Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

политология шпоры1.doc

— 756.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

27. Власть и оппозиция

 

Различие мнений, интересов, позиций, направлений политической жизни, порождаемое самой природой политики, ставит вопрос об отношениях между силами, обладающими политической властью, и теми, кто борется против них. Характер практического решения этого вопроса зависит от типа политической системы. В тоталитарных, авторитарных политических системах эти отношения антагонистичны, ни власть, ни оппозиция не признают права на существование друг друга, между ними возможны только отношения отбрасывания, подавления. Политика в этом случае становится зоной уголовного преследования, военного противостояния.

 

В демократической политической системе  открывается возможность сосуществования, конструктивного взаимодействия как  политических сил, обладающих государственной  властью, так и тех, кто ей противостоит, оспаривает — оппозиции. Оппозиция  может использовать разные формы взаимодействия с властью и влияния на нее.

 

Лояльная оппозиция действует  как часть политической системы, соблюдая ее основные законы и принципы, отказывается от использования силы во взаимодействии с властью. Ее представители входят во все элементы политической структуры демократического общества, открыто и активно участвуют в политической жизни. Формы участия могут быть достаточно многообразны: избирательная деятельность, критика правительства и его действий, разнообразные формы влияния на принятие политических решений, иногда даже участие представителей оппозиции во властных структурах (конструктивная оппозиция). Власть и оппозиция в этом случае, несмотря на наличие очевидных противоречий, готовы к диалогу, сотрудничеству, особенно в сложных, кризисных условиях жизни общества.

 

Нелегальная оппозиция в силу разнообразных  причин, зависящих как от правительства, так и от нее самой, исключается  из политической системы, а ее права  и притязания не признаются, а подавляются  властными структурами. Нелегальная оппозиция осуществляет скрытую политическую деятельность, часто использует (или ее вынуждают использовать) насильственные средства борьбы.

 

Полулегальная оппозиция включает политические силы, которые воздерживаются от открытого вызова и противостояния по отношению к власти, но и не сотрудничают с ней, терпимо относятся к действиям других политических сил, выходящих за рамки разрешенного в данном обществе законом.

 

 

 

28. Политический режим: понятие  и признаки

 

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

 

Согласно одной точке зрения понятия “политический режим” и “государственный режим” можно расценивать как тождественные.

 

Согласно другой точке зрения понятие  “политический режим” более широкое, чем понятие “государственный режим”, ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

 

Политический режим — это  динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории “политический режим” и “политическая система” тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично).

 

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений  об основных системах власти. Исходя из политического режима судят о  подлинной картине принципов  организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

 

Признаки политического режима:

 

— степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

 

— соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

 

— гарантированность прав и свобод личности;

 

— характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

 

— степень реализации политической власти непосредственно народом;

 

— положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

 

— место и роль негосударственных  структур в политической системе  общества;

 

— соотношение между законодательной  и исполнительной ветвями власти;

 

— характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении  граждан и должностных лиц;

 

— тип политического поведения;

 

— характер политического лидерства;

 

— учет интересов меньшинства при  принятии политических решений;

 

— доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при  осуществлении политической власти;

 

— степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

 

— принципы взаимоотношения общества и власти;

 

— политическое и юридическое положение  и роль в обществе “силовых”  структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

 

— мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

 

— существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

 

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории  “политический режим”.

 

 

 

29. Демократический режим

 

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.

 

Понятие “демократия” означает, как  известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства. Признаки демократического режима:

 

— население участвует в формировании и осуществлении государственной  власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через  выбираемые им представительные органы);

 

— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

 

— существование гражданского общества с его развитой структурой;

 

— реальное осуществление правового  государства;

 

— выборность и сменяемость центральных  и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

 

— легитимность государственной власти;

 

— “силовые” структуры (вооруженные  силы, полиция, органы безопасности и  т.п.) находятся под демократическим  контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

 

— доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

 

— во всех сферах общественной жизни  господствует закон;

 

— провозглашаются и реально  обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

 

— в отношении хозяйствующих  субъектов и граждан действует  принцип “дозволено все, что не запрещено  законом”;

 

— политический плюрализм, в том  числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

 

— гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

 

— реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать  стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

 

Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

 

30. Авторитарный режим

 

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода “компромисс” между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он, с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но, с другой стороны, жестче, антинароднее, чем демократический.

 

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления,

 

как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления  Франко, Чили во времена власти Пиночета).

 

Признаки авторитарного политического  режима:

 

1) в центре и на местах происходит  концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

 

2) игнорируется принцип разделения  властей на законодательную, исполнительную  и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

 

3) роль представительных органов  власти ограничена властным субъектом,  хотя они и могут существовать;

 

4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

 

5) сужена или сведена на нет  сфера действия принципов выборности  государственных органов и должностных  лиц, подотчетности и подконтрольности  их населению;

 

6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;

 

7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода “полугласность”;

 

8) отсутствие единой идеологии  (в отличие от тоталитаризма  здесь не оправдывают свои  поступки стремлением к высоким  целям);

 

9) отказ от полного тотального  контроля над всеми сферами  общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;

 

10) существует частичный плюрализм,  оппозиция не допускается, может  существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны  ориентироваться на линию, выработанную  правящей партией, в противном случае они разгоняются;

 

11) права и свободы человека  и гражданина главным образом  провозглашаются, но реально не  обеспечиваются во всей своей  полноте (прежде всего в политической  сфере);

 

12) личность лишена гарантий  безопасности во взаимоотношениях с властью;

 

13) “силовые” структуры обществу  практически не подконтрольны  и используются подчас и в  сугубо политических целях;

 

14) роль лидера высока, но в  отличие от тоталитаризма лидер  не харизматический.

31. Тоталитарный режим

 

 

Понятие “тоталитаризм” в буквальном смысле слова означает “весь”, “целый”, “полный”. В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

 

Признаки тоталитарного политического  режима:

 

1) государство  стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

 

2) общество  практически полностью отчуждено  от политической власти, но оно  не осознает этого, ибо в  политическом сознании формируется  представление о “единстве”, “слиянии” власти и народа;

 

3) монопольный  государственный контроль над  экономикой, средствами массовой  информации, культурой, религией  и т.д. вплоть до личной жизни,  до мотивов поступков людей;

 

4) абсолютная  “правовая”, а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”;

 

5) государственная  власть формируется бюрократическим  способом, по закрытым от общества  каналам, окружена “ореолом тайны”  и недоступна для контроля  со стороны народа;

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"