Сущность и типы партийных систем. Особенности современного этапа российской многопартийности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:12, контрольная работа

Описание работы

Политические партии исторически выполняют роль важного элемента политической системы: являются механизмом, соединяющим народ с правительством, гражданское общество с обществом политическим, с государством. В предполагаемой работе будут рассмотрены понятия, структура, основные типы партийных систем, общественно-политические движения, их сущность, типология.

Содержание работы

. Введение
2. Сущность и типы многопартийных систем.
3. Особенности современного этапа многопартийности.
4. Заключение.
5. Задача.
6. Литература.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский Университет  МВД России»

Брянский филиал

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

Дисциплина:       Политология

 

Тема: Сущность и типы партийных систем.

Особенности современного этапа российской многопартийности.

 

Вариант № 2

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил слушатель 4 курса

       

         Преподаватель____________ 

                                                                        _________________________

                                         Оценка___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брянск 2011 г

Содержание

1. Введение

2. Сущность и типы  многопартийных систем.

3. Особенности современного  этапа многопартийности.

4. Заключение.

5. Задача.

6. Литература.

 

Введение.

Политические партии исторически выполняют роль важного элемента политической системы: являются механизмом, соединяющим народ с правительством, гражданское общество с обществом политическим, с государством. В предполагаемой работе будут рассмотрены понятия, структура, основные типы партийных систем, общественно-политические движения, их сущность, типология.

Политическая партия – одно из важных достижений цивилизации, необходимый для нормальной жизни  политический институт. Партия, пожалуй, самая политическая из всех общественных организаций: её целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль – согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе.

На фоне начавшегося  кризиса в рядах КПСС внутри ее наметился идейный раскол, который  привел к появлению в рядах  некогда единой партии социал-демократического, центристского, традиционалистского, марксистского направлений. Наметилось идейно-политическое размежевание в КПСС. Было создано движение Коммунисты-реформаторы за Демократическую платформу в КПСС (сентябрь 1989) (с января 1990 - объединение Демплатформа).

Началась борьба за отмену 6 статьи Конституции СССР, отказ от идеологических догм и переход к концепции демократического социализма (приоритет общечеловеческих ценностей, разнообразие форм собственности и рыночная экономика; введение прямых, альтернативных выборов секретарей партийных комитетов; свобода платформ и группировок, федеративный принцип построения КПСС). Были сделаны предложения поэтапного реформирования КПСС: 1) передача властных полномочий от партийных структур Советам народных депутатов; 2) преобразование КПСС в парламентскую партию, действующую в условиях многопартийной системы, правового государства. 21 июня 1990 г. состоялся учредительный съезд Компартии РСФСР в составе КПСС (Первый секретарь ЦК КП РСФСР - И.К. Полозков). В КПСС наметилось три течения: радикально-реформаторское (Демплатформа), реформистско-обновленческое (Марксистская платформа), традиционалистское, или консервативное (Инициативный съезд коммунистов России). Одновременно обозначилась тенденция выхода членов КПСС из ее рядов (в 1990г. - 2,5 млн. чел.).

В марте 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции СССР о  руководящей роли КПСС. Одновременно был принят Закон об общественных объединениях как основа складывания  многопартийной системы в СССР. С  началом либерализации политического  режима в ходе перестройки и кризиса коммунистической идеологии активизировалось появление неформальных групп и политических неформальных движений: межклубных объединений (с весны 1988), Народных фронтов (НФ) Эстонии - 60 тыс. чел.; Латвии 115 тыс.; Саюдис (Литва) - 180 тыс. чел., НФ в Молдавии, Азербайджане, Казахстане и т.д. Существовали также организации, альтернативные Народным фронтам (Интердвижение в Эстонии, Интерфронт в Латвии, Единство в Литве, Объединенный фронт трудящихся (1989).

 

Сущность и  типы партийных систем

В зависимости от положения  политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой  понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

Партийную система с  единственной партией, стоящей у  власти, можно считать классическим образцом однопартийности. В такой  системе высшая политическая власть осуществляется руководителями партии, то есть партия превращается в руководящую силу государства, и все государственные органы строго подчиняются ее решениям. Срастаясь с государством, партия становится многофункциональной. Ее структура строится в виде пирамиды – сверху идет пропаганда, а снизу вверх идет информация. Монополизируя политическую деятельность, она начинает контролировать все виды активности в обществе. Создание других партий запрещается законом. Основные политические решения в стране принимаются высшими партийными руководителями, а государственным деятелям часто отводится только исполнительская роль. Однако опыт показывает, что при всех режимах однопартийная система, как правило, оказывается неустойчивой и в конечном итоге приходит к трудностям и к кризису, которые сопровождаются идейными и моральными потрясениями. Как пример можно привести недавний слом систем в Советском Союзе, Албании, Румынии. Однако, подобные систему по сей день достаточно успешно существуют в КНДР и на Кубе.

Система с партией, осуществляющей гегемонию, может действовать в  обществе, где формально функционирует несколько партий, но реальная политическая власть принадлежит одной, выступающей по отношению к другим партиям на правах "старшего брата" и имеющей бесконтрольную монополию на власть. Такая система в настоящее время существует в Китае, до недавних пор была в Мексике, большинстве социалистических государств Восточной Европы.

В системе с доминирующей партией действует несколько  политических партий, но, несмотря на юридически закрепленные возможности, у власти в течение длительного периода находится одна партия. До недавних пор такими были Индийский национальный конгресс и Либерально-демократическая партия Японии.

Под двухпартийной системой подразумевается система с двумя  крупными партиями, каждая из которых  имеет шанс завоевать на выборах большинство мест в законодательном Собрании или большинство голосов избирателей на выборах исполнительной ветви власти. Классическим образцом двухпартийной системы служат США. Периодически Демократическая и Республиканская партии США сменяют друг друга в управлении. Это отнюдь не означает, что в стране нет других политических партий. Нет. Они есть, но существенного влияния на политическую жизнь оказать не могут, тем более реально соперничать с ведущими партиями в избирательной кампании. (За всю историю существования двухпартийной системы США более 200 кандидатов третьих партий попытались добиться избрания на пост президента страны, но не смогли набрать более 1 млн. голосов избирателей). Тем не менее, нужно учесть, тот факт, что в ряде случаев, особенно на штатном уровне, третьи партии в США становились влиятельной политической силой.

Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является ориентированность всех функционирующих  в обществе партий на участие в  правительстве, на возможность участия в коалиционном кабинете. В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики. В качестве примера можно привести Бельгию.

Система крайнего (поляризованного) плюрализма (Италия) включает антисистемные  партии, то есть партии, выступающие против существующей общественно-экономической и политической системы. Они придерживаются полярно различающихся идеологий.

Другой признак поляризованного  плюрализма - наличие двусторонней оппозиции, которая характеризуется  тем, что "располагается" по обе стороны от правительства - слева и справа. Эти две оппозиции взаимно исключают одна другую и, более того, находятся в состоянии перманентного конфликта. Третий признак такой многопартийности состоит в том, что система поляризованного плюрализма характеризуется центральным положением одной или группы партий. Неотъемлемыми признаками поляризованного плюрализма являются также преобладание центробежных тенденций над центростремительными, а как следствие — ослабление центра. Еще один признак — наличие безответственных оппозиций. При поляризованном плюрализме доступ к формированию правительства ограничен. Он возможен для партий центра, включая партии левого или правого центра. Крайние же партии, то есть партии, выступающие против существующей системы, исключаются из участия в правительстве. Наконец, поляризованному плюрализму присуще стремление политических партий превзойти друг друга в раздаче "направо и налево" обещаний без особой ответственности за их выполнение.

Следующая разновидность  многопартийности - атомизированная партийная система. В ней уже нет необходимости подсчитывать точное число партий. Достигается предел, за которым уже не важно, сколько партий действует в стране (Малайзия, Боливия).

Сравнительный анализ недостатков  и достоинств двухпартийной и многопартийной систем издавна занимал политологов. Большинство всегда склоняется на сторону первой из них, приводя следующие аргументы:

1. Двухпартийная система  способствует постепенному смягчению  идеологических конфликтов между  партиями и их постепенному переходу на более умеренные позиции. А это делает политическую систему более устойчивой.

2. Другое преимущество двухпартийной  системы усматривают в том,  что она позволяет одержавшей  победу на выборах партии сформировать  «не подверженное» кризисам правительство. Действительно, если в парламенте представлены лишь две партии, то одна из них непременно имеет абсолютное большинство мест, и вынести вотум недоверия ее лидеру- премьерминистру невозможно.

3. С точки зрения избирателя, несомненное достоинство двухпартийной системы- в том, что она облегчит выбор при голосовании. Не нужно читать десятки партийных программ или часами сидя у телевизора, вникать в рассуждение "говорящих голов"; партий всего две, и соотнести собственные интересы с их программами не так уж сложно.

4. Наконец, утверждают, что только  двухпартийная система позволяет  приблизится к идеалу ответственного  правления, который играет важнейшую  роль во всех без исключения  теоретических моделях демократии. Одна из партии находится у  власти, другая в оппозиции. Если избиратели недовольны работой правительства, они используют выборы для того чтобы отправить его в отставку.

Формирование политической системы  России происходило специфическим  образом. Первыми здесь возникли не буржуазные партии, что было бы естественным при бурном индустриальном развитии России в конце XIX — начале ХХ века. Крестьянская партия (эсеров) сформировалась в 1901 году, но она тоже не стала первой. Раньше других в России, в 1898 году возникла Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), сыгравшая особую роль в дальнейшем политическом развитии страны. Именно эта партия была правящей в России с 1917 по 1991 год, а ныне является крупнейшей по численности её членов партией Российской Федерации.

Партийная система России прошла три основных этапа в своём развитии. Первый (1905 — 1917) — характеризовался многопартийностью в условиях думской монархии. Для второго (1917 — 1990) — была характерна однопартийность (правительственный блок “большевиков” и левых социалистов- революционеров просуществовал лишь до лета 1918 года — до “лево-эсеровского заговора”). Третий (современный) этап, начавшийся с отмены монопольного господства в политической системе общества одной партии (КПСС), характеризуется бурным становлением и развитием многопартийности в Российской Федерации.

Процесс образования современных  партий и общественно-политических движений в России фактически начался  в 1989—1990 годы в ходе подготовки и  проведения выборов на демократической, альтернативной основе. С принятием  новой редакции ст. 6 Конституции СССР (1990) м вступлением в силу с 1 января 1991 года Закона СССР “Об общественных объединениях” политические партии получили официальное право на своё существование и деятельность.

Для современного этапа развития партийной  системы в России характерно наличие большого количества малочисленных организаций, не обладающих широкой известностью, не говоря уже о политическом влиянии.

 

Особенности современного этапа многопартийности

Длительное время в  нашей стране существовала лишь одна - "официальная" - партия, монопольное положение которой основывалось, в том числе, и на законодательных нормах. Изменения, произошедшие в 1990г. в политической жизни России, послужили толчком к развитию партийного строительства, однако долгий период партии действовали без специального нормативно-правового акта: их деятельность в постсоветский период регулировалась Законом СССР "Об общественных объединениях" от 17 октября 1990г., затем - ч.3 ст. 13 Конституции Российской Федерации и Федеральным закон от 19 мая 1995г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях". Но указанные нормативно-правовые акты - как и прочее законодательство - не только не отражали специфику деятельности политических партий, которые в гражданском обществе выполняют функцию посредника между обществом и государством, но даже не содержали дефиниции политической партии. Отсутствие самостоятельного закона лишало партии необходимой правовой защиты, служило поводом для принижения их значимости в государственных и общественных процессах, позволяло участвовать в выборах практически любому общественному объединению, что отнюдь не способствовало созданию настоящих партий.

Подобный подход вызывал удивление, поскольку именно партии, в отличие  от всех прочих общественных объединений, создаются и действуют для достижения политических целей, выражения политической воли народа, участвуя для этого в выборах в органы государственной власти. Потому нельзя не согласится с утверждением А. Автономова о том, что "необоснованная политизация неполитических по своей сути общественных объединений ведет к тому, что эти объединения берут на себя несвойственные им функции, что неблагоприятно отражается на решении ими их непосредственных задач".

Вопрос о необходимости принятия в России закона о политических партиях  поднимался давно, работа над данным законом началась еще в 1991г., однако принят он был лишь десять лет спустя - Федеральный закон "О политических партиях" от 11.07.2001г. N95-ФЗ (далее - Закон РФ "О политических партиях") содержит не только определение политической партии и закрепляет ее особый статус, но и подробно регулирует процесс создания и функционирования партии.

Информация о работе Сущность и типы партийных систем. Особенности современного этапа российской многопартийности