Судебная власть в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:10, реферат

Описание работы

Сегодня можно считать основательно утвердившейся точку зрения о том, что судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. В советский период, особенно на раннем его этапе, эта идея, как известно, отвергалась. Основное место занимала репрессивная функция суда, суд фактически был звеном государственного аппарата, приспособленного, прежде всего, к подавлению; о правозащитной функции суда практически ничего не говорилось. Только с провозглашением идеи правового государства, с признанием в Конституции Республики Беларусь судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти, стала создаваться определенная теоретическая база, находящая отражение в законодательстве.

Содержание работы

Судебная власть в Республике Беларусь
Органы особой компетенции
Идеологические процессы

Файлы: 1 файл

судебная власть Вреспублике Беларусь.docx

— 30.37 Кб (Скачать файл)
  • получать от государственных органов и иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей необходимую информацию и проводить проверки (ревизии) их деятельности;
  • привлекать к участию в проверках (ревизиях) представителей правоохранительных, контролирующих и других государственных органов;
  • направлять материалы проверок в соответствующие компетентные органы для рассмотрения и принятия необходимых мер;
  • осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать к ответственности (применять штрафные, экономические санкции) виновных должностных лиц и субъекты хозяйствования всех форм собственности и другие. 
           Решения Комитета государственного контроля, его территориальных органов и должностных лиц могут быть обжалованы в судебном и ином, установленном законодательством порядке. 
           В результате присоединения Государственного комитета финансовых расследований к Комитету государственного контроля (Указ Президента Республики Беларусь № 516), в его составе создана соответствующая организационная структура, обеспечивающая реализацию функций, связанных с финансовыми расследованиями. 
          В рамках своей компетенции контрольные функции выполняют и другие органы государственного управления. 
          К органам особой компетенции относится институт прокурорского надзора в Республике Беларусь. 
        Прокуратура (от лат procuro – забочусь, управляю) – специальный государственный орган, выполняющий функцию общего надзора за точным и единообразным исполнением законов в стране. 
          Прокуратура Республики Беларусь в своей деятельности руководствуется законом «О прокуратуре Республики Беларусь». 
          Прокуратура Республики Беларусь обеспечивает надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, общественными объединениями, политическими партиями и движениями, субъектами хозяйствования, должностными лицами и гражданами, причем органы прокуратуры выступают как самостоятельные и независимые. Надзор осуществляется от имени высшего органа государственной власти и распространяется на территорию всего государства. Он осуществляется даже в отношении тех органов и организаций, которые сами призваны осуществлять контроль. Прокурорский надзор обладает только ему присущим качеством всеобщности. 
          Прокуратура республики и ее органы на местах составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим. В нее входят:
  • Прокуратура Республики Беларусь;
  • Прокуратуры областей, г. Минска;
  • Прокуратуры районов, городов;
  • Межрайонные прокуратуры;
  • Специализированные прокуратуры (транспортная, военная, природоохранная, по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях). 
          Возглавляет Прокуратуру ^ Генеральный прокурор, который назначается на должность Президентом с согласия Совета Республики и освобождается от должности Президентом с уведомлением Совета Республики и подотчетен Президенту. 
         Прокуратура (за исключением случаев, оговоренных в законе) не отменяет решений других органов, не выносит решений о праве, не применяет наказаний к нарушителям закона, а требует, чтобы компетентные органы, общественные организации и должностные лица своей властью в пределах данных им полномочий устранили нарушение закона и приняли меры воздействия к нарушителям. 
         Деятельность органов прокуратуры направлена на достижение одной цели – всемерного укрепления законности и правопорядка в обществе и государстве. Ее реализации способствует деятельность прокуратуры по следующим направлениям:
  • общий надзор за исполнением законов органами государственного управления предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность;
  • надзор за исполнением законов при рассмотрении дел судами;
  • надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;
  • борьба с нарушениями законов, охраняющих права, свободы и интересы личности, что в правовом государстве становится приоритетным;
  • борьба с преступностью и др. правонарушениями, расследование преступлений, привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, обеспечение неотвратимости ответственности за преступные деяния;
  • разработка совместно с другими государственными органами мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений, или координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и явными правонарушениями;
  • участие в совершенствовании законодательства и пропаганде законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

 


Информация о работе Судебная власть в Республике Беларусь