Сущность и способы управления политическими рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 02:04, реферат

Описание работы

Понятие и сущность политического риска. Уровни политических рисков. Управление политическим риском.

Файлы: 1 файл

kurs.docx

— 158.86 Кб (Скачать файл)

– ориентация или позиция деятелей в той или иной области;

– твердость следования своей позиции;

– власть и влияние отдельных  лиц;

– важность соответствующего вопроса  для конкретного лица.

Каждый участник может занимать по тому или иному вопросу позитивную (+), негативную (–) или нейтральную (0) позиции, давая оценки (по пятибалльной [c.141] системе) по трем остальным критериям. Эти оценки перемножаются, суммируются по всем участникам. При этом максимальное число баллов составляет +\– 25 баллов. Вероятность совершения того или иного события определяется долей (%) положительных баллов в их общем количестве. Prince model является одним из примеров количественного метода анализа и оценки политического риска.

Классический качественный подход реализуется в форме традиционного  доклада, обычно по одной стране. Авторами докладов являются эксперты, обладающие информацией о стане. Этот наиболее распростаненный подход реализуется в двух фрмах: “Old hands”, то есть сбор информации об интересующем субъекте, и “Grand Tour”, поездка в страну в целях ознакомления с реальным положением дел на месте. Результаты излагаются в виде нескольких сценариев от самого неблагоприятного развития ситуации (негативный сценарий) до самого удачного (позитивный сценарий).

Однако наиболее оптимальный путь оптимизации политического риска  – это синтез и интеграция двух подходов на основе статистики и экспертного  анализа.

Изучение этих методов не устраняет  риск, но снижает его остроту и  предотвращает многие опасные последствия, поэтому сегодня очень важно уделять им соответствующее внимание.

 

 

Термин “политический риск” имеет много значений - от прогнозирования политической стабильности до оценки всех некоммерческих рисков, связанных с деятельностью в различных социально-политических средах.  
 
Классификация политического риска проводится на основе разделения событий, вызванных либо действиями правительственных структур в ходе проведения определенной государственной политики, либо силами, находящимися вне контроля правительства. В соответствии с этим принципом американский исследователь Ч. Кеннеди предложил деление политического риска на экстралегальный и легально-правительственный (табл. 12). 
 
 
 
Экстралегальный риск означает любое событие, источник которого находится вне существующих легитимных структур страны терроризм, саботаж, военный переворот, революция.  
 
Легально-правительственный риск является прямым следствием текущего политического процесса и включает такие события как демократические выборы, приводящие к новому правительству и изменениям в законодательстве, касающимся той его части, где речь идет о торговле, труде, совместных предприятиях, денежной политике.  
 
При определении “индекса политического риска” обращается внимание на следующие факторы:  
 
- степень этнических и религиозных различий,  
 
- социальное неравенство в распределении дохода,  
 
- степень политического плюрализма,  
 
- влияние левых радикалов,  
 
- роль принуждения при удержании власти,  
 
- масштаб антиконституционных действий,  
 
- нарушения правового порядка (демонстрации, забастовки и т.п.)  
 
В классификации, предложенной американскими учеными Дж. де ла Торре и Д. Некаром, выделяются внутренние и внешние источники политических и экономических факторов риска (табл. 13).  
 
Анализ внутренних экономических факторов позволяет составить общую характеристику экономического развития страны и выделить наиболее уязвимые области. Внешние экономические факторы определяют степень влияния внешних ограничений на внутреннюю экономическую политику: высокая степень зависимости значительный размер внешней задолженности усиливают риск вмешательства в инвестиционную деятельность. Проблема заключается в том, что оценки внутренних социально-политических факторе в значительной мере субъективны. При определенных условия внешняя политическая обстановка может сыграть роль катализатора политической нестабильности в стране.  
 
Следует отметить, что анализ политического риска в России имеет некоторую специфику.  
 
Во-первых, политические традиции, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, которому не обходимо уделять дополнительное внимание при оценке политиче1 кого риска.  
 
Во-вторых, существенным фактором неопределенности является наличие множества разнотипных политико-территориальных образований, обладающих различным экономическим потенциалом, разнородных по национальному составу и опирающихся на разные исторические, политические, культурные и религиозные традиции, региональные конфликты оказывают как прямое действие на общую политическую обстановку, так и косвенное влияние на ситуацию в других регионах, поскольку решение региональных проблем требует дополнительных субсидий, что ведет к росту дефицита федерального бюджета, изменениям в налоговом законодательстве, сокращению расходов (а следовательно, к возрастанию социальной напряженности), увеличению размера государственного долга, колебаниям процентных ставок и валютного курса, т.е. к ухудшению политического и инвестиционного климата в стране.  
 
В 90-е гг. политический фактор по силе своего воздействия на ход событий в России превзошел все иные. В целом риск, вызываемый текущими процессами, крайне высок и может быть охарактеризован как риск переходного периода: любые события в политической жизни могут иметь последствия гораздо более разрушительные, чем в стабильно развивающейся стране

 

УПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИМ РИСКОМ

Устранить или полностью контролировать политический риск нельзя. Однако компании могут предпринять некоторые  меры и проводить такие политические шаги, которые в совокупности понизят  вероятность неблагоприятных политических действий или которые уменьшат последствия  воздействия таких действий на бизнес, если они все-таки произойдут. Управление политическими рисками начинается до того, как инвестиции вложены, оно  продолжается во время ведения операций и не прекращается, даже если неблагоприятные  действия произошли или происходят.

Действия перед инвестированием

Еще до того как вложить инвестиции в ту или иную страну, соответствующие  служащие компании должны попытаться добиться того, чтобы правительство  страны, куда они планируют осуществить  инвестирование, и ее граждане поняли, какие расходы и приобретения, связанные с данным инвестированием, получат и компания, и местное  общество. Руководству следует встретиться  с правительственными официальными лицами и представителями населения, для того чтобы уточнить цели бизнеса  и то, как планируется организовать его реализацию. Уровень политического  риска обычно сильно снижается, когда  ожидания окружающих в отношении  затрат и выгод, связанных с реализацией  какого-то проекта, совпадают с действительностью. И напротив, увеличивается, если и  местные власти, и общественность сталкиваются с какими-то неожиданными для них поворотами в развитии бизнеса.

Формальной процедурой достижения такого понимания является заключение консессионного соглашения, в котором оговариваются права и обязанности иностранной компании, связанные с реализацией проекта. Например, концессионный договор может определить права собственников на совершение денежных переводов дивидендов, процентных отчислений и административных платежей. В нем могут также быть уточнены вопросы налогообложения корпоративной прибыли, тарифов на импорт и трансфертных цен. Там также может быть предусмотрена возможность доступа на рынки местных кредитов или ша-новое отторжение, что означает постепенный переход собственности к местным инвесторам. В концессионном соглашении обычно уточняются и условия проведения арбитража, и посреднические процедуры для разрешения спорных вопросов в случае их возникновения.

В общем, в концессионном соглашении могут определяться любые аспекты  взаимодействия компании со страной  пребывания. Однако здесь, следует сделать  предостережение: условия такого соглашения обязательны для страны пребывания только в той мере, в какой правительство само захочет их выполнять. При нарушении им обязательств концессионного соглашения в отношении другой стороны последняя не имеет возможности принудить правительство исполнить свои обязательства.

Еще одной стратегией управления политическим риском является получение страхового полиса на случай возникновения политического  риска в каком-нибудь правительственном  агентстве типа Корпорации зарубежных частных инвестиций (КЗЧИ), которая  была учреждена правительством США  для страхования политических рисков для американских компаний, занимающихся прямыми зарубежными инвестициями.

КЗЧИ предлагает четыре варианта страхования. Во-первых, это страхование против введения ограничений на перевод  денежных средств в долларах от прибылей от иностранных отделений и филиалов. Во-вторых, она страхует от экспроприации и национализации. В-третьих, она страхует против ущерба имущества, понесенного в результате военных действий, восстаний, гражданских беспорядков. В-четвертых, это страхование против убытков в прибылях, вызванных политическими конфликтами и беспорядками.

Действия во время работы в стране пребывания

После того как иностранная дочерняя компания организована, ее руководство  пользуется самыми различными методами для управления политическими рисками.

Если компания отслеживает перемещения  сырья и готовых изделий, страна пребывания не многого добьется, если будет вмешиваться в деятельность компании. Например, если дочерняя компания в той или иной форме захвачена  правительством, родительская компания может прекратить поставки ключевых сырьевых компонентов. Из-за этого дочернее предприятие не сможет работать и вынуждено будет закрыться с соответствующими потерями рабочих мест и доходов от ее деятельности, поступавших от нее стране пребывания. Точно так же, если дочерняя компания зависит от родительской в ведении маркетинговой и сбытовой деятельности, последняя может вынудить первую прекратить производство, если дочернее предприятие станут контролировать чужие структуры, что снова приведет к отрицательным результатам для страны пребывания.

Родительские компании могут также  снизить вероятность захвата  их отделений или вмешательства  в их деятельность, контролируя доступ к последним технологиям или к фирменным производственным и торговым маркам. Например, дочернее предприятие, производящее электронную продукцию, вскоре

устареет, если будет отсечено от нового оборудования и современных производственных технологий. Продажа некоторых продуктов  типа пива очень зависит от того, насколько известно фирменное название или его торговая марка.

И, наконец, родительская компания может  понизить воздействие политического  риска, если оно будет ориентироваться  при расширении масштабов своей  деятельности на рынки местных кредитов или через размещение своих акций среди местных инвесторов. Также заметным способом снижения вероятности политического вмешательства являются соглашения о совместной собственности и стратегия постепенной передачи акций местным инвесторам.

Действия после захвата предприятий

Некоторые стратегии доступны менеджерам даже после того, как против компании были предприняты политические действия. Например, зарубежные собственники могут  обратиться к политической оппозиции  страны пребывания, а иногда и к  правительствам соседних стран с  просьбой оказать давление на власти страны пребывания. Иногда экономические  санкции могут применяться и  правительством страны родительской компании. Не следует пренебрегать и юридическими способами защиты своих прав. Хотя правовые доктрины суверенного иммунитета и законодательные акты государства  пребывания ограничивают возможности  обращения в суд в других странах, иностранные государства в ряде случаев добровольно передают разрешение спорных моментов на рассмотрение Международного центра разрешения инвестиционных споров, обеспечивающего посредничество в  проведении арбитража, решения которого становятся обязательными для участников спора.

Общие принципы

В любом случае когда компании ведут дела с суверенными правительствами, их руководящим принципом должно быть достижение взаимного интереса. Ведение дела следует организовать так, чтобы и компания, и страна пребывания постоянно получали выгоды от этого и которых бы участники могли лишиться при прерывании взаимоотношений. Компаниям следует избегать ситуаций, когда они должны заранее обеспечить какие-то преимущества стране пребывания, а затем ожидать своих выгод,

получение которых будет в какой-то степени невыгодным для страны пребывания. Правительства обычно умеют находить какой-нибудь предлог для прекращения соглашений, которые не являются дальше для них выгодными.

В общем-то этот принцип знаком большинству бизнесменов, ибо они руководствуются им и в своих отношениях с национальными потребителями, поставщиками и служащими, поскольку любой из упомянутых участников может по своему усмотрению прервать свои отношения с бизнесом. И не делают они этого только потому, что их отношения взаимовыгодны, т.е. в своих собственных интересах.

ИТОГИ

Политический риск относится к  потерям, которые могут быть вызваны  действиями, предпринятыми против компании правительством страны пребывания или  какими-то группами. В какой-то степени  все компании подвержены политическому  риску, несмотря на то, где они ведут  свои дела. И американские бизнесмены сталкиваются с заметным политическим риском даже в своей собственной  стране, так как ставки налогов  на прибыль и регулирующие акты постоянно  меняются.

Хорошая компания для управления политическим риском и его контролированием выделяет необходимые ресурсы. Если уровень  этого риска высок, компании могут  отложить инвестирование или попытаться установить взаимовыгодные длительные отношения с соответствующими кругами  страны возможного пребывания. Когда  руководство поймет, что другие участники  действуют прежде всего исходя из своих интересов, и будет проводить такую политику, при которой и другие участники будут получать какие-то выгоды, то политический риск можно контролировать достаточно эффективно.

Глава 27. Политический риск

Понятие «риск» появляется в обиходе  на рубеже Средних веков и Нового времени. Возникновение данного  термина связано с процессами секуляризации, становлением рационального  отношения к миру и формированием  ответственности за принимаемые  решения. В политической науке интерес  к феномену политического риска  формируется в конце 50-х гг. ХХ в. и связан с революцией на Кубе. Однако до 1980-х понятие политического риска оставалось на периферии прикладной политологии. И только в 1980-е гг. начинает уделяться повышенное внимание разработке методики определения политического риска.

Большинство исследователей относят  к рискам явления, вызывающие негативные последствия в социальной, хозяйственной  и т. п. сферах жизнедеятельности. Исследование политического риска связано со сложностью и неоднозначностью определения содержания категории «политический риск». Значительная часть политологов связывают сущность понятия политического риска с возможностью ущерба для бизнеса, связанного с принятием решений политической системой и теми изменениями окружающей среды, которые обусловлены политическими процессами.

Определение политического риска  позволяет оценить воздействие  неблагоприятных (прежде всего политических) факторов на достижение социальных и  экономических целей.

«Политический риск проистекает из действий органов  государственной власти, которые  препятствуют проведению деловых операций, изменяют условия соглашений или  ведут к частичной или полной конфискации собственности иностранных  кампаний.»

В. Вестон, Б. Сордж

«Политический риск – это изменения в условиях проведения операций иностранными кампаниями, возникающие в ходе политического  процесса.»

Д. Джодис

«Политический риск – это результат конфликта  между корпоративными целями и устремлениями  органов государственной власти.»

Д. Эйтман, А. Стоунхилл

27.1. Типология политического риска  по Ч. Кеннеди 

КОММЕНТАРИИ

Ч. Кеннеди предложил различать  риск исходя из источников его возникновения. Риск, связанный с деятельностью  правительственных структур, он обозначил  как легально-правительственный, риск, обусловленный политическими процессами, неконтролируемыми правительством, он назвал экстралегальными.

К легально-правительственному риску  относится возможность таких  действий правительства, как:

Информация о работе Сущность и способы управления политическими рисками