Избирательные системы: достоинства и недостатки, пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

В последнее время все чаще звучат опасения по поводу гибели демократии в России. Выборы же представляют собой важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Если мы признаем, что есть свободные выборы, то есть и демократия. Вопрос в специфике избирательной системы в Российской федерации.

Содержание работы

Введение 3
Выборы как явление 4
Понятие выборов, избирательного права и избирательной системы. 6
Виды избирательных систем 9
Оптимальный вариант избирательной системы России 25
Заключение 29
Список используемой литературы: 31

Файлы: 1 файл

реферат,полит..doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирская академия Государственной  службы »

 

Кафедра политических наук и технологий.

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Политология»

на тему: «Избирательные системы: достоинства и недостатки, пути совершенствования».

 

 

Новосибирск 2008

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее время все  чаще звучат опасения по поводу гибели демократии в России. Выборы же представляют собой важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают  воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Если мы признаем, что есть свободные выборы, то есть и демократия. Вопрос в специфике избирательной системы в Российской федерации. Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились формальные «выборы», которые являли собой сплошной фарс. Выборы не давали возможности выбора между разными кандидатами, они проводились под контролем властей, их итоги часто фальсифицировались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выборы как  явление

Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации. Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. На выборной основе формируются органы местного самоуправления. Отсюда исключительное значение выборов на всех уровнях.

В последнее время все  чаще звучат опасения по поводу гибели демократии в России. Выборы же представляют собой важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Если мы признаем, что есть свободные выборы, то есть и демократия. Вопрос в специфике избирательной системы в Российской федерации. Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились формальные «выборы», которые являли собой сплошной фарс. Выборы не давали возможности выбора между разными кандидатами, они проводились под контролем властей, их итоги часто фальсифицировались. В советский период, например, «народные избранники» традиционно получали по официальным данным 98—99 процентов поданных голосов, партийные органы подбирали верных себе кандидатов якобы для зеркального отображения в представительных органах всех социальных групп населения. Не смотря на заявление прессы о зарождающемся авторитарном режиме, граждане все еще могут голосовать за любого из множества кандидатов или против всех, проявляя тем свою волю.

Выборы непосредственно  отражают политическую систему и  со своей стороны влияют на неё. Вся  их организация и порядок определения  результатов голосования тесно  связаны с политическими партиями. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Иногда выборы становятся единственным поводом ознакомиться с программами партий. Так что выборы в России имеют колоссальное значение и для выбранного политического пути страны и для политического сознания и культуры ее жителей.

Но о важности выборов  можно говорить долго и легко, сложнее разобраться, что они  из себя представляют. Ведь выборы не ограничиваются только заполнением бюллетеней, они  включают в себя многие компоненты и этапы, рассматривать которые я и буду в этом реферате.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие выборов, избирательного права и избирательной  системы.

Выборы – важнейшая  форма прямой демократии, а также  один из способов формирования государства.

Конституция Российской Федерации  не содержит специальной главы, посвященной организации выборов в стране. Однако отсутствие в ней такой главы вовсе не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права Российской Федерации. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти. Наличие их в Конституции обеспечивает демократический характер формирования органов государства; вместе с тем такие принципы и нормы служат основой для текущего законодательного регулирования.

Основополагающим законодательным  актом такого регулирования является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан  Российской Федерации».

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в  иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Этот порядок определяется конституционно — правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Являясь совокупностью конституционно — правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

Однако термин «избирательное право» используется не только для  обозначения одного из конституционно — правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право – право избирать, т. е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право – право избираться, т. е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1. Конституция Российской  Федерации, конституции республик  в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

2. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации»; другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Указы и распоряжения  Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями  Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.

Избирательная система и  избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях  избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное  волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.

 

 

 

 

Виды  избирательных систем

Самое развернутое определение  избирательной системы дают К. Боун, а также Р. Таагепера и М. С. Шугарт, которые выделяют в ней  три аспекта (или переменных):

1. содержание голоса;

2. величина округа (порядок  суммирование голосов);

3. правило переведения  полученных голосов в мандаты; 

А. Е. Любарев добавляет  четвертый:

4. голосование за конкретного  кандидата или партию.

Рассматривая первую переменную авторы пишут, что избиратель может быть наделен правом:

· проголосовать за одного кандидата или список (категорическое голосование);

· отдать свой голос за каждого  «одобряемого» им кандидата (одобрительное  голосование);

· распределить предоставленные ему голоса между разными кандидатами (кумулятивное голосование);

· ранжировать кандидатов в порядке предпочтения (ординальное  или преференциальное голосование).

Числовые значения второй переменной могут варьироваться  от 1 и выше. Трудно сформулировать третью переменную, так как количество вариантов тут огромно, к тому же их набор зависит от значения трех других переменных. У четвертой переменной возможны три значения: за кандидата, за партию, за кандидата и за партию. Для общей классификации избирательных систем необходимо использовать первую, вторую и четвертую переменные. При этом определяющую роль играет вторая.

Используемые на выборах  технологии самым непосредственным образом зависят от порядка проведения выборов и способа подсчета голосов  в каждой стране, действующих в государстве и регламентирующих данный процесс правовых норм правил и традиций. В правовых нормах формулируются основные требования к кандидатам в представительные органы власти и на выборные государственные должности; регулируется деятельность органов власти, осуществляющих проведение выборов; определяется статус избирателей и избирательных объединений; устанавливаются процедуры предвыборной агитации и голосования, порядок определения результатов голосования и способы обжалования их. Совокупность этих норм задает определенную логику действиям всех участников предвыборной борьбы, побуждая их действовать в рамках единого электорального порядка. Не смотря на то, что в каждой стране избирательные нормы имеют свою специфику, обусловленную историческими, культурными, политическими, социальными особенностями развития этих стран, существуют некоторые общие принципы, позволяющие говорить о типах избирательных систем. Каждая избирательная система обладает собственной спецификой, касающейся применения тех или иных избирательных технологий. Принято выделять три основных типа избирательных систем: мажоритарную (абсолютного и относительного большинства), пропорциональную и смешанную.

Исторически первой избирательной  системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite — большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Ниже, я подробнее рассмотрю эти разновидности.

Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеи пропорционального представительства  политических объединений, при котором  число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах.

С начала прошлого столетия выдвигались  компромиссные идеи, направленные на обеспечение хотя бы частичного представительства  меньшинства — ограниченного  вотума, системы единственного непередаваемого  голоса, кумулятивного вотума, характеризуемые  как полупропорциональные системы. Некоторые из них применяются сегодня, так как позволяют тем или иным образом уменьшить дефекты мажоритарной системы, не переходя к более или менее чистой пропорциональности.

В интересах соединения достоинств мажоритарной и пропорциональной систем и исключения, присущих каждой из них недостатков наряду с сочетанием обеих систем в одних странах в некоторых других стали применять систему единственного передаваемого голоса.

«Основными» избирательными системами  считают – мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная считается самой  простой системой, при которой  избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число  голосов, то есть больше голосов, чем  любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такая система успешно применяется в США, Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, Индии и Японии.

Эта система может применятся как  в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Однако вторые встречаются крайне редко и являются скорее исключением чем правилом. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).

Информация о работе Избирательные системы: достоинства и недостатки, пути совершенствования