Сущность и способы управления политическими рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 02:04, реферат

Описание работы

Понятие и сущность политического риска. Уровни политических рисков. Управление политическим риском.

Файлы: 1 файл

kurs.docx

— 158.86 Кб (Скачать файл)

Сущность и способы  управления политическим риском

 

 

1. Понятие  и сущность политического риска

 

Термин «риск» происходит от латинского «risicare», означающего «решиться». В теории и практике понятие риска имеет многосторонний и многозначный характер.

Под политическим риском понимается “вероятность неблагоприятных последствий  политических решений, принимаемых  в условиях неопределенности, дефицита ресурсов (времени, информации и т.д.), что ведет к ущербу для участников политических действий и вероятности  осуществления нежелательных событий” [1, с.139].

В. Вестон и Б.Сорж определяют политический риск как действия национального правительства, которые мешают проведению деловых операций, изменяют условия соглашений, приводят к конфискациисобственности иностранных компаний. [3].

 Политический риск представляет собой вероятность возникновения политических факторов в стране (регионе), которые могут оказать благоприятное или отрицательное влияние на управленческую, экономическую и другие виды деятельности. К числу таких политических факторов относятся, например, уровни стабильности политического режима, политических беспорядков, коррупции, преступности, безработицы [2].

Под политическим риском в узком  смысле слова понимается вероятность  финансовых потерь для фирмы в  результате воздействия неблагоприятных  политических факторов в стране размещения инвестиций [8].

Й. Пфеффер определил соотношение между риском и неопределенностью следующим образом: «Риск… представляет собой комбинацию нескольких видов азарта, он измеряется вероятностью; неопределенность измеряется уровнем веры. Риск – это состояние мира, неопределенность – состояние воображения». Политический риск как структурное явление включает в себя следующие основные компоненты. Особое место здесь занимают риски, обусловленные действующей в стране налоговой системой и законодательством. Это «правовой или законодательный риск»[6]. Он включает в себя потери и приобретения, связанные с изменениями в налоговом законодательстве, появлением правительственных постановлений, указов на различных уровнях власти, меняющих социально-политическую и экономическую обстановку в стране (регионе).

Помимо правового аспекта, политический риск включает в себя возможность потерь или приобретений по следующим обстоятельствам: смена правительства, кадровые перестановки в правительстве; невозможность осуществления экономической деятельности из-за революции, военных действий, конфискации имущества компаний; отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства; усиление политических беспорядков, социальной напряженности, повышения уровня коррупции, преступности и т. д.

Более полным и приемлимым, по моему мнению, является понятие политического риска как вероятности нежелательных последствий возможных политических и других решений, связанных с политическими событиями, способными принести тот или иной ущерб их участникам в реализации их интересов. Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками [4].

К политическим рискам относятся:

а) невозможность осуществления  деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране, национализации, конфискации и предприятий, введения эмбарго, из-за отказа нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства и т.п.;

б) введение отсрочки (моратория) на внешние  платежи на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война и т.д.);

в) неблагоприятное изменение налогового законодательства;

г) запрет или ограничение конверсии  национальной валюты в валюту платежа. В этом случае обязательно перед экспортерами может быть выполнено в национальной валюте, имеющей ограниченную сферу применения.

 

  1. Уровни политических рисков

 

Уровень риска – это количественная оценка ситуации (отражающая степень  неопределенности в принятии решений) с учетом ущерба, обусловленного возможными нежелательными последствиями принимаемых решений. Практически уровень риска характеризует степень ответственности или безответственности того, кто выбирает пути решения задачи.

На практике оценки политического  риска даются для различных временных  горизонтов, выбор которых определяется спецификой решений, требующих учета  оценок риска.

Политический риск оценивается  на различных уровнях: глобальном, региональном (по группам [4, c.852] стран), национальном, по отдельным регионам внутри некоторых стран (по краям, областям, республикам, например, в России). В последние годы вырос интерес к глобальному риску. Это видно, в частности, из тематики дискуссий на ежегодных конференциях Совета по управлению риском международного бизнеса. Это нашло отражение в тенденциях, связанных со стремлениями некоторых влиятельных кругов Запада к “глобальной координации” отношений между странами. Усилились тенденции к созданию “мирового поля доверия”. Однако здесь велика опасность усиления “уязвимости” некоторых государств от тех, кто будет контролировать это “поле” и определять нормы, которым должны следовать участники событий. В целом можно ожидать, что чем больше будет возрастать “координация” на глобальном уровне в сфере экономики, тем в большей степени будет снижаться уровень политической организованности на глобальном уровне за счет появления все большего числа малых государств, не находящих для себя места “под солнцем” в результате распада бывших великих держав. Уровень политического риска при этом должен повышаться.

При оценке политического риска  на национальном уровне обычно используются сравнительные данные, когда количественные оценки, характеризующие уровень  риска по стране, преобразуются в  соответствующие рейтинги. Рейтинг  страны – это ее место в общей  совокупности сравнительных стран, отражающее степень желательности  состояния соответствующей обстановки. Иногда говорят о различиях “политического климата”. Трудность состоит в  том, что рейтинги обычно привязаны  к конкретному числу рассматриваемых  стран (а их число не является постоянным).

На практике рейтинг страны определяется с учетом ее места в группе стран, которые упорядочены в определенной последовательности с учетом соответствующих  оценок уровня политического риска, которые определяются в баллах. Чаще всего используется 100-балльная шкала, где страны с минимальным уровнем  политического риска получают наибольшие оценки в баллах. Политологи, которые  привлекаются для оценки уровня политического  риска при их использовании на практике, часто [4, c.853] пользуются методами оценки риска, основанными на применении вероятностных моделей. Вероятностные оценки трансформируются в балльные, на основе которых определяется рейтинг страны (или другой стратегической зоны деятельности).

 

Быстрота изменений в политике, социальной сфере, экономике повышает вероятность быстрых непредвиденных событий и спорность и альтернативность принятых решений, то есть усиливает  политический риск. Оценка и управление им позволяют предвидеть события. Заранее  принимать соответствующие меры и избегать катаклизмов.

За рубежом интерес к проблеме политических риском возник еще в начале 50-х гг., однако, до начала 80-х гг. из-за отсутствия необходимого материала и недостаточной разработанности методов анализа и прогноза политического риска в научной литературе отводилась подчиненная роль в общей оценке странового риска. Резкий рост интереса к проблеме был отмечен после Иранской революции 1979 г., которая, с одной стороны, вызвала множество споров о возможности верных оценок и прогнозов политического риска, а с другой, предоставила огромный фактический материал для исследований в этой области. Сейчас исследованиями политического риска занимаются как частные компании, так и целые институты, которые ежегодно публикуют данные по разным странам мира.

В зависимости кто и как проводит исследование, выделяются различные  определения политического риска. В данной работе под политическим риском [c.139] понимается “вероятность неблагоприятных последствий политических решений, принимаемых в условиях неопределенности, дефицита ресурсов (времени, информации и т.д.), что ведет  к ущербу для участников политических действий и вероятности осуществления  нежелательных событий”.

Таким образом, из определения, вытекает, что политический риск – это неустранимый элемент любого политического процесса. Он порождается неопределенностью  политической среды и характеризуется  особым типом взаимосвязи объективной  политической ситуации и деятельности субъекта в ней. Под неопределенностью  в данном случае понимается “отсутствие  ясных четких, облеченных в формальные процедуры, легко понятных и общепринятых методов ведения дел”.

Политический риск обусловливается  множеством факторов неопределенности, вызванных в первую очередь недостаточной  рациональностью политики, сложностью и обширностью этой области. Условно  их можно подразделить на:

– информационные, к которым относятся  отсутствие четкой и полной информации о всех текущих политических процессах, недостаточность анализа политической ситуации в целом, неадекватной реагирование властей на нее, отсутствием четкого подсчета приобретений и утрат, непониманием и игнорированием интересов других участников политических действий и т.д.;

– социальные, вызванные нестабильностью, агрессивностью и радикализмом проводимого  политического курса, деятельностью  отдельных политических институтов, низкой поддержкой населения проводимой политики, политическими, этническими  и другими конфликтами, безработицей, тяжелым экономическим положением, наличием множества нерешенных социальных проблем;

– персональные, связанные с личностью  политика, неустойчивостью его поведения, склонность к автономии без учета  коллективного характера политических действий, повышенной наклонности к  риску. Правда, нужно отметить, что некоторые политики более эффективны именно в необычных и опасных ситуациях, ощущают удовольствие в них и иногда их сами же и создают;

– правовые: зачастую политический риск возникает вследствие правового  и морального нигилизма, невыполнения принятых условий политических взаимодействий и коммуникаций, нарушения требований закона и норм соглашений, имеющих  морально-политических характер;

– экономические: причиной политического  риска могут также стать: отсутствие необходимых денежных ресурсов для  проведения тех или иных реформ, отсутствие развитой и стабильной экономической  инфраструктуры, неликвидность государственных акций предприятий, отсутствие четкой экономической программы, отсутствие прямых инвестиций в страну, непродуманная валютно-кредитная политика и т.д.

– случайные: наряду с вышеперечисленными факторами одним из источников политического  риска выступает непосредственная случайность политики, которая ведет  к появлению непредвиденных и  нежелательных событий, (болезнь, отставка политических деятелей, несчастные случаи, природные катастрофы и так далее, рождающих всевозможные угрозы и  опасности). [c.140]

Политический риск естественным образом  возникает в условиях плюрализма, политической конкуренции, соревновательности и борьбы. Исходя из этого определения, можно вывести следующие свойства политического риска:

1. Универсальность этого вида  рисков проявляется, прежде всего,  в том, что он присутствует  при политических решениях любого  уровня, начиная с революционных  преобразований всего общества  и заканчивая голосованием отдельного  избирателя.

2. Политический риск коллективен, так как обуславливается не столько индивидуальными качествами политиков и технологиями власти, сколько групповыми политическими интересами.

3. Иерархичность политического  риска проявляется на уровне  последствий, вызываемых, принятием  тех или иных решений. В связи  с этим выделяют следующую  иерархию политических рисков: мегариски или риски на глобальном уровне, региональные риски, страновые и наконец районные.

4. Политический риск крайне субъективен  поскольку, наверное, как никакой  другой зависит не только от  объективных обстоятельств среды, в которой он формируется, но и от субъективного восприятия и интерпретации полученной информации или случившихся событий.

5. Данный вид риска может выступать  как самостоятельный фактор политики  или быть элементом других  видов риска – социального,  коммерческого, инвестиционного,  экологического и так далее.  В этом проявляется многоплановость  политического риска.

Таковы основные свойства политического  риска. Однако при изучении политического  риска необходимо учитывать, что  в социально-политической среде  он проявляется не явно. Одними из главных симптомов политического риска можно назвать уровень общественных беспорядков забастовок, демонстрации и т.п.), стабильность правительства (вероятность его сохранения у власти), политический плюрализм, степень этнических и религиозных противоречий, стиль мышления лиц, принимающих решения в политике (уровень национализма, коррупции, непотизма), роль принуждения при удержании власти, организованность, влияние извне, преемственность, антиконституциональные действия и социальные конфликты.

Чтобы избежать подобного были разработаны  разнообразные методы оптимизации  политического риска, которые условно  можно подразделить на количественные и качественные.

В первой половине 80-х гг. американские аналитики О’Лири и В. Коплин предложили для определения политического риска со стороны правительства систему оценки, в основе которой лежит выяснение направлений политики по тому или иному вопросу на базе анализа позиций действующих лиц. Свою модель они назвали prince model. Она опирается на четыре критерия:

Информация о работе Сущность и способы управления политическими рисками