Экономическая ситуация в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:52, реферат

Описание работы

Экономическая политика всё более формируется как важное и самостоятельное научное направление, имеющее своим предметом изучение научных основ и принципов политического руководства экономикой, практического опыта осуществления экономической политики на различных этапах развития общества. В ходе выработки экономической стратегии и тактики вносятся рекомендации по вопросам улучшения руководства народным хозяйством, определяются пути и формы мобилизации трудящихся масс на решение стоящих перед обществом задач.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Укрепление рыночных основ экономики 5
3. Активизация конечного спроса 9
4. Региональная политика 14
5. Роль государства 17
6. Заключение 19
7. Приложение 21
8. Список используемых источников 22

Файлы: 1 файл

Экономическая политика современной России (реферат по по (1).doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Реальности нынешнего этапа  и среднесрочной перспективы  таковы, что государство должно существенно  усилить свою ответственность и повысить эффективность воздействия в таких традиционных областях общественной жизни, как управление, оборона, поддержка социального комплекса, фундаментальной науки и образования. Кроме того, учитывая особенности переходного периода и специфику экономики России, государство обязано существенно расширить ареал своей хозяйственной ответственности. К сфере исключительной его ответственности в экономике следует отнести военно-промышленный, агропромышленный и инфраструктурный комплексы.

В отношении ВПК центральная задача — социально-экономическая модернизация. Она должна быть направлена, во-первых, на обеспечение обороноспособности страны, во-вторых, — на достижение технологической и экономической конкурентоспособности военной и гражданской продукции на внутреннем и внешнем рынках (обретение новых параметров конкурентоспособности предполагает объединение средств государства и коммерческих структур для распространения на гражданский сектор высоких технологий). В этой связи предстоит осуществить следующую систему мер:

    • провести технологическую модернизацию производственной базы средствами дифференцированной промышленной политики (с учетом различной степени адаптации предприятий к рыночной системе);
    • содействовать модернизации структуры и методов управления как на уровне ВПК в целом, так и применительно к отдельным предприятиям, холдингам, финансово-промышленным группам;
    • поддержать обновление кадровой структуры комплекса в рамках специальной государственной программы, согласованной с действиями по технологическому обновлению производства. Наибольшие возможности для развития и распространения технологий двойного назначения имеются в отраслях телекоммуникации, аэрокосмических производствах, в качественной металлургии и в производстве специальных транспортных средств.

Применительно к АПК необходимо различать помощь селу и помощь сельскохозяйственному  производству. Учитывая, что в сельской местности проживает треть российского  населения, государство должно оказывать  ему прямую финансовую поддержку  в отношении газификации, электрификации, строительства дорог, учреждений образования и медицинского обслуживания. В случае реализации этой задачи сельскохозяйственное производство по условиям функционирования уже не будет принципиально отличаться от производства промышленного.

В то же время государство должно проводить активную линию на решение  двух важнейших (по сути институциональных) проблем, определяющих будущее нашего сельского хозяйства.

Это, во-первых, «ножницы цен», для устранения которых необходимо ликвидировать монополизм торгово-посреднических структур и переработчиков сельскохозяйственного сырья.

Во-вторых, — формирование цивилизованного рынка земли. Последний способен нормально функционировать и работать на экономику села только при наличии ряда условий, в том числе развитой инфраструктуры земельных банков, находящихся под патронажем государства.

Производственная инфраструктура формирует предпосылки нормального  функционирования народного хозяйства  как целого и фактически обеспечивает его «скрепы». Для России как северной, морской и территориально протяженной страны чрезвычайно важны развитие и надежное функционирование систем тепло- и электроснабжения, трубопроводного транспорта, автомобильных и железных дорог, морских портов. Прогресс этих сфер, не дающий прямых коммерческих выгод, но предопределяющий эффективность всей экономики, должен находиться в центре внимания государства. Любые программы приватизации и разгосударствления здесь надлежит подвергать тщательной общественно- экономической экспертизе, призванной предотвратить разрушение инфраструктурной базы единства страны и подрыв основных прав населения.

 

  1. Заключение

 

Сложилась довольно странная ситуация: в стране с сильными плановыми традициями в настоящее время нет ни принятых и одобренных общественностью национальных целей развития, без которых не обходится ни одна развитая страна, ни комплексной межотраслевой промышленной политики, которая связала бы в единое целое существующие элементы структурной, инвестиционной, налоговой и амортизационной политики, приближая достижение долгосрочных и среднесрочных целей развития. В отсутствие такой политики экономический процесс происходит стихийно со всеми вытекающими отсюда издержками и потерями при господстве закона прибыли и закона сравнительных издержек.

Разработка программы промышленной политики неотделима от общеэкономического курса государства. Представляется, что ее реализация потребует существенной корректировки неолиберального курса, прежде всего концентрации свободных ресурсов внутри страны. Последнее предполагает введение временного запрета на вывоз капитала за границу (возможно прямым декретом президента), а также протекционистского экспортно-импортного режима. Концепция государственной политики должна быть разработана высшей исполнительной властью в лице администрации президента (Совета национальной безопасности) с участием всех заинтересованных ведомств, включая предпринимательский, особенно промышленный и банковский, сектор и профсоюзы. Постановка национальных целей и очередности их достижения должна сопровождаться оценкой необходимых для этого финансовых и иных ресурсов, а также способов реализации этих целей через научно-техническую (технологическую), инвестиционно-инновационную, структурную, налоговую, амортизационную и иные виды промышленной политики.

В условиях России дальнейшее проведение экономических реформ требует усиления государственного воздействия на экономический  процесс. Это обусловлено как структурными особенностями национальной экономики, так и историческими условиями развития страны. Повторим, что сердцевиной экономического развития является инвестиционный процесс, без которого это развитие попросту невозможно.

Таким образом, необходимо создать  условия, стимулирующие инвестиционный процесс. Пока же сложившиеся в России условия этот процесс угнетают. Напомню их: открытие экономики для более развитых западных экономик с крайне отрицательными влияниями на промышленность и сельское хозяйство; приватизация государственной собственности и либерализация цен с потерей управляемости промышленным и инвестиционным процессом; ликвидация централизованных форм управления перераспределительной экономикой с угрозой разрушения основных систем жизнеобеспечения страны; подчинение экономической политики государства давлению (диктату) международных финансово-экономических институтов; создание системы обеспечения оттока экономических ресурсов за границу с помощью бивалютного стандарта с жесткой привязкой рубля к доллару при полном господстве последнего на внутреннем рынке России.

Из сказанного следует, что конструктивная экономическая политика для современной России невозможна в отрыве от общеэкономической политики, направленной на обеспечение независимости и безопасности страны. Эта политика должна способствовать не уничтожению главных систем жизнеобеспечения государства путем их «адаптации» к условиям, в которых они заведомо не могут существовать (средние условия мирового капиталистического рынка), а их модернизации и развитию. Необходимо дозированное открытие национальной экономики и целенаправленная - в духе модернизации и развития - защита основных промышленно-экономических систем государства.

Эта политика по определению не может  быть чисто либеральной, поскольку перераспределение ресурсов является неотъемлемым условием существования целостности национальной экономики. Либеральная же доктрина, которая изначально исходит из принципа экономической самоокупаемости хозяйственных субъектов, отрицает возможность и целесообразность существования сбалансированных в целом, но несбалансированных в отдельных частях крупных эффективных экономических систем. Либеральная доктрина в принципе губительна для экономики России, которая не может существовать как целостная система без высокого уровня централизации и монополизации.

Отсюда необходимость модификации  политики приватизации и политики цен, подчинения их целям сохранения целостности национальной экономики.

Наконец, принципиальное значение имеет  также финансовая политика государства. Достижение так называемой финансовой стабилизации на базе низкой для условий России инфляции при нулевом или минимальном экономическом росте означает на деле либо клиническую смерть, либо продолжение мучительной депрессии хозяйства, которая неизбежно закончится хозяйственным развалом. Реальная финансовая стабилизация непременно предполагает расширение производства материальных ресурсов. Отсюда следует, что одной из центральных задач становится стимулирование производства.

Правительство в течение ряда лет  ожидало, что этот стимул даст частный  капитал. Однако ожидания оказались напрасными и завершились колоссальным национальным дефолтом, дополнительно обесценившим наши реальные ресурсы в 5 раз (в долларовом исчислении). Процесс обесценения продолжается и будет нарастать, если не будет закреплена наметившаяся как будто бы тенденция роста производства и если придет, наконец, осознание того, что дополнительный стимул развитию должно дать само государство.

В этом случае придет и понимание  необходимости весьма существенного, отвечающего национальным условиям усиления роли государства в экономическом процессе путем целенаправленных влияний не только через денежно-финансовую политику, но и политику инвестиций, налогов, цен и доходов в интересах экономической безопасности и развития страны. Но для этого необходимо программирование позитивных национальных целей, политическая воля для их выполнения и адекватные организационные формы и ресурсы для их реализации в рамках национальной экономической политики.

 

  1. Приложение

Этапы развития экономики  России.

I этап – углубление структурных реформ с целью постепенного обретения российской экономикой нового качества, преодоление диспропорций переходного периода и в целом его завершение;

II этап – ускоренное развитие как результат произошедших ранее структурных сдвигов, компенсация потерь, связанных с существованием диспропорций переходного периода и реструктуризацией производства;

III этап – достижение долгосрочного экономического равновесия и устойчивого роста благосостояния населения, усиление склонности к сбережениям.

Приоритеты на первом этапе:

  • решение накопившихся проблем в социальной сфере и начало реформирования системы пенсионного обеспечения;
  • оптимизация функций исполнительной власти, в том числе становление местного самоуправления;
  • формирование конкурентной среды и эффективной институциональной базы экономической деятельности;
  • монетизация хозяйственного оборота;
  • создание условий для расширения производства товаров народного потребления;
  • оптимизация налоговой системы;
  • предотвращение бегства капиталов;
  • реструктуризация банковской системы;
  • достижение приемлемого уровня расходов по обслуживанию государственного долга.

Что делать сейчас:

  • обеспечить создание на основе предприятий ряда отраслей крупных, конкурентоспособных, в том числе транснациональных корпораций (металлургия, энергетика, авиационная и космическая промышленность, военная техника, транспорт и т. п.);
  • создать широкую сеть малого и среднего предпринимательства (прежде всего производственного и инновационного характера), обеспечить 15 – 20 млн рабочих мест в этой сфере;
  • обеспечить достойное место России в международных и региональных экономических и финансовых структурах (ВТО, ЕС и т.п.);
  • используя выгодное географическое положение страны, обеспечить ускоренное развитие всех видов транспортных коммуникаций, с тем чтобы Россия заняла центральное место в межрегиональной структуре рынков Европы и Азии.

Я считаю, что на сегодняшний день для России приемлема мобилизационная  экономика смешанного типа, когда  рыночные и директивные методы мобилизации  ресурсов переплетаются. Такая экономика, к примеру, была в странах фашистской коалиции (Германии, Италии, Японии) в период второй мировой войны. В настоящее время наиболее яркий пример мобилизационной экономики смешанного типа – Китай.

К числу достоинств мобилизационной  экономики можно отнести высокие темпы экономического роста, возможности быстрого повышения конкурентоспособности хозяйства за счет модернизации производственного потенциала, обеспечение полной занятости, под держание необходимого минимума качества жизни всего населения, способность эффективно противостоять внешним угрозам национальной безопасности.

 

  1. Список  используемых источников

  1. Стратегическое управление, О.С. Виханский; М – 2000
  2. Менеджмент, Герчикова, М –1998
  3. Статья “Будущее России глазами Минэкономики”; г – та “Коммерсант” № 14 от 1.02.00
  4. Доклад Виктора Ишаева, губернатора Хабаровского края, руководителя рабочей группы Государственного Совета Российской Федерации по подготовке стратегии развития государства до 2010 г. на парламентских слушаниях в Государственной думе “О стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу"
  5. Всероссийский экономический форум: стратегия развития в XXI веке // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - N1. - С. 118-121
  6. Альтернативы экономического развития России в ХХI в. // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - N6. - С. 44-47
  7. Костин Г. Потенциал ВПК и концепция устойчивого социально-экономического развития России // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - N2.
  8. Доклад Российско-европейского центра экономической политики ( РЕЦЭП) / htpp://www.recep.org
  9. Котц Д. Изменит ли Россия экономический курс? // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - N2. - С. 22-23
  10. О перспективах социально-экономического развития РФ в 2000 году и на период до 2002 года (рекомендации парламентских слушаний) // Российский экономический журнал. - 2000. - N2. - С. 3-16
  11. Государственное регулирование экономики // Менеджмент в России и за рубежом. htpp://www.dis.ru

Информация о работе Экономическая ситуация в современной России