Экономическая ситуация в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:52, реферат

Описание работы

Экономическая политика всё более формируется как важное и самостоятельное научное направление, имеющее своим предметом изучение научных основ и принципов политического руководства экономикой, практического опыта осуществления экономической политики на различных этапах развития общества. В ходе выработки экономической стратегии и тактики вносятся рекомендации по вопросам улучшения руководства народным хозяйством, определяются пути и формы мобилизации трудящихся масс на решение стоящих перед обществом задач.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Укрепление рыночных основ экономики 5
3. Активизация конечного спроса 9
4. Региональная политика 14
5. Роль государства 17
6. Заключение 19
7. Приложение 21
8. Список используемых источников 22

Файлы: 1 файл

Экономическая политика современной России (реферат по по (1).doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

В отношении иностранных инвестиций пора задействовать режим их ограниченного  допуска в те отрасли и производства, где укрепляются позиции отечественных производителей, имеются хорошие перспективы для расширения выпуска и повышения конкурентоспособности наших товаров. Формирование режима ограниченного допуска иностранного капитала будет частично способствовать и сокращению вывоза капитала.

    • Разработка и реализация программы развития фондового рынка. В условиях экономического роста объективно повышается капитализация фондового рынка в части корпоративных ценных бумаг, поскольку опережающими темпами растет их будущая доходность и снижаются инвестиционные риски. Такой прирост капитализации чреват новым (как в 1993—1997 гг.) появлением множества мелких операторов рынка, тормозящим формирование крупных концентрированных инвестиционных структур. Следствием этого стало бы очередное относительное удорожание инвестиционных ресурсов для реального сектора. Наоборот, стимулирование процессов концентрации на рынке капиталов должно привести к их постепенному удешевлению и способствовать активизации инвестиций в материальное производство, увеличению их совокупного объема и улучшению инвестиционного климата в целом. Кроме того, переход от мелкодисперсных инвестиций к крупным проектам позволит повысить эффективность вложений. В этих целях важно поощрять концентрацию в сфере инвестиционных посредников, активней стимулировать формирование инвестиционных банков и фондов, активизировать создание Российского банка развития для аккумулирования страховых резервов, временно свободных ресурсов государственных внебюджетных фондов, активов пенсионных фондов и других финансовых ресурсов.
    • Стимулирование развития страхового рынка. В ходе решения этой задачи, во-первых, защищаются имущественные интересы населения и юридических лиц, ибо их издержки на компенсацию потерь замещаются издержками на предотвращение страховых событий (чем создается мотивация к их профилактике). 
      Во-вторых, укрепляются воспроизводственные связи, уменьшаются потери от вынужденного самострахования в форме завышенных цен, тарифов и себестоимости продукции, связывания оборотных средств предприятий для компенсации ненадежных операций с ненадежными партнерами, и т.п. 
      В-третьих, при развитии добровольного страхования жизни и появлении у страховых компаний соответствующих страховых резервов формируется значительный объем инвестиционных ресурсов.
    • В-четвертых, имеет место легализация хозяйственных операций, так как страховые компании сами заинтересованы в осуществлении жесткого контроля за состоянием и оборотом застрахованного имущества.

 

  1. Активизация конечного  спроса

Производственные мощности, квалифицированная рабочая сила и отсутствие значимых ресурсных ограничений — безусловно важнейшие резервы и факторы упрочения позитивной экономической динамики. В то же время они оказываются мертвым капиталом, если не оплодотворяются реальным платежеспособным спросом. Таким образом, ключевая проблема государственной экономической политики в перспективе состоит в расширении возможностей управления конечным спросом. В настоящее время эти возможности весьма невелики и практически ограничены спросом государственным. Между тем, согласно опыту развитых стран, могут быть задействованы механизмы государственного влияния как на конечный спрос домашних хозяйств, так и на инвестиционный спрос корпораций.

Регулирование доходов

Применительно к спросу домашних хозяйств этот механизм связан, в частности, с законодательным установлением и регулированием минимальной оплаты труда. Наличие такого рода регулирования является, с одной стороны, инструментом предоставления социальных гарантий работающим, с другой, — позволяет через механизмы социально-доходной стратификации «мягко» воздействовать на всю зарплату в народном хозяйстве, предопределяя в конечном счете динамику потребительского спроса домашних хозяйств.

Регулирование заработной платы через  механизм законодательного установления ее минимального размера особенно актуализировано после 17 августа 1998 г. и последующего повышения мировых цен на энерго-сырьевые товары. Естественное макроэкономическое ограничение роста минимальной оплаты труда определяется динамикой доходов, зависящей от ситуации в народном хозяйстве. С июля 1998 г. по май 2000 г. доходы российской экономики во внутренних ценах увеличились почти в 3,5 раза, тогда как заработная плата возросла менее чем вдвое. Таким образом, в сложившихся условиях речь идет не о произвольном увеличении зарплаты и искусственном «накачивании» денежного спроса населения, а о формировании механизма воздействия на распределение уже созданной добавленной стоимости.

Учитывая существующую в настоящее  время крайне высокую дифференциацию доходов населения в России по отраслям экономики и регионам, практически невозможно установить единую для страны реальную (т.е. привязанную к минимальной потребительской корзине) ставку минимальной оплаты труда. Между тем ее установление необходимо, чтобы, с одной стороны, гарантировать доходы работников, а с другой, — ограничить аппетиты предпринимателей, собственников и акционеров. В этих условиях единственный разумный выход состоит в разработке некоторого набора регионально-отраслевых минимумов оплаты труда, ориентируясь на постоянное уменьшение их количества, чтобы в конечном счете применять не более двух минимумов (например, для экономики в целом и отдельно для районов Крайнего Севера).

Разработка и внедрение регионально-отраслевых минимумов оплаты труда позволит снять многие социальные проблемы, повысит ответственность государства и работодателей за уровень жизни работников, облегчит госрегулирование как уровня доходов населения, так и степени их дифференциации. Очевидно, что уровень выплачиваемых пенсий также должен быть привязан к устанавливаемым ставкам минимальной оплаты труда. Это станет важным этапом на пути создания действительно рыночной системы заработной платы.

Нормальная рыночная экономика  возможна только тогда, когда наемный  работник дорожит своим рабочим  местом. А это достижимо лишь в том случае, если рабочее место обеспечивает ему принятые в обществе жизненные стандарты. Таким образом, государство обязано продиктовать частному предпринимателю тот уровень оплаты труда, который считается в обществе приемлемым. Это, разумеется, не прожиточный минимум, а заработная плата, обеспечивающая стандартный уровень жизни для работника стандартной квалификации. Данная цель не может быть реализована единовременным актом хотя бы потому, что основная часть наших предпринимателей в результате подобного шага просто обанкротится. Но синхронизировать процесс экономического роста и динамику государственных требований к оплате труда необходимо, так как высокая зарплата — главная предпосылка высокой производительности труда.

Рост инвестиций и создание благоприятного инвестиционного климата

Это – стратегическая задача развития и важнейшее условие модернизации отечественной экономики. В то же время необходимо подчеркнуть: при  всей важности инвестиций в основной капитал приоритетным по-прежнему является обеспечение роста инвестиций в оборотный капитал. Именно наращивание последнего — ключевая материальная предпосылка высоких темпов экономического роста вышеотмеченного первого этапа в прогнозируемой среднесрочной перспективе народнохозяйственного развития. Благоприятный инвестиционный климат для оборотного капитала создается прежде всего снижением коммерческих рисков и определяемых ими уровней процентных ставок. Снижение этих ставок создаст условия для более рационального использования собственных средств предприятий, соответственно повысит эффективность экономической деятельности.

Главная причина высоких рисков в экономике — низкий уровень  доверия как хозяйствующих субъектов  к государству и власти, так  и деловых людей друг к другу. Начавшийся экономический рост создает уверенность предпринимателей в будущем — важнейшую компоненту улучшения инвестиционного климата. Но этого недостаточно. Государство может и обязано воздействовать на этот климат путем принятия на себя части рисков, а также посредством институциональных решений, повышающих степень доверия инвесторов.

Кредитование экономики

Определившиеся после августовского  кризиса 1998 г. тенденции отчетливо  выявляют наличие внутренних ресурсов финансирования экономического роста, а также доказывают способность российской экономики позитивно реагировать на открывающиеся возможности. Вопрос лишь в том, каким образом использовать соответствующие ресурсы.

Первый из них — «избыточная» ликвидность, которая достигает 100 млрд. руб. и которая при сохранении положительного сальдо внешнеторгового баланса неизбежно будет возрастать, если предприятия, обладающие ею, не начнут осуществлять инвестиционные программы и повышать заработную плату своим работникам. С точки зрения экономического роста необходимо побудить хозяйствующих субъектов к реализации инвестиционных проектов; однако за рамками последних в любом случае окажутся предприятия, не связанные с экспортом продукции. Соответственно даже в благоприятном случае возможный экономический рост будет однобоким. Тем важнее задействовать потенциал «избыточной» ликвидности для кредитования реального сектора экономики.

В данный момент крупные банки готовы финансировать и производственные проекты, и схемы потребительского кредитования, им мешает лишь отсутствие соответствующих механизмов поиска и селекции (в особенности это касается Сбербанка РФ, который, имея огромную филиальную сеть и аккумулируя до 75% всех сбережений населения, идеологически ориентирован в основном на кредитование реального сектора; тем не менее в середине лета 2000 г. из 80 млрд. руб., находившихся на корреспондентских счетах в Банке России, около 60 млрд. принадлежали Сбербанку). Переизбыток ликвидности в банковской системе привел к сворачиванию центробанковских разработок по рефинансированию банков, кредитующих реальный сектор (в частности, программы переучета коммерческих векселей) и заставил денежные власти искать способы управления несвязанной ликвидностью.

Правительственный нажим на банки  с целью переориентировать их на кредитование реального сектора привел, по оценкам специалистов, к заметному ухудшению качества кредитных активов в банковской системе. Особенно это касается крупных банков с государственным участием (например, того же Сбербанка). Тем не менее существуют банки с портфелями эффективных проектов, для которых доступность кредита представляет собой такую же проблему, как и для их клиентов. Механизмы перераспределения ресурсов от финансово избыточных банков к финансово недостаточным в данный момент не работают.

Недоступность кредита для предприятий реального сектора по уровню ставок и по срокам связана с высокими микроэкономическими (потенциальной неокупаемостью проекта, под который выделяются кредитные ресурсы) и макроэкономическими (темп инфляции и обменный курс рубля) рисками. Соответственно действия государства, касающиеся расширения кредитования реального сектора экономики, должны нацеливаться на снижение и хеджирование этих рисков. «Избыточная» же ликвидность — ресурс, который должен быть задействован в данном направлении.

Принципиальный подход к решению этой проблемы можно представить следующим образом. Государство в лице Центрального банка России исходя из приоритетов экономической политики и сложившейся ситуации в денежной сфере выделяет определенную часть «избыточных» резервов на аукционы для коммерческих банков по кредитованию предприятий реального сектора; поскольку уровень рентабельности сильно разнится по отраслям, аукционы естественно проводить в отраслевом разрезе (например, для предприятий легкой, пищевой, автомобильной промышленности, и т.д.). Первоначальная стадия тут — составление предприятиями бизнес-планов и защита их в коммерческих банках, соответственно формирование в последних пакетов планов, которые банки считают потенциально окупаемыми, с соответствующим принятием финансовой ответственности на случай неудачи проекта. Вторая стадия — выход коммерческих банков с этими проектами на кредитный аукцион. Третья стадия — его проведение на основе заданных Банком России параметров: величины кредитных ресурсов, минимальной и максимальной ставок кредитования, сроков последнего. Конкурс между различными бизнес-проектами, поддержанными коммерческими банками, выигрывают наиболее эффективные проекты, реализация которых должна позволить заплатить за предоставляемые кредитные ресурсы более высокую цену.

В существующих условиях чрезвычайно  важно, чтобы ставки по кредитам были бы тесно взаимоувязаны с правительственными макроэкономическими целями в отношении инфляционных процессов. В случае длительных сроков кредитования ставки следует корректировать с учетом фактических темпов инфляции. Задача корректировки состоит в том, чтобы реальная ставка процента (с поправкой на инфляцию), с одной стороны, не превышала эффективность конкретного проекта, а с другой, — не превращала бы кредитные средства в бесплатные.

Второй ресурс финансирования экономического роста — сокращение утечки капитала, возможное лишь при усилении роли Министерства по налогам и сборам РФ и его теснейшем взаимодействии с Центральным банком России в  областях валютного контроля и противостояния фиктивным банковским операциям, операциям «обналичивания» и наличным расчетам. В случае успешного осуществления этих мероприятий дополнительный финансовый ресурс распадается на две части: увеличение доходов бюджетов всех уровней и рост ликвидности предприятий. Первая часть должна использоваться в основном для снижения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики, а также направляться на выплаты по госдолгу, вторая — напрямую участвовать в финансировании экономического роста (либо непосредственно в результате действий предприятий, либо опосредованно — через указанные выше схемы).

Информация о работе Экономическая ситуация в современной России