень участия граждан в политике очень низкая.

     Закрытая  гегемония – режим, при котором оппозиция отсутствует, а степень включенности граждан низкая.

     Открытая  гегемония (гегемония с большим числом граждан, имеющих право участия в выборах и управлении) -  режим с отсутствием политической конкуренции и высоким уровнем участия граждан в политическом процессе.

     Полиархия – режим, который предполагает не только высокий уровень участия граждан, но и открытое политическое соперничество.

       В этой типологии демократический режим соответствует полиархии. Но Р. Даль считает, что ни одну крупную политическую систему в мире нельзя назвать полностью демократической, поэтому он решил заменить этот термин на более подходящее, по его мнению, понятие «полиархия».

     Р. Даль утверждал, что полиархическая демократия отличается от других политическая систем тем, что включает в себя семь следующих демократических институтов:

     1. Выборные власти, которые могут контролировать правительственные решения.

     2.     Свободные и справедливые выборы.

     3. Включающее избирательное право, распространяющееся практически на все взрослое население.

     4.     Право претендовать на избрание всех взрослых граждан.

     5.     Свобода выражения мнения.

     6.     Альтернативные источники информации и право граждан на поиск альтернативной информации.

     7. Организационная самодеятельность, т. е. право граждан формировать самостоятельные ассоциации и организации, включая партии и группы интересов.

     Полиархический характер политического режима не исключает возможности и даже необходимости его дальнейшей демократизации для лучшего соответствия идеальной модели  представительной демократии. 

     Эффективное функционирование полиархического режима требует высокоразвитого общественного и государственного плюрализма   (т.  е.  наличия множества относительно автономных организаций)  и осуществляется на основании открытой конкуренции политических элит,  подконтрольных народу.  Даль полагает,  что принципы демократии должны быть также распространены на неполитические  (например, корпорации)  и международные  (например, межгосударственные организации) институты.

Информация о работе Теория полиархии Р. Даля