Как преодолеть это противоречие?
И вообще, как может идти “глобальное
переустройство” мира? В принципе
процесс рождения новой структуры мира, формирование
его новой архитектуры может идти двумя
путями. Один путь – хаотичный, с “перетягиванием
каната” различными государствами, а
также другими участниками международных
отношений, с применением силы и т.п. Этот
путь ведет к реализации прогнозов тех
исследователей, которые полагают, что
в лучшем случае новый ХХI в. будет больше
похож на пестрое и беспокойное средневековье,
в худшем – нам грозит вселенская катастрофа.
Второй путь – путь кризисного управления
с выстраиванием иных системных параметров,
создание нового мироустройства с учетом
выявившихся реалий и интересов различных
участников – государств, межгосударственных
организаций, неправительственных объединений,
крупнейших финансовых и бизнес-структур.
При этом государство (и Россия, конечно,
тоже), будучи ведущим участником мирового
политического процесса, может оказывать
наиболее сильное воздействие на мир и
не допустить “неуправляемого распада”
ни Вестфальской, ни Ялтинско-Потсдамской
систем мира. Надо сказать, что формирование
будущей модели мира – это своего рода
сверхзадача, которая пока в полной мере
не осознается ни политиками, ни исследователями.
И тем не менее в современном мире отдельные
элементы реализации кризисного управления
уже имеются. Так, к урегулированию конфликтов
все чаще подключаются все те участники,
о которых упоминалось выше и которые
заинтересованы в мирном разрешении проблемы.
Появилась даже определенная ориентация
в дипломатии, получившая название “многонаправленной
дипломатии”. Самым сложным вопросом
здесь является согласование поведения
различных участников ради эффективного
решения проблемы, а не для разрастания
конфликта. Разумеется, не следует возводить
в абсолют роль и возможности кризисного
управления, а также способность и желание
государств к восприятию новых веяний.
Активно этот процесс, видимо, будет идти
и со стороны неправительственных участников,
в т.ч. бизнеса, располагающего значительными
финансовыми средствами для этого. Попытка
выбрать третий путь – ориентация на “отстранение”
от внешнего мира, сосредоточение на внутренних
проблемах, для того чтобы уже с иным экономическим
и политическим потенциалом вновь вступить
в международные отношения, неоправданна
по ряду причин. Во-первых, это практически
невозможно сделать из-за сильной экономической,
технологической и т.п. взаимозависимости
мира. Во-вторых, темпы современного развития
настолько велики, что любая изоляция
или самоизоляция неизбежно приведет
к тому, что государство, избравшее этот
путь, окажется в стороне от хода истории.
Опираясь на свой интеллектуальный потенциал,
Россия могла бы стать инициатором процесса
кризисного управления и формирования
новой структуры мира, предложив разработку
многоуровневой программы развития, в
которой бы предусматривалась возможность
целого комплекса переговоров и обсуждений
по будущему устройству мира с приглашением
широкого круга участников, включая негосударственных.
Укрепление
роли России на мировой арене.
Укрепление роли России
на мировой арене является одной из ключевых целей Плана
Путина. За короткий 8-летний срок Россия
победила экономический и политический
кризис 1990-х, значительно укрепила свою
экономику войдя в десятку крупнейших
экономик мира, и решительно заявляет
о себе на международной арене. Россия
исторически была одним из влиятельнейших
государств мира, поэтому положение слабой
и зависимой страны, в котором она оказалась
около пятнадцати лет назад, противоречит
ее историческому предназначению и самосознанию
наших граждан. Укрепление роли России
невозможно без серьезного улучшения
положения дел в армии, без развития оборонно-промышленного
комплекса. Курс на дальнейшее развитие,
и тем более переход к инновационной экономике,
означает, что международное положение
и авторитет России и дальше будут расти.
В основе внешней
политики России – взаимовыгодное сотрудничество
в экономической, политической и культурной
сферах со всеми государствами, защита
прав и свобод человека, борьба с терроризмом
и распространением оружия массового
поражения, совместное решение экологических
проблем. Россия защищала и будет защищать
принцип многополярного мира, в котором
никто не может присваивать себе роль
«мирового жандарма», – и усиление нашей
страны будет этому только способствовать.
Не всем нравится сильная и самостоятельная
Россия – чем более тенденция на внешнеполитическое
усиление России становилась заметной,
тем чаще звучала критика в ее адрес со
стороны различных политических деятелей
и средств массовой информации. Эта критика
подчас приобретала и приобретает абсолютно
иррациональные и истерические формы.
Такая критика оперирует не фактами, а
убогими русофобскими стереотипами.
Но Россия была
и остается миролюбивым и ответственным
государством, признающим культурное
и политическое многообразие
мира. Россия соблюдала и будет
соблюдать свои международные обязательства, неукоснительно
выполнять условия заключенных международных
соглашений. Весь мир только выиграет
от возрастания роли России в нем – проиграют
те, кто заинтересован в безраздельном
мировом господстве, неограниченном использовании
мировых природных ресурсов и эксплуатации
населения беднейших стран. Именно эти
силы и стоят за антироссийской кампанией
в мировых средствах массовой информации.
3. Проследите хронику политических
событий в мире, России и Удмуртии по материалам
СМИ в течение двух месяцев и сделайте
обзор важнейших из них.
- Президент Грузии Михаил Саакашвили удовлетворил прошение правительства об отставке, сообщает агентство «Интерфакс». На этот состав кабинета возложено исполнение обязанностей до назначения нового правительства, говорится в распоряжении президента. Новый состав будет представлен парламенту нового созыва «в установленные Конституцией сроки», говорится в сообщении на официальном сайте. Когда именно это может произойти, пока неизвестно. Напомним, смена правительства в Грузии стала очевидной после того, как на парламентских выборах 1 октября победила оппозиционная на тот момент коалиция «Грузинская мечта» под руководством Бидзины Иванишвили. Партия Саакашвили «Единое национальное движение» по результатам выборов была вынуждена уйти в оппозицию. Иванишвили, который намерен лично возглавить кабинет, уже называл претендентов на некоторые посты в правительстве, но кандидатуры министров финансов, экономики, образования и энергетики на тот момент определены не были. Как сообщалось ранее, Саакашвили не намерен затягивать процесс внесения в парламент кандидатуры нового премьер-министра. Президент выдвинет в премьеры того кандидата, которого поддержит «Грузинская мечта», заявили в его окружении.
- США и Израиль рассматривают возможность совместного нанесения удара по иранским ядерным объектам в ближайшее время, что, в частности, поднимет предвыборный рейтинг Барака Обамы, пишет издание Foreign Policy. В опубликованной статье известный в США специалист по вопросам международной торговли и внешней политики Дэвид Роткопф со ссылкой на источники в США и Израиле сообщает, что в последние дни стороны существенно сблизили свои позиции в вопросе о возможной военной операции против Ирана. По данным эксперта Foreign Policy, американцам удалось убедить союзников, что общий масштаб потенциальной операции должен быть минимальным. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, а также министр обороны Эхуд Барак настаивают, что ультиматум Тегерану – это единственный способ остановить иранские ядерные разработки. Вашингтон ранее не обозначал «красную линию», настаивая на том, что есть все возможности для нейтрализации иранской ядерной угрозы мирными средствами, в частности – жесткие экономические санкции. Согласно источникам Foreign Policy, США и Израиль обсуждают возможность нанесения «хирургического» удара по иранским ядерным объектам. Такая операция должна будет длиться от нескольких часов до двух дней. Для участия в ней будут задействованы, в основном, БПЛА и стратегические бомбардировщики, способные атаковать цели, не входя в зону действия ПВО противника, а жертвы среди мирных жителей будут минимальны. Кроме успеха политики США на Ближнем Востоке возможная операция сыграет на руку Бараку Обаме, который сейчас теряет очки в предвыборной гонке против республиканца Митта Ромни. Республиканец строит свою внешнеполитическую программу на критике Обамы, который «недостаточно жестко» относится к Ирану и «пренебрегает интересами Израиля». В случае бомбардировки Ирана Ромни будет вынужден признать свою неправоту.
- Во вторник, 9 октября, министр финансов Удмуртии Валерий Богатырев согласился с тем, что госдолг региона составляет почти 60%.- По законодательству субъектам федерации разрешено иметь госдолг до 100% от собственных доходов. У нас пока 60%, и мы его успешно обслуживанием, - заявил Валерий Валентинович. – Также отмечу, что в настоящее время у Татарстана дела обстоят гораздо хуже – они имеют 90% долга, а Мордовия перешагнула даже 100%.По оплате задолженности Богатырев видит два решения: можно урезать финансирование статей бюджета, а можно попросить заняться этим вопросом федеральные власти. Причем второй вариант кажется ему более обоснованным, так как с тех пор, как у Удмуртии забрали налог на добычу полезных ископаемых, регион ежегодно недополучает 2 млрд рублей.
- Правительство направило президенту стратегию развития пенсионной системы до 2030 года за подписью премьер-министра Дмитрия Медведева. Обсуждение документа продолжится до конца года. Если оно будет успешным, Россию ждет сокращение накопительной части пенсии, рост тарифов для работодателей с вредными условиями труда и самозанятых, а также новая пенсионная формула: она поднимет нормативный стаж до 40 лет, что в долгосрочной перспективе аналогично росту пенсионного возраста. Самая главная новация стратегии - новая пенсионная формула, в которой будет отражена зависимость пенсии от трудового стажа. Схематически авторы концепции предложили ее в виде «40-20-40-20». Согласно новым пенсионным правилам, если работник платит в течение 40 лет 20% от своего заработка, то получает пенсию в размере 40% от утраченного заработка в период выплат за 20 лет. При этом нормативный стаж 30 лет, соответственно, в будущем планируется увеличить до целевого ориентира 40 лет. Пенсионное правило основано на том, объясняют в минтруда, что при начале работы в 20-25 лет 40 лет стажа можно выработать к 60-65 годам, притом что средний период дожития составляет 20 лет, пишет «Коммерсант». Стратегия предполагает три этапа пенсионной реформы, по завершении которой пенсия будет формироваться из трех частей - государственной, корпоративной и добровольной. Новая концепция подверглась резкой критике со стороны профсоюзов. Так, обращается внимание, что первый уровень в его нынешнем виде негативно скажется на правах женщин, которые, воспитывая детей, теряют несколько лет трудового стажа. Нет единства и по вопросу, должен ли накопительный компонент носить обязательный или добровольный характер. Кроме того, минтруда пошло по пути постепенного отказа от накопительной системы - это главный спорный момент в реформе - и отстаивает идею дать гражданам право выбора, оставлять 6% взносов в накопительной части или перевести в солидарную распределительную часть. Все это вызывает ощущение большой спешки в реформе, которая носит экзистенциальный характер и для экономики, и для сохранения социального мира, считает вице-президент РСПП Игорь Юргенс. «Мы говорим: дайте нам время все обсудить. Мне кажется, в этом государство должно быть заинтересовано, а не работодатели и профсоюзы, - говорит Юргенс. - Когда настанет кризис - демографический и другой - профсоюзы на это среагируют руками, не дай Бог с булыжниками, а работодатели уже реагируют ногами - выводом капитала».
Список литературы
- Василенко, И.А. Политология / И.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2011.
- Василик, М.А. Политология / М.А. Василик. – М.: Гардарики, 2009.
- Желтов, В.В. Политология / В.В. Желтов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Кравченко, А.И. Политология : учебник / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2007.
- Мухаев, Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. – М.: Проспект, 2009.
- Новейший политологический словарь / авт.-сост. Д.Е. Погорелый, В.Ю. Фесенко, К.В. Филиппов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
- Панарин, А.С. Политология: учебник / А.С. Панарин. – М.: ТК Велби, 2004.
- Политология : учебник / А.Ю. Мельвиль [и др.]. – М.: Проспект, 2009.
- Пушкарева, Г.В. Политология: конспект лекций / Г.В. Пушкарева – М.: Айрис, 2005.
- Современные международные отношения и мировая политика: учебник / Под. ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2005.
Интернет-ресурсы
1. http://politike.ru/ – Национальная политическая
энциклопедия: словари и справочники по
политологии, статьи и биографии.
2. http://grachev62.narod.ru – «Библиотека Михаила
Грачева».
3. http://lib.ru/POLITOLOG/ – «Библиотека Максима
Мошкова».
4. http://www.politnauka.org/ – «ПолитНаука».