Сущность и типы партийных систем. Особенности современного этапа российской многопартийности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Политические партии исторически выполняют роль важного элемента политической системы: являются механизмом, соединяющим народ с правительством, гражданское общество с обществом политическим, с государством. В предполагаемой работе будут рассмотрены понятия, структура, основные типы партийных систем, общественно-политические движения, их сущность, типология.

Содержание работы

. Введение
2. Сущность и типы многопартийных систем.
3. Особенности современного этапа многопартийности.
4. Заключение.
5. Задача.
6. Литература.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Конечно, принятие Закона РФ "О политических партиях" не привело к мгновенному  становлению подлинной многопартийности в стране, да и нормы закона, по мнению многих исследователей, далеки от совершенства, но в целом этот нормативно-правовой акт стал основой для укрепления правового статуса российских политических партий и их дальнейшего развития.

Так, в частности, ч.1 ст.47 Закона РФ "О политических партиях" предусматривала обязанность для общероссийских политических общественных объединений - в случае, если они были намерены и дальше принимать участие в выборах - преобразоваться в политические партии в течение двух лет после вступления в силу указанного закона. Конечно, не все политические общественные объединения, стремящиеся продолжить свою деятельность, смогли выполнить требования нового закона, необходимые для преобразования. Требования закона к численности партий, к прекращению деятельности межрегиональных и региональных объединений, возможность ликвидации партии в случае ее неучастия в выборах, безусловно, привели к сокращению числа уже имевшихся политических партий и не способствуют активному созданию новых. С другой стороны, в парламентских выборах 1999г. приняли участие 26 политических партий и избирательных блоков, в 2003г. - 23, в 2007г. - 11, тогда как после принятия Закона РФ "О политических партиях" с политической арены исчезли, прежде всего, так называемые партии-однодневки и "карликовые" партии. Следовательно, закон не помешал дальнейшему существованию жизнеспособных партий и созданию новых. Закон РФ "О политических партиях" способствовал и объединительным процессам внутри политического спектра - политические объединения, имевшие схожие позиции и программные установки и не способные в одиночку пройти процесс преобразования, могли решить этот вопрос путем слияния. Кроме того, определяющее значение для демократии имеет не столько количество, сколько качество партий - главное, чтобы они были работоспособными, авторитетными, выражающими и отстаивающими интересы значительных групп населения.

Следует отметить, что, в отличие от западных партий, имевших много лет и даже десятилетий для становления, российские партии развивались не так постепенно. Они, как отмечает С. Марков, будучи еще очень мало развитыми, были вынуждены почти сразу после рождения, а в некоторых случаях и по ходу рождения, принять участие в выборах. Подобное "перешагивание" каких-либо естественных этапов развития политических партий неизбежно влечет за собой определенную недоразвитость самого правового института.

Период фактического господства Коммунистической партии, во время которого все прочие партии просто не могли существовать, также весьма отрицательно сказался на развитии политических партий. Были утеряны традиции и основы их деятельности, в сознании граждан после распада СССР политические партии длительное время воспринимались негативно, многие продолжают отвергать партии потому, что считают их бюрократическими структурами, не прислушивающимися к мнению рядовых членов. Гражданское общество, являющееся обязательным элементом демократии, в России до настоящего времени так и не сформировалось.

Отличительной чертой российской партийной системы стало и  возникновение такого субъекта политической жизни, как "партия власти". Данный феномен можно обозначить как "партию парламентского большинства, служащую опорой президента как в парламенте (в виде доминирующей фракции), так и в ходе выборов (в качестве его собственной электоральной машины)". По мнению В.Н. Абрамова, возникновение "партий власти" напрямую связано с "общей неподготовленностью некоммерческих сил к осуществлению властных полномочий. Антикоммунисты не смогли управлять без той номенклатуры, которая была главным объектом их нападок в период перестройки". "Партия власти" - это организация, создаваемая под конкретного политического лидера, который обеспечивает данному объединению поддержку административного ресурса, который в нашей стране имеет очень большое значение. Подтверждением этого служит тот факт, что подобные партии создавались буквально накануне выборов, но, тем не менее, получали такой процент голосов избирателей, какой вряд ли смогла бы получить партия, созданная обычным способом и не имеющая такой мощной поддержки федеральной власти. В 1993г. роль "партии власти" выполнял "Выбор России", получив на выборах 15,51% голосов избирателей, в 1995г. - "Наш дом - Россия", набравший уже лишь 10,13% голосов. Однако, лишившись поддержки президента, эти партии уходили с политической сцены, а их место перед новыми выборами занимала новая "партия власти". В 1999г. на их место пришло движение "Единство". Следует отметить, что участие блока "Единство" в парламентских выборах 1999г. привело к неожиданным результатам. "Партия власти", появившаяся за два месяца до выборов, и подчеркивавшая свою "внеидеологичность", получила более 23% голосов избирателей, сформировав в Государственной Думе устойчивую проправительственную фракцию. Впоследствии данное движение было преобразовано в партию "Единая Россия", которая одержала победу на парламентских выборах 2003г., получив 37,57% голосов от общего числа проголосовавших, и еще более укрепила свои позиции после парламентских выборов 2007г. - 64,3% голосов. Конечно, подобное явление отрицательно сказывается на партийном развитии России: используя административный ресурс для приобретения популярности "партии власти" создают у населения неверное представление о том, как на самом деле должны создаваться и функционировать политические партии. Более того, "партия власти", используя свои ресурсы, вполне способна препятствовать созданию новых или деятельности уже существующих политических партий.

Конечно, в адрес российских партий звучит немало критики. Так, "Единая Россия" небезосновательно считается  некоторыми авторами серьезным препятствием на пути "массового демократического участия"; КПРФ обозначается как "партия обездоленных и угнетенных", "партия социальной демагогии"; "Яблоко" - партия интеллигенции, метущейся, ничего не понимающей, всегда стремящейся плюнуть в лицо власти; ЛДПР - партия люмпенов, "группировка, обслуживающая кремлевский заказ". Говорится о том, что российские партии ни по существу, ни по функциям не стали важным субъектом политической системы общества и демократии, что они не смогли стать влиятельными настолько, чтобы составить конкуренцию властным структурам. К отрицательным чертам российских партий можно отнести и незначительное число членов, состоящих в них (из существующих партий самой многочисленной является "Единая Россия", насчитывающая порядка 1 600 000 членов), и это при численности населения Российской Федерации более 140 миллионов человек. Но в данном случае следует помнить о том, что численность партии сама по себе еще не является автоматическим свидетельством ее популярности у населения или политической активности самого населения.

Безусловно, нельзя не согласиться  с тем, что до настоящего времени в нашей стране так и не сформировались партии, аналогичные западным, что в России отсутствует авторитетная правящая партия (ее заменили "партии власти", создаваемые для обеспечения парламентской поддержки правительству и побеждавшие при решающем содействии президента и его администрации). Но при этом следует помнить и об особенностях становления и развития российской партийной системы. Политические партии в России, несмотря на то, что их возникновение произошло гораздо позже по сравнению со странами Европы, все же стали важным и необходимым элементом государственной жизни. Однако для формирования полноценных партий, которые пользовались бы массовой поддержкой и авторитетом избирателей, необходимо определенное время. Население будет поддерживать лишь те партии, которые на деле докажут свою способность к представлению интересов граждан, способность быть полноценным, устойчивым субъектом политической системы общества; а подобные партии не могут появиться за год или два. Россия пусть медленно, но движется в сторону подлинной многопартийности. Современные российские партии постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет процесс их объединения и выработки совместных позиций. Их уже нельзя назвать всего лишь "протопартиями, являющимися носителями некоторых элементов партийной структуры и выполняющими частично функции политических партий". Как отметил А.А. Шаравин, директор Института политического и военного анализа, "мы все равно идем по тому пути, который прошли все цивилизованные государства мира". В целом же следует помнить о том, что уровень развития партий зависит от уровня развития общества в целом, и если граждане стремятся видеть в стране подлинные политические партии, они должны, прежде всего, обратить внимание на собственный уровень развития гражданской ответственности и правового самосознания.

 

Заключение

Партии выступают существенным элементом политической системы  общества, представляют собой важные структуры политики. Они являются выразителями потребностей интересов и целей определённых классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти, либо оказывают на него опосредованное влияние. Принципиальной стороной деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, они играют значительную роль в формировании политического сознания. В современную эпоху ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе.

Действительно, партии сегодня являются неотъемлемым элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, являясь связующим звеном между обществом и государством. Их основная задача состоит в превращении множества частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация действий граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или пытаются оказывать опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности политических партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

 

Задача

Общественно-политические движения — это добровольные, самоуправляемые  объединения, созданные на основе общности интересов для осуществления общих целей. Как правило, эти движения структурно не оформлены. В зависимости от целей и интересов, которые они выражают, выделяют движения: молодежные, женские, благотворительные, “проблемные” (защита мира или окружающей среды), культурные, конфессиональные. Задачи деятельности общественно-политических движений различны, но, как правило, их создание связано с попыткой граждан сообща решить какие-либо проблемы, стоящие перед ними или перед обществом в целом.

В Советском Союзе  общественные объединения находились под жестким контролем КПСС (например, ВЛКСМ, Комитет защиты мира, профсоюзы) и не могли быть названы в подлинном смысле слова “добровольными объединениями граждан”. Первые самостоятельные движения стали возникать только во второй половине 80-х гг., и в первую очередь — в молодежной среде (“неформальные объединения”). Чуть позже возникли общественные организации носящие ярко выраженный андеграундно-политический характер, — ростки будущих политических партий (народные фронты, региональные объединения избирателей). В 1990 г. появилось общероссийское общественно-политическое движение “Демократическая Россия”. Эти объединения не имели жестко очерченной структуры, института членства и охватывали участников разных идейных ориентаций. Именно благодаря поддержке со стороны “Демократической России” на первых выборах Президента России в 1991 г. победу одержал Б. Ельцин.

В процессе деятельности первых общественно-политических движении сформировались будущие политические лидеры. В частности, из “Демократической России” вышли Е. Гайдар, С. Ковалев, Г. Старовойтова, А. Собчак и др. Важной функцией этих движений является защита граждан от произвола властей (“Хельсинкская группа”, “Комитет солдатских матерей”) и работодателей (“независимые профсоюзы”). Л. Даймонд называет их поэтому “практическими лабораториями демократии”.

По отношению к политической системе подобные объединения выполняют  роль посредников и групп давления. Это особенно проявляется на примере  деятельности Союза промышленников и предпринимателей А. Вольского.

Сильны позиции в  современной России всевозможных экологических  объединений “зеленых”. Это и  полуэкстремистские “Хранители радуги”, “Гринпис” и вполне ангажированные властями региональные движения. Выражая  общечеловеческие интересы, “зеленые” не без оснований рассчитывают на поддержку всех слоев населения (“Кедр” А. Тарасова).

Деятельность общественно-политических движений в России регламентируется Конституцией и федеральным законом. Если общественное объединение зарегистрировано в Министерстве юстиции или в региональных государственных органах, то оно приобретает статус юридического лица.

Любое общественное объединение  со временем становится политическим, так как выражая и представляя  определенный общественный интерес, оно  стремится к его реализации политическим способом. В современном обществе это невозможно без санкционирующей деятельности потестарных органов, поэтому общественные движения либо сами становятся политическими (“Женщины России”), впрямую участвуя в политическом процессе, или преобразуются в политическую партию, либо пользуются механизмами политического давления и лоббирования (различные экологические организации). В результате гражданская инициатива институализируется, получая статус общегосударственного мероприятия, а само движение теряет свой исключительно общественный статус.

 

Литература

  1. Партии, движения и объединения России: Справочно-аналитический сборник. М., 1999.
  2. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.
  3. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. Политология: Учебник. М.,2001.
  4. Азаров Н.И., Андрияш Г.С. Политология - М., Высш. Шк., 2001.
  5. Головин Ю.А., Ковшиков М.Ф., Янкевич П.Ф и др. Социально-философские учения по проблемам государственного устройства. История и современность. Книга 2. Политология – Ярославль, Ремдер, 2002.
  6. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. - М., Посткриптум, 1999.
  7. Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М.Дюверже // Социально-политический журнал. 1993. № 9.
  8. Гаджиев К.С., Введение в политическую науку. – М., Логос, 1999 г.

 

Мировому судье судебного  участка 

Информация о работе Сущность и типы партийных систем. Особенности современного этапа российской многопартийности