Теория общественного договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

Томас Гоббс был типичным представителем механистического мышления. У Гоббса «физическое движение приносится в жертву механическому или математическому движению; геометрия провозглашается главной наукой» . Качественное разнообразие природы Гоббс сводил к восприятию механического различия вещей. Мысли он выводил из ощущений и сводил переработку идей к сравнению, сочетанию и разделению. Гоббс подобно средневековым номиналистам писал о способности «имен» служить знаками общих идей. Конечно, он начисто отрицал теорию врожденных идей Декарта.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….…3
1. Томас Гоббс и теория общественного договора…………………………5
2. Ж.-Ж. Руссо и его теория общественного договора…………………......9
3. Джон Локк и теория общественного договора………………………….13
Заключение……………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………….….19

Файлы: 1 файл

ИППУ.docx

— 50.91 Кб (Скачать файл)

В учении о государственной  власти и о праве Локк развивает  идею о переходе от естественного  к гражданскому состоянию и к  формам государственного управления. Цель государства, по Локку, - сохранение свободы и собственности, приобретенной  посредством труда. Поэтому государственная  власть не может действовать по произволу. Она делится у Локка на:

 

    • законодательную,

 

    • исполнительную,

 

    • союзную, федеративную.

 

Разработанное Локком учение о государстве было опытом приспособления теории к политической форме управления, которая установилась в Англии в  результате буржуазной революции 1688 и  компромисса между буржуазией и  обуржуазившейся частью дворянства.

 

Историческое влияние  философии Локка велико. Мысль, согласно которой сами люди должны изменить существующий общественный порядок, если при нем личность не может получить надлежащего воспитания и развития, имела большое значение для оправдания буржуазной революции. От Локка ведет  свое начало одно из направлений французского материализма, а также теоретическое  оформление идеологии буржуазного  либерализма. Проведенное Локком различение первичных и вторичных качеств  использовали идеалист Беркли и агностик Юм.

 

Заключение

 

Теория общественного  договора - идеалистическое учение о возникновении государства  и права в результате сознательно  заключенного между людьми договора. С точки зрения сторонников этой теории, обществу и государству предшествует полная анархия и «война всех против всех» или, по некоторым взглядам, идиллическая свобода. Общей чертой «естественного состояния», в котором  долгое время якобы пребывали  люди, является неограниченная личная свобода. Ею люди сознательно решили поступиться в пользу государства  для обеспечения своей безопасности, частной собственности и других личных прав. Первые представления  о договорном происхождении государства  возникли уже в древности. Развернутую  форму теория общественного договора получила в 17-18 вв. (Гоббс, Локк, Руссо  и др.) в связи с борьбой буржуазии  против феодализма и абсолютной монархии.

 

Систематизатором бэконовского учения выступил английский философ Томас Гоббс (1588—1679). Его философия была более последовательной, чем у Ф. Бэкона, но более механистичной. По его мнению, реально существует не только телесное, протяженное; духовное не субстанционально. Т. Гоббс — типичный представитель метафизического материализма XVII в., сводивший все многообразие природы к механическому движению материальных тел и провозгласивший геометрию главной наукой.

 

Рассматривая взгляды  Д. Локка, надо, прежде всего, представить  себе логику его рассуждений. Он выступает  против утверждений Р. Декарта о  наличии врожденных идей. Сознание новорожденного — это чистая доска, которая постепенно заполняется  письменами опыта. Все знание основывается на опыте — таков основной тезис  Д. Локка. Философ принимает два  вида опыта: внешний, когда источником знаний служат опущения, вызываемые внешним  миром, и внутренний, рефлективный, когда источником знаний служат наблюдения над деятельностью души. При этом -предполагается, что сама способность к деятельности дается душе от природы. Все идеи, составляющие содержание знаний, берут свое начало из этих двух источников, и только из них. Далее Д. Локк построил схему, объясняющую происхождение сложных идей и родов познания.

 

Огромное влияние на развитие философской и политической мысли  в Европе ХУИ-Х1Х вв. оказал Жан-Жак  Руссо (1712-1778). В области общественного  устройства он был противником угнетения  человека человеком, общественного  неравенства.

 

Ж.-Ж. Руссо делит всю  историю человечества на два больших  этапа. Первый из них он называет, вслед  за Т. Гоббсом, «естественным состоянием», второй этап — «гражданским обществом», основанным на общественном договоре. По мере перехода от первоначального равенства в естественном состоянии к современному гражданскому обществу все более усиливалось неравенство людей. Свой трактат «Об общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо начинает словами: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах».

 

Ж.-Ж. Руссо пытался найти  практические средства для уничтожения  неравенства между людьми, такую  их ассоциацию, которая бы защищала всей силой общества каждую личность, охраняла бы имущество каждого гражданина и давала бы возможность каждому  человеку, объединенному в своей  деятельности с другими людьми, повиноваться только самому себе и оставаться свободным, каким он был в естественном состоянии. В этом смысле Ж.-Ж. Руссо боролся за демократическое общественное устройство, за свободу и равенство. Многочисленные последующие выступления социологов и историков на тему демократии в значительной мере опирались на сочинения Ж.-Ж. Руссо, на его идею разумного переустройства общества.

 

Ж.-Ж. Руссо боролся с  религией и церковью, но одновременно обожествлял человеческий разум, признавал  его «высшим существом», то есть был деистом.

Деизм отвергал идею личного  Бога и его повседневное вмешательство  в жизнь природы и общества. Деизм рассматривал Бога лишь как  первопричину, как творца мира, то есть безличное начало, сообщившее миру его законы, которые после творения действуют самостоятельно. Многие из деистов основывали свои представления  о мире на новых отраслях естествознания, отстаивали независимость науки  от религии. Деизм давал возможность, прикрываясь признанием Бога, рассматривать  закономерности природы и общества вне Божественной предопределенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Просвещение, 2004. - Т.2.С.245.
  2. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 2004.С.317.
  3. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. – М.: ВЛАДОС, 2004.С.421.
  4. Жаринов В.М. Философия. – М.: Приор – Издат, 2005.С.231.
  5. Зотова Л.В. Безопасность народа и государства как главная политическая ценность в учении Томаса Гоббса // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2003. - № 4.С.289.
  6. Касьянов В.В. Социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.С.257.
  7. Козлихин И.Ю. Политико-правовое учение Томаса Гоббса. // Правоведение. – 2004. - № 4.С.432.
  8. Локк Дж. Сочинения. - М.: Мысль,2003. - Т. 3. С.437.
  9. Рассел Б. История западной философии: Кн.3. – Ч.2: От Руссо до наших дней. – М.: Мысль, 2002.С.341.
  10. Современная западная философия: Словарь. / Сост. Малахов В.С., Филатов В.П. – М.: Издательство политической литературы, 2003.С.283.
  11. Философский словарь. / Под ред. Фролова И.Т. – М.: Издательство политической литературы, 2004.С.382.

 

 

 

  1. Цит. по: Жаринов В.М. Философия. – М.: Приор – Издат, 2005. – с.-21-22.
  2. Касьянов В.В. Социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – с.-19.
  3. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Просвещение, 1964. - Т. 2. - с. 127.
  4. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. – М.: ВЛАДОС, 2004. – с.-61.
  5. Философский словарь. / Под ред. Фролова И.Т. – М.: Издательство политической литературы, 2003. – с.-96.
  6. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 2004. - Т. 2. - с. – 133.
  7. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 2004. - Т. 1. - с. – 395.
  8. Цит. по: Козлихин И.Ю. Политико-правовое учение Томаса Гоббса. // Правоведение. – 2004. - № 4.
  9. Зотова Л.В. Безопасность народа и государства как главная политическая ценность в учении Томаса Гоббса // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2003. - № 4 - С. 55-64.

 

 

 

1  Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Просвещение, 2004. - Т.2.С.245.

2 Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 2004.С.317.

3 Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Просвещение, 2004. - Т.2.С.149.

4 Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. – М.: ВЛАДОС, 2004.С.421.

5 Жаринов В.М. Философия. – М.: Приор – Издат, 2005.С.231.

6  Рассел Б. История западной философии: Кн.3. – Ч.2: От Руссо до наших дней. – М.: Мысль, 2002.С.341.

7 Локк Дж. Сочинения. - М.: Мысль,2003. - Т. 3. - с. 347-348.

 


Информация о работе Теория общественного договора