Сущность политической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 03:02, контрольная работа

Описание работы

Отражая политическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, она оказывает существенное влияние на формирование политических и государственных институтов, придаёт значимость политическим процессам, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества, раскрывает взаимоотношения субъектов политики, степень их сознательности, активности и готовности к участию в политическом процессе.

Содержание работы

Введение
Сущность политической культуры ……………………………….....3
Функции политической культуры…………………………………...6
Компоненты политической культуры…………………………….....8
Типология политической культуры…………………………………9
Понятие, этапы и типы политической социализации…………….12
Структура и модели политической социологии ………………….14
6.1 Структура политической социологии………………………….14
6.2 Модели социализации по Р.Мерелману………………………..15
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кр Политология.docx

— 47.57 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Сущность политической культуры ……………………………….....3
  2. Функции политической культуры…………………………………...6
  3. Компоненты политической культуры…………………………….....8
  4. Типология политической культуры…………………………………9
  5. Понятие, этапы и типы политической социализации…………….12
  6. Структура и модели политической социологии ………………….14

6.1 Структура политической  социологии………………………….14

6.2 Модели социализации по Р.Мерелману………………………..15

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политическая культура –  один из важнейших элементов политической системы общества, который свидетельствует о ее качестве. Отражая политическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей и их политическое поведение, она оказывает существенное влияние на формирование политических и государственных институтов, придаёт значимость политическим процессам, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества, раскрывает взаимоотношения субъектов политики, степень их сознательности, активности и готовности к участию в политическом процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность политической культуры.

Термин «политическая  культура» впервые употреблен немецким философом-просветителем И.Гердером в XVIII в. В России этот термин впервые употребил В.И.Ленин в 1920 году. Однако как явление политическая культура начала изучаться и анализироваться лишь во второй половине ХХ века. Основной вклад в разработку ее теории внесли Х.Файер, Г.Алмонд, С.Верба, А.Липсет, Л.Пай, М.Дюверже, У.Розенбаум, Е.Бабаев, Ф.Бурлацкий, Е.Сулимов, В.Щегорцев, Э.Баталов и др.

В труде «Сравнительные политические системы» Г.Алмонд отмечал: «Каждая политическая система покоится на своеобразной структуре ориентаций относительно политического действия. Я счел полезным назвать это политической культурой». Есть два момента, на которых необходимо акцентировать внимание при изучении понятия «политическая культура». Во-первых, она не совпадает с данной политической системой или обществом. Структура ориентаций относительно политики может простираться и обычно простирается за пределы политических систем. Во-вторых, политическая культура не является тем же самым, что и общая культура. По мнению Г.Алмонда, указанные ориентации относительно политического действия содержат в себе: познавательные аспекты (представляют собой как знания о строении политической системы, ее основных институтах, механизмах организации власти); эмоциональные аспекты (выражают чувства людей к тем, кто обеспечивал функционирование властных институтов и олицетворял власть в глазах населения); оценочные аспекты (выступают как суждения, опирающиеся на ценностные критерии и стандарты оценки политических явлений), которые

в совокупности и характеризуют  такое явление, как политическая культура1.

Классическое определение  политической культуры было дано Г.Алмондом и С.Вербой: «Политическая культура - это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и оценочные ориентации относительно политической системы вообще, ее аспектов «на входе» и «на выходе», и себя как политического фактора».

По мнению Т. Парсонса, общекультурные ценности определяют параметры основания любой политической системы. Политическая культура выступает ядром всей политической системы, ее цементирующим фактором. С точки зрения политологии, политическая культура - кодекс поведения или стиль деятельности человека как субъекта политической власти. В узком понимании - это комплекс представлений той или иной национальной или социально-политической общности о мире политики, о законах и правилах его функционирования. В широком плане – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

В современной политологии  трактовка сущности политической культуры отличается чрезвычайно широким  спектром применяемых подходов. Психологический  подход (Г.Алмонд): политическая культура рассматривается как набор психологических ориентаций на социально-политические объекты и процессы. Комплексный (обобщающий) подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): политической культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с политической системой, как у Д.Мервика, либо сводится к политическим отношениям, как у Р.Такера, а, в конечном счете, не имеет специфического содержания. Объективистская (нормативная) трактовка (Л.Пай, Д.Пол): политическая культура определяется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения. Эвристическая концепция

(С.Хантингтон): политическая культура понимается как гипотетическая нормативная модель желательного поведения.

Характер и содержание политической культуры зависит от множества факторов: биопсихологических черт личности или социальной общности, традиций, этических и правовых норм, уровня экономического развития государства и др. При этом политика, культура, право, идеология, мораль, экономика получают конкретное выражение в политической культуре и формируют ее.

Таким образом, в обобщенном виде политическая культура обладает следующими характерными чертами: является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества; фиксирует устойчивые повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта; имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой всю политическую жизнь конкретного общества и государства; обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы; координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает

интересы различных социальных групп, классов государства и личности; предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан; характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения2.

  1. Функции политической культуры

Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют  ее значение в политической системе  общества. Важнейшими из них являются следующие:

  • познавательная функция, формирует у граждан необходимые

общественно-политические знания, убеждения и политическую компетенцию;

  • интегративная функция, на базе общепринятых политико-культурных ценностей участвует в достижении согласия в рамках существующей политической системы и избранного политического строя;
  • коммуникативная функция, позволяет установить связь между участниками политического процесса как «по горизонтали», так и «по вертикали» в соответствии с иерархией политической системы, а также транслировать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;
  • функция обеспечения социального прогресса, создает условия для эффективного развития политической системы и общества в целом;
  • нормативно-регулятивная функция, формирует и закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, цели, мотивы и нормы поведения;
  • функция идентификации, раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определения, приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
  • функция ориентации, характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
  • функция адаптации, обеспечивает потребность человека приспосабливаться к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
  • функция социализации, характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.

 

  1. Компоненты политической культуры

Наряду с вышеперечисленными ориентациями в политическую культуру включаются: политический опыт, стереотипы, политические мифы, модели как политического  поведения личности и групп, так  и функционирования политических институтов, идеология, политические символы, политическая социализация, а также политические стереотипы, политические символы и  политические мифы3.

Политический стереотип  – это упрощенное, схематическое, деформированное и ценностно-ориентированное  представление о политических объектах. Отличительными чертами стереотипа являются: 1) персонификация событий (причина тех или иных явлений связывается с деятельностью конкретного лица или определенной группы); 2) сильная эмоциональная окрашенность в восприятии и интерпретации событий (как правило, резко негативное или резко позитивное отношение к чему-либо или кому-либо); в) иррациональность (обычно факты, противоречащие стереотипу, не замечаются или с негодованием отвергаются); 4) устойчивость (стереотип статичен, долговечен, он не подвержен изменениям и способен к самосохранению даже в радикально меняющейся ситуации).

Политический символ –  это знак, выполняющий коммуникативную  функцию между личностью и  властью. Если исходить из концепции  Т. Парсонса, согласно которой культура – это упорядоченная система символов, то можно сказать, что политическая культура – это организованная система символов. Для того чтобы символ выполнял коммуникативную функцию, он должен иметь сходное значение для множества индивидов, его смысл должен быть, как минимум, интуитивно понятен определенному кругу людей. Кроме коммуникативной, символ обладает интегративной функцией – он способен сплачивать, объединять людей, группы, обеспечивать чувство единства.

Политический миф –  это статичный образ, опирающийся  на верования и позволяющий упорядочить  и интерпретировать приводящие в  смятение факты и события, структурировать  видение коллективного настоящего и будущего. Мифология, в том числе  и политическая, возникает тогда, когда группа или большая часть  общества сталкиваются с новыми, непонятными  и неподконтрольными ей явлениями, несущими в себе явную или тайную угрозу ее существованию. Именно поэтому  расцвет мифотворчества наблюдается  в периоды социальных катастроф, глубинных кризисов общества, войн, революций и т. п.

 

  1. Типология политической культуры

В политической науке существуют многочисленные типологизации политической культуры. Первое глубокое исследование типов политической культуры было осуществлено Г.Алмондом и С.Вербой. С 1985 по 1962гг. они предприняли широкомасштабное сравнительное исследование политических культур Великобритании, Западной Германии, Италии, Мексики и США. Полученные в ходе исследования результаты и сформулированная на их основе концепция была представлена в работе "Гражданская культура". В ней выделялись три типа политической культуры:

1) Патриархальный тип.  Для него были характерны ориентации  граждан на местные ценности  – общину, род, клан, деревню, племя  и т.п. Таким образом, индивид  с патриархальной культурой ориентирован  на конкретные личности – вождей, шаманов. Знания о политической  системе у членов сообщества  полностью отсутствуют, политические  ориентации не отделены от экономических и религиозных. Поэтому у личностей с патриархальной культурой нет никаких ожиданий, связанных с политической системой.

2) Подданнический тип.  Он характеризуется пассивным  отношением граждан к политической  системе. Здесь личность уже  ориентирована на политическую  систему, связывает с ней свои  ожидания, но в то же самое время опасается санкций с ее стороны. Представления о возможностях влияния на процесс выработки решений отсутствуют.

3) Активистский тип или  политическая культура участия.  Она отличается активным включением  индивидов в политическую жизнь.  Граждане умело артикулируют  свои интересы и через выборы, группы интересов, партии оказывают  влияние на процесс выработки  политики. В то же самое время  они демонстрируют лояльность  к политической системе, законопослушность  и уважение к принятым решениям4.

Однако в реальной жизни, замечает Г. Алмонд, политическая культура любого общества представляет собой комбинацию, "смесь" из нескольких типов политических культур. Особое внимание он уделил трем типам таких комбинаций. Для демократической индустриальной политической системы характерно следующее сочетание: 60% представителей активистской культуры, 30% - подданнической, 10% - патриархальной; для авторитарной переходной системы соответственно – 30,40 и 30%; для демократической доиндустриальной – 20,20 и 60%. Указанные пропорции, конечно же, достаточно условны, могут колебаться, но они выражают характер соотношения различных типов политических культур в разнообразных обществах.

Демократической индустриальной политической системе, по Г.Алмонду, соответствует гражданская политическая культура, которая носит смешанный характер. Автор концепции гражданской культуры утверждает, что она опирается на античную традицию "смешанного правления", представителями которой являлись Аристотель, Полибий, Цицерон. Этот тип культуры предполагает, во-первых, наличие трех фрагментов политической культуры в обществе (патриархальной, подданнической и активистской), во-вторых, наличие качество подданных и патриархатов даже у активных участников. Г.Алмонд и С.Верба подчеркивали, что патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность и политическое участие индивида, обеспечивая тем самым устойчивость и стабильность демократической политической системы. Таким образом, "идеальный гражданин" должен одновременно: стремиться оказать влияние на власть и в то же время сохранять к ней лояльность; быть потенциально активным, но не проявлять активность постоянно.

Информация о работе Сущность политической культуры