Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

shpory_na_politologiyu.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Традиционная власть была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы.

В модернизирующемся обществе распространен харизматический тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами .Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами.

Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры.

 

11 вопр. Субъекты, объекты и ресурсы политической  власти.

Механизм и ресурсы осуществления политической власти.

СТРУКТУРА политич.власти:

1.Субъекты власти.

2.Объекты

3.Источники

4.Ресурсы

СУБЪЕКТЫ-носители-это активная , действующая величина в с-ме власти от кот.исходят приказы,указания,команды и распоряжения.

УРОВНИ СУБЪЕКТОВ:

1.гос-во и его институты

2.политич.элиты и их  лидеры.

3.политич.партии.

ОБЪЕКТЫ-это явления,предметы,органы,учреждения,предприятия и население в целом на руководство кот. по законным или подзаконным актам направлена деятельность властей.

ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ-понимаются те основания на которых строится и держится дання власть(авторитет,сила,престиж).

РЕСУРСЫ-это возможности,ср-ва,потенциал власти,кот. могут быть эффективно задействованы для решения той или иной задачи,проблемы,следовательно,это вообще взможности данной власти в конкретной области.Ресурсы власти проявляются как неочевидные возможности или способности,кот. могут проявиться к оредел. условиям(принуждения,страх,информация).  Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Так, для убеждения наиболее предрасположена молодежь. Оппозиционные силы больше опираются на недовольных. Во времена революций, войн чаще используется насилие.

Формой общественной организации власти является господство. Господство определяется как механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает деление общества на господствующие и подчиненные группы, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение особого аппарата управления. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых..

 

12 вопр.Понятие  политической системы общества. Структура политической системы.

Термин «политическая система» в политологии стал активно применяться с середины 20в.

Т.ПАРСОНС,согласно его концепции об-во представляет собой сложну соц.с-му состоящую из 4-х подсистем:экономич.,соц-ная,политич.,духовная.Значение политич.с-мы-это обеспечение интеграции,выработки и реализации общих целей.

Д.ИСТОН-в 1953г. книга «Политич. С-ма», «Предел политич. Анализа».Он представил политич. С-му как развивающийся саморегулирующийся механизм,активно реагирующий на поступающие требования-команды.

1вид импульса-требования:матер.благ,расширение  возможностей.

2вид-поддержка:материальная(своевременная  уплата налогов),духовная(соблюдение  норм,законов,активное участие в  политич.пр-сах).

ТАБЛИЦА(В КОНСПЕКТЕ)

К функциям на "входе" в политическую систему относятся:

- политическая социализация и рекрутирование;

- артикуляция интересов;

- агрегирование интересов;

- политическая коммуникация.

На “входе” политическая система выполняет функцию политической социализации и рекрутирования. Политическая социализация – это процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности.Политическое рекрутирование означает функцию заполнения ролей в политической системе.

Артикулирование интересов – процесс, посредством которого выражаются требования.

Они определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе, властным органам.

Агрегирование интересов – функция превращения требований в альтернативы государственной политики. Данная функция предполагает сбор, накопление интересов.

Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой.

Сигналы на «входе» должны быть постоянными.

На "выходе" политическая система выполняет функции:

- нормотворчества;

- применения правил и норм;

- контроля за соблюдением правил и норм.

Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными органами.

Функция применения правил и норм подразумевает приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика не исчерпывается принятием законов, постановлений, выработкой инструкций.

Функция контроля над соблюдением правил и норм включает в себя интерпретацию законов, определение фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это. Контрольная функция находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти.

СТРУКТУРНО-функциональный подход-Г.Алмонд.

Политич.с-ма-это сов-ть политич.институтов(гос-венных и негос-венных)и отношений посредством которых в об-ве осуществляется политич.власть.

СТРУКТУРА ПОЛИТИЧ.С-МЫ:

Политич.с-ма-это сложное образование,кот.состоит из взаимосвязанных элементов(подсистем):

1.Институциональная-сов-ть  основных институтов и взаимоотношений  между ними.

2.нормативная-включает  как формальную-закрепленную в  законодательных актах(законы,указы)и  неформальная часть-традиции,обычаи,мораль.

3.функциональная-сов-ть методов и способов осуществления политич.власти и осуществляется политич.режимом.

4.коммуникативная-сов-ть  каналов политич.взаимодействия.

5.идеологическая-сов-ть  различных политич.идей и представлений  субъектов политики.

6.культурная-комплекс  типичных для конкретного об-ва политич.ориентаций,установок,ценностей и моделей политич.поведения.

 

13 вопр. Функции  политической системы общества. Типы современных политических  систем.

Ф-ЦИИ ПОЛИТИЧ.С-МЫ:

1.Организаторская(управленческая)-предпологает  определение стратегических целей и перспектив об-енного развития.

2.интегративная-консалидация  об-ва,обеспечение функционирования  об-ва как единого целого.

3.регулятивная-отвечает  за упорядочение и за регламентацию  политич.поведения и политич.отношений  в гос-венно организованном об-ва.

4.мобилизационная-отвечает  за концетрацию об-енных ресурсов  на важнейших направлениях развития  об-ва.

5.распределительная-означает  наличие пр-сов распределения  произведенных об-вом матер.благ.

6.легитимации.

ТИПЫ ПОЛИТИЧ.С-М:

Алмонд выделил -Политические системы англо-американского типа отличают прежде всего целостность и определенность политической культуры, нормы и ценности которой разделяет подавляющее большинство общества и поддерживают государственные институты.В политических системах этого типа обеспечено полное господство легальных форм политической борьбы.

-континентально-европейского  тип наличие менее однородных  политических культур, включающих  в себя не только современные  демократические ориентации, но и элементы старых верований, традиций, стереотипов.

Страны доиндустриального и частично индустриального уровня развития. В таких странах наиболее почитаемые населением традиции порой бывают прямо противоположными, что придает крайне противоречивый характер политическому процессу, обусловливая сосуществование едва ли не взаимоисключающих тенденций в сфере устройства государственной власти.

Тоталитарные политические системы (жесткие гегемонии) выражают идеологическую и административную монополию власти над обществом. Власть предельно централизована, политические роли принудительны, а насилие является по сути единственным способом взаимодействия государства и общества.

Авторитарная политическая система.Эта система характеризуется властвованием сравнительно небольших элитарных и иных груш при опоре на силовые средства власти и минимальном участием граждан в решении политических задач властвования.

Демократическая политическая система. Демократическая политическая система основана на морально-правовом признании народа в качестве единственного источника власти в государстве, на реализации принципа равенства социальных прав и свобод всех граждан страны. Демократическая система обеспечивает свободный выбор обществом путей и форм развития. Она характеризуется многообразием форм собственности, властью большинства в государстве при соблюдении прав и свобод меньшинства, верховенством закона по отношению ко всем гражданам страны, минимальным или на уровне среднего вмешательством государства в хозяйственную деятельность общества в основном через налоговую систему и субсидирование, через управление государственной формой собственности.

Смешанные политические системы.

Для таких систем характерно непоследовательное разделение властей или оно вовсе отсутствует. Армия и бюрократический аппарат часто берут на себя законодательные функции, а законодательные органы вмешиваются в судебную деятельность. Политическое участие граждан в таких системах проявляется периодически или ограничено местным самоуправлением

 

14 вопр. Политическая  система РБ.

Существует множество моделей политической системы, но все они направлены на то, чтобы показать, как властные органы  взаимодействуют с гражданами, или как часто говорят с народом. Модель политической системы Республики Беларусь можно представить следующим образом:

Центры принятия политических решений осуществляют государственное управление. «Государственное управление – это наука о характере и функциях государства и его правительства как органа, через который государство реализует свою власть, о целенаправленном курсе действий органов власти по формированию и реализации важнейших направлений государственной политики, о сущности и содержании процессов принятия политических (управленческих) решений». Центры принятия важнейших государственных решений в Республике Беларусь: Президент Республики Беларусь, Правительство (Совет Министров), Парламент (Национальное собрание), система судов.

Государственная политика – это целенаправленный курс институтов государственной власти на разрешение общественных проблем. Функционирование любой политической системы – это процесс переработки интересов и потребностей общественных групп в различные направления государственной политики, такие, как: промышленная, налоговая, кредитно-финансовая политика, политика в области предпринимательства и частного бизнеса, инвестиций, социальное обеспечение, образование, здравоохранение, экологическая политика, молодежная политика и т.д.

На развитие политической системы Беларуси большое влияние оказали республиканские референдумы. В Беларуси состоялось два республиканских референдума: в мае 1995 и в ноябре 1996 года. По результатам майского референдума 1995 года, большинство граждан Беларуси высказалось за конституционное закрепление двуязычия, изменение государственной символики укрепление экономических и политических связей с Российской федерацией, а также за право Президента на роспуск парламента в особых случаях, оговоренных в законе. По результатам референдума 24 ноября 1996 года была принята редакция Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом А.Г.Лукашенко. Кроме того, был перенесен День независимости Республики Беларусь на 3 июля, сохранена смертная казнь, сохранена государственная форма собственности на землю. Не получил поддержки проект конституции, вынесенный на республиканский референдум депутатами фракции коммунистов.

 

15 вопр.Политический  режим как характеристика политической  системы.

ПОЛИТИЧ.РЕЖИМ-с-ма методов,приемов,форм осуществления пол.отношений в об-ве,т.е.способ функционирования всей политич. С-мы об-ва,который создается в ходе взаимодействия гос.власти со всеми другими политич.силами,т.е.общ-ными политич.и неполитич.объединениями.Политич.режим-функциональная хар-ка власти.

Признаки политич.режима:

1.Степень участия народа  в механизмах формирования пол.власти.

2.Степень участия народа  в непосредственной реализации  пол.власти.

3.Соотношение прав и  свобод чел-ка с правами и  свободами гос-ва,признании или  непризнании естественных прав личности и их реальная гарнтированность.

4.хар-ка реальных механизмов  власти в об-ве.

5.место и роль негосударственных  структур в политич.с-ме об-ва.

6.соотношение полномочий  между исполнительной и законодательной  властями.

7.положение СМИ,наличие  цензуры,степень гласности «гос.аппарата».

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"