Субъекты политического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 22:35, контрольная работа

Описание работы

Политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Политический процесс – это форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти.
Политическая деятельность - это сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом, прямое или опосредованное их участие в политической жизни.

Содержание работы

Вопрос 1. Субъекты политического процесса…………………………….….....2
Вопрос 2. Типы и формы политических действий………………………….….8
Вопрос 3. Демократические принципы взаимоотношений
субъектов политики………………………………………………..…13
Заключение………………………………………………………………….……18
Список используемых источников……………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Содержание………………………………………………………………………..1

 

Вопрос 1. Субъекты политического процесса…………………………….….....2

 

Вопрос 2. Типы и формы политических действий………………………….….8

 

Вопрос 3. Демократические принципы взаимоотношений

                 субъектов политики………………………………………………..…13

 

Заключение………………………………………………………………….……18

 

Список используемых источников……………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1:Субъекты политического процесса.

 

 

           Политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Политический процесс – это форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти.

Политическая деятельность - это сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению государством и обществом, прямое или опосредованное их участие в политической жизни.

В структуре политической деятельности выделяются: субъекты, объекты, политические отношения, средства и методы политических действий.

В политическом процессе участвуют субъекты трех типов: индивидуальные, групповые, институциональные.

Индивидуальные субъекты - «рядовые» граждане и «профессиональные» политики.

Групповые субъекты - общности, группы, коллективы.

Институциональные субъекты - организации и учреждения, выполняющие представительские и исполнительные функции в политической системе общества.

Субъекты политики совершают  конкретные действия(поступки)в политической сфере, по-разному влияют на принятие политических решений и реализацию государственной политики.

Субъекты политического  процесса вступают в иерархические  отношения друг с другом. Эти отношения  носят характер конкурентного  взаимодействия, обусловленного взаимным стремлением к завоеванию и использованием государственной власти. Они, отличаются напряженностью и конфликтностью. Потому что ежедневно сталкиваются несовпадающие или противоположные интересы, ценности и позиции, мотивы и психологические свойства, нормы и правела поведения, суеверия и предрассудки, личные способности и умения.

«Политическая элита» - относительно небольшая, сплоченная, обладающая особыми политическими, профессиональными и моральными качествами, организаторскими способностями социальная группа, осуществляющая властно-управленческие  функции в обществе.

В конце XIX  - начало XX вв. возникли теории элит. Их создали – итальянские политологи В.Парето, Г. Моска, австрийский политолог Р. Михельс и др. ученые. Они доказали, что при любой форме власти господствует меньшинство, обладающее особыми качествами. По их мнению, человеческая история есть история непрерывной смены (циркуляции) элит, управляющих обществом. Процесс возникновения, развития, упадка и смены элит, использующих различные методы управления обществом,  В.Парето назвал «универсальным законом истории».

Политическая элита  – это порождение и элемент  политической системы социально-классового дифференцированного общества. Обладая  навыками политического управления, элиты подготовлены для эффективного представления социально-классовых интересов. Их важнейшей функцией является актуализация интересов данного класса, слоя с помощью политической власти, формирование воли класса и непосредственное руководство претворением этой воли в жизнь. Отношения господствующего класса и правящей элиты представляют сложное взаимодействие. Защищая определенные классовые интересы, элита имеет относительную самостоятельность, потому что она носитель непосредственных властных полномочий. В особых ситуациях элита может принимать решения, против которых выступает большинство ее класса, так как она лучше понимает и совокупные интересы класса, и общегосударственные интересы.

Политическая элита  вырабатывает государственную политику, формирует политическую стратегию и стремится к ее успешной реализации. Существенным моментом в деятельности элиты является защита ценностей, идеалов, характерных для данного общества, и обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства.

 Политическая элита внутренне неоднородна, дифференцирована, имеет свои особенности на разных исторических этапах и в конкретных странах. Входящие в ее состав лица выполняют различные роли в политическом управлении обществом, обладают определенными полномочиями, санкционированными государством или общественными объединениями.

Политические элиты  бывают «открытого» и «закрытого»  типов. Элиты «открытого» типа реагируют  в свой состав представителей из различных  социальных слоев, хотя кандидаты в  элиту проходят длительный отбор через устоявшиеся структуры воспроизводства элиты. Тем самым устраняется возможность массового проникновения в элиту людей некомпетентных, политически неподготовленных, авантюристов. Элиты «открытого» типа присущи либерально-демократическим политическим системам.

Политические элиты  «закрытого» типа формируются из ограниченного, замкнутого круга представителей. В современных условиях элиты  «закрытого» типа отличаются большей  склонностью к упадку, они достаточно быстро теряют необходимые элите  политические качества.

Элиты «открытого» и  «закрытого» типа выполняют функции, связанные со своими властными полномочиями. Но элиты «закрытого» типа быстрее  замыкаются на реализации узкокорыстных  интересов и теряют широкое видение  национальных приоритетов.

Для политических элит в плане их функционирования характерны несколько моментов:

  1. выражение и защита совокупного интереса слоя или класса,  представителем которого она является;
  2. выработка и реализация государственной политики на основе учета всех социальных интересов, защита общенационального интереса;
  3. мотивация своей деятельности заботой об общем благе;
  4. достижение консенсуса на основе понимания общих ценностей и принципов функционирования политической системы.                                              

Некоторые особенности политической элиты Беларуси:

  • неустойчивость позиций и частая сменяемость политиков, реально обеспечивающих функционирование президентской власти;
  • аномальное стремление правящей элиты к гегемонии в политической жизни общества, неудовлетворительное владение методами политического диалога, консенсусными технологиями властвования;
  • нестабильность руководящего состава центральных и местных органов исполнительной власти; «непрозрачность» процесса подбора и выдвижения кандидатов на  государственные должности;
  • углубляющееся размежевание между «правящий» и оппозиционной элитами по вопросам модернизации общества; не терпимость господствующей элиты к соревновательности  и конкуренции в политическом процессе;
  • невысокий авторитет и профессионализм, неэффективное идеологическое, духовно-нравственное воздействие на общественное сознание государственных деятелей;
  • неадекватный запросам обществам «инновационный» и «консолидирующий» потенциал политических лидеров;
  • приверженность правящей элиты консерватизму, советским административно-командным методам государственного управления.  В политическом процессе участвуют политические лидеры.

          Лидерство есть везде, где есть  власть и организация. Само  слово «лидер» в переводе с  английского означает «ведущий», «руководящий».

          Политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу. В структуре лидерства обычно выделяют три главных компонента:

  • индивидуальные черты лидера;
  • ресурсы или инструменты, которыми он располагает;
  • ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние.

          Все эти компоненты прямо влияют на  эффективность лидерства.

          Политический лидер - авторитетная, обладающая особыми      политическими, деловыми, профессионально-нравственными качествами и полномочиями личность, способная объединять и мобилизовать людей (социальные группы, государственные и общественные институты) на достижение социально значимых целей.

          Политическим лидерам принадлежит  особая роль. В них есть особая  притягательность. Они смотрят на  нас с телеэкранов, первых полос  газет и журнальных обложек.  И мы оцениваем их особо  строго и придирчиво, поскольку,  став лидерами, они как бы берут на себя всю ответственность за все, что происходит с нами. Мы хотим в них видеть воплощение лучших человеческих качеств и поэтому так велико их разочарование, и так строг их суд, если ожидания оказываются обманутыми. История знала не мало политических лидеров. Каждый из них прожил особую жизнь, обладал неповторимым сочетанием черт.

            Лидерство внутренне присуще  любой человеческой общности. Даже  небогатый житейский опыт убеждает  в том, что для совершения  какого-либо коллективного действия необходим человек, выполняющий функции ведущего. Где задействовано множество политических субъектов и где решаются грандиозные по сложности задачи.

            Во-первых, это потребность в объединении  людей. Решение серьезной общественной задачи требует усилий определенного количества граждан: от нескольких человек до миллионов. Во всех этих случаях необходим человек, который объединил бы их. Политический лидер берет эту миссию на себя.

            Во-вторых, когда требуется поставить политический диагноз. По мнению современного американского политолога Роберта Такера, «потребность в лидерстве появляется тогда, когда ситуация, в которую волей обстоятельств вовлечены большие группы людей, требует оценки, чтобы сама группа предпринимало необходимое действие.

           В-третьих, лидерство появляется в потребности выработки плана совместных действий. Порой может сложиться  впечатление, что подобные планы рождаются как бы сами собой: идеи, составляющие их суть, настолько очевидны, что просто «витают в воздухе». Лидер в данном случае выступает как аккумулятор идей, мнений, настроений, существующих в обществе.

            В-четвертых, лидер появляется  в обществе, поскольку существует  потребность в организованных  совместных действиях. Именно тот человек, который способен мобилизовать группу, повести ее за собой, подвигнуть на определенные действия.

            Лидер – очень важная фигура в политической жизни общества. Он способен повлиять на весь ход его развития. Могущество политического лидера связано и с особенностями самой политики. Следовательно, ответственность и роль политических  лидеров в обществе чрезвычайно велико, они всегда на виду, их имена – на устах множества сограждан.

            В редких случаях политический лидер влияет, и порой очень существенно, на ситуацию в обществе и противостоять ходу истории не может.

            Мера влияния политических лидеров  может быть разной. В конечном  счете, она зависит от поддержки со стороны общества. Чем большим доверием пользуются лидер у сограждан, чем более легитимна его власть, тем более существенно он воздействует на ход общественного развития. Если хорошо знает общество, которым руководит, если у него достаточно информации, если он способен  уловить настроение и «предугадать движение волны», то может существенно изменить ход событий и добиться заметных положительных результатов.

          Политическое лидерство – это  не только сложная, но и притягательная  миссия. Сотни людей, начиная политическую  карьеру, мечтают о том, чтобы  достичь ее высшей ступени. Притягательность лидерства может объясняться множеством причин:

  • потребность во власти;
  • потребность в контроле над людьми и событиями;
  • потребность в достижениях;
  • потребность в получении одобрения, в принадлежности к группе соратников, единомышленников, друзей.

          Без лидерства невозможна нормальная  жизнь любого социального организма.  Заметна и важна его роль  не только в обществе в целом,  но и в жизни отдельного  человека. Силой всего влияния  лидер может приобщить к политике  тех, кто никогда прежде не занимался и не интересовался ею. Более того, лидер способствует осознанию человеком своих политических интересов, оказывает влияние на его политическую позицию.            

Информация о работе Субъекты политического процесса