Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

shpory_na_politologiyu.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО:

Формы гос устройства-это территориальная стр-ра гос-ва,соотношения между гос-вом и его территориальными единицами.

ФОРМЫ:

1.Унитарное

2.Федеративное

3.Конфедерация

УНИТАРНОЕ гос-во-это единое политич.однородная органзация состоящая из аминистративно-территор.единц не обладающих собственной государственностью.Оно имеет единую конституцию и гражданство.Все гос-венные в том числе и судебные органы составляют единую с-му и действуют на основе единых правовых норм.

ВИДЫ унитарных гос-в:

-централизованные(Швеция,Дания)

-децентрализованные(Франция,Испания)

федерация.

Конфедирация-постоянный союз самостоятельных гос-в создаваемый с целью реализации конкретных совместных целей.

 

21вопр. Формирование  правового государства и гражданского  общества в РБ.

ПРАВОВЫМ является такое гос-во,в котором реализован принцип верховенства права,что предпологает:

-верховенство конституции  и правового закона;

-разделение гос-венной  власти на исполнительную,законодат.,и  судебную.

-гарантии политич.плюрализма,взаимную  ответственность гос-ва и гражданина.

Концепции правового гос-ва содержат 3 общих компонента:

1.Юридическо-нормативный-главный  принцип–правовое равенство,кот.обеспечивает  независимость субъектов прав  друг от друга.

2.Индивидуально-правовой-заключ. В неотчуждаемости прав и свобод человека.

3.Организационно-правовой-состоит  в принципе разделения властей.

Для создания ПГ необходимо создание экономических, духовных, социальных и политических условий. Высокая политическая культура, демократическое сознание, гласность. Формирование ПГ невозможно без формирования гражданского общества.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО-это сфера общественных отношений,образуемая сов-тью негосударственных ниститутов и самоорганизующихся групп,способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту своих общественно значимых интересов.

Актуальной проблемой перед РБ является проблема формирования гражданского общества. ГО - это общество осуществления демократии, реализации прав и свобод граждан. Политической основой ГО является наличие правового государства, в котором все регулируется законом и правом. Важной политической осно-вой ГО - широкое развитие самоуправления, местного управления, нали-чие плюрализма. Духовная основа ГО - высокий уровень развития поли-тической культуры, наличие демократического сознания, высокоразвитой общественной культуры, широкий спектр направлений культурного развития, гласность, информированность.

 

22 вопр. Глава  государства и его роль в  структуре высших органов гос. власти. Политико-правовой статус  Президента РБ.

В РБ институт президенства имеет недолгую историю,начало кот. было положено в 1994г. с принятием Конституции и проведением первых президентских выборов.

Президент является гарантом Конституции,прав и свобод чел-ка и гражданина.

Президент:

-олицетворяет единство  народа

-гарантирует реализацию  основных направлений внутренней  и внешней политики

-представляет РБ в  отношениях с другими гос-вами  и междунар.организациями.

-принимает меры по  охране суверинитета РБ,ее нац.безопасности  и территориальной целостности.

-обеспечивает преемственность и взаимодействие органов гос. Власти.

Политико-правовой статус Президента:

в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности. Он оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. Глава государства не только определяет структуру правительства, но и проводит преобразования всей системы исполнительной власти. Так, с целью повышения эффективности органов исполнительной власти Президентом Беларуси создана «исполнительная вертикаль».

К полномочиям президента РБ относится:

-назначение 6 членов Центральной  комиссии РБ по выбором и  проведению республиканских референдумов

-назначение на должность  Премьер-министра с согласия палаты представителей

-определение стр-ры  Правительства,назначение и освобождение  от должности членов Правительства  и их отставка

-назначение председателей  высших судебных инстанций

-назначение судей высших  учебных инстанций

-назначение 6 из 12 судей Конституционного Суда,иных судей РБ.

-назнач. И освобождение  от должности Председателя Комитета  гос. Контроля

-обращение с посланиями  к народу для разъяснения проводимой  политики

-обращение  с ежегодными  посланиями к Парламенту,участие  в работе Парламента

-руководство заседаниями  Правительства

-назначение руководителей  республиканских органов гос.управления,определение  их статуса.

 

23 вопр. Законодательная  власть как одна из ветвей  власти. Понятие Парламента, его  структура и полномочия.

Высшим органом законод.власти явл.парламент-это избираемый народом(в некоторых случаях частично назначаемый)высший представительный и законод.орган в стране.

Признак представительности означает,что в данном органе заседают граждане представляющие интересы народа.Слово законод.указывает на основную ф-цию парламента,кот.заключ. в принятии закона.

Место и роль парламента фиксируется в конституции.Однако,в конституции различных стран роль парламента имеет неодинаковую степень четкости и конкретности.

КЛАССИФИКАЦИЯ парламента:

1.Основана на критерии  кол-во частей(палат):однопалатные  и двухпалатные

2.Основана на критерии  роли парламента в с-ме органов  высшей гос.власти.

4 модели:

--принцип парламентского  ответственного правленя:парламент  может отправлять правительство в отставку

--принцип «сдержек и  противовесов»:

1.парламент не обладает  правом «вотума недоверия»

2.правительство не может  распустить парламент

3.у парламента есть  право «импичмента»

4.у президента право  «вето»

В странах полупрезидентск.республ.:

-парламент наделен правом «вотума недоверия»

-президент имеет право  роспуска парламента.Президент имеет  право «вета»

--модель консультативного  парламента:фактически в рамках  данной модели парламент явл. Не законод.,а законосовещательным  органом.

ПОРЯДОК формирования парламента:

1.Прямые выборы

2.Многоступенчатые выборы

3.Назначение(Верхняя палата  в РБ)

4.Наследственный(палата  лордов)

СТРУКТУРА парламента:

-комисии(подкомисии)

-комитеты(подкомитеты)

-партийные группы,блоки

-вспомогательные (технические)подразделения

Важным правом и полномочием парламента является контроль парламентов над деятельностью правительства.Есть различные формы парламентского контроля. Эти формы в ряде случаев предусмотрены законом. Иной раз они закреплены конституцией или специальным законом.

 

24 вопр. Понятие, состав, структура правительства, его  полномочия и функции. Формы ответственности правительства.

Правительство – это исполнительная власть, это то, что в большинстве стран мира обозначается понятием совет министров, кабинет министров. То есть это – группа людей, которые управляют повседневными делами страны.

Правительство состоит из министров. Однако в состав правительства, кроме главы правительства и министров, входят еще такие должностные лица, как государственные министры, министры без портфеля, статс-секретари; иногда – младшие министры и парламентские секретари.

Важнейшие полномочия правительства

Правительство во всех странах играет ведущую роль по разработке основного курса страны, то есть в формулировании, планировании и реализации внутренней и внешней политики государства.

Полномочия в сфере управления. Естественно, это основная группа полномочий, что правительство – это главныи орган управления. Это штаб управления всеми делами страны. Правительство осуществляет функции общего универсального управления, реализует свои цели, выдвигаемые в политических программах.. Правительство производит назначения на значительное число высших, средних и прочих гражданских и военных должностей. В президентских республиках эту роль осуществляет глава государства, а в парламентских государствах – это реально осуществляет глава правительства, а иногда это оформляется от имени главы государства.

Правительство обладает правом контроля деятельности практически всех государственных служащих и наказывает за промахи и должностные правонарушения. Внешнеполитические полномочия – сфера как политических союзов военных союзов, так и экономических связей. Внешняя политика – это одна из самых важных сторон деятельности правительства.Ответственность правительства и министров, как уже подчеркивалось, может иметь политический и юридический характер. Политическая ответственность правительства в целом существует лишь в парламентарных странах и смешанных республиках. Она реализуется парламентом или его Нижней палатой в формах принятия вотума недоверия или отказа в доверии. Чаще всего политическая ответственность правительства имеет коллективный характер, т.е. недоверие может быть выражено только правительству в целом. Юридическая ответственность министров в большинстве стран осуществляется на общих основаниях, т.е. иммунитетом они не обладают. В некоторых государствах к министрам возможно применение процедуры импичмента (США), подобной (Австрия) или совершенно особой (Франция) процедуры ответственности.

 

25 вопр. Статус  и роль правительства РБ в  системе органов высшей государственной  власти.

Осуществление исполнительной власти в Республике Беларусь Конституция возлагала на впервые созданный институт президентства, который пользуется широкой популярностью во всем мире. Кстати сказать, более 130 стран мира имеют в своей политической системе институт президентской власти. Согласно ст. 95 Конституции Президент являлся не только Главой государства, но и главой исполнительной власти. В силу этого он должен был выполнять функции, обязанности двух должностей, которые имели разные цели, задачи и уровни властности. К тому же обязанности Главы государства не были обеспечены должным объемом правомочий.

Принятые на референдуме 24 ноября 1996 года изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь существенно обогатили теорию и конституционную практику разделения властей.Президент Республики Беларусь перестал быть главой исполнительной власти, что, однако не превращает его в некий государственный символ.

В результате последовательного закрепления в Конституции принципа разделения властей, усиливается исполнительная власть, а Совет Министров становится "сильным" институтом государственной власти, единственным органом, возглавляющим и осуществляющим исполнительную власть, а равно выступающим в качестве центрального органа государственного управления.Статус Совета Министров и его Премьер-министра получает в главе пятой Конституции четкое, детальное закрепление, что свидетельствует об их значимости, роли в системе органов государственной власти, и в практике государственного управления. В частности, Правительство Республики Беларусь: 
-руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти; 
-разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; 
-разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет об его исполнении; 
-обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда; 
-принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 
-выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью" 
-обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; 
 
-отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления; 
-осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента  
-с обретением Советом Министров самостоятельного статуса усиливается его ответственность перед Парламентом , хотя депутаты Палаты представителей могут быть одновременно членами Правительства

-Ответственность Правительства  перед Парламентом, участие Палаты  представителей в процессе формирования  Совета Министров.

 

26 Государственный  аппарат. Местная власть. Характеристика системы местного управления и самоуправления в РБ.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"