История политических теорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:07, курс лекций

Описание работы

История социально-политических учений есть одной из важнейших составных духовного мира человечества. Она выступает как результат деятельности многих поколений мыслителей, которые интересовались проблемами общественного и государственного устройства, политикой, взаимоотношениями личности и общества. Изучая историю социально-политической мысли, мы не только удовлетворяем законный интерес к прошлому: идеи, которые появились на протяжении исторического развития человечества, продолжают взыскивать влияние на современные социально-политические процессы. Благодаря духовным контактам, взаимовлияния разных учений, «наследственности» их развития формировались универсальные, общие для всех людей ценности.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ 2.docx

— 60.31 Кб (Скачать файл)

Например, Х.Арендт объясняла происхождение тоталитаризма из атомизированного общества, которое состояло не из граждан, а из массы, которая возникла вследствии разложения классовой системы и, находясь в стадии всеобщей растерянности, ищет вождя, без которого она яляется толпой. В то же время вождь без массы—ничто. В таком обществе, где существует движение ради движения, террор становится главным стержнем политической деятельнсоти.

Х.Арендт различала «террор революционной диктатуры», направленный против противников режима, и тоталитарный террор, направленный против всех. Она считала, что основное отличие тоталитарных диктатур от предыдущих заключается в неразрывной связи идеологии и террора. К тоталитарным режимам Х.Арендт относила только национал-социалистическую Германию начала 40-х годов ХХ ст. и сталинскую Россию.

Р.Арон исследовал тоталитарный режим в сравнении с либеральным. В качестве критерия сравнения он брал тип организации политических партий. Исходя из этого, Р.Арон различал два типа режима—конституционно-плюралистический и монополистический. Доминирующей чертой конституционно-плюралистического режима он считал юридическую организацию мирной конкуренции для завоевания власти и управления государством.

Основная  черта монополистического режима—обеспечение одной единственной партии монополии на узаконенную политическую деятельность, которая приводит к таким последствиям:

  • монополия власти влияет на характер государства, делает её своевольной, государством-партиею;
  • монополия власти требует огромных идеологических усилий для своего узаконивания;
  • монополия власти отрицает  существование оппозиции в своей основе;
  • монополистический режим приводит  к тому, что в основе общественного сознания лежат вера и страх.

 

 

Нельзя  путать историю политических учений и идей, накопление политического  знания с политической наукой в собственном  смысле слова. Если первые в той или  иной форме возникают с возникновением государства, то политическая наука  формировалась по мере вычленения политики как самостоятельной подсистемы человеческого социума. А это  начало происходить лишь в новое  время в процессе формирования капиталистического общества.

 

Политология как наука берет  отчет с таких 3 событий:

 

1857 Френсис Лейбер в Колумбийском университете начал читать лекции по теории политических процессов

 

1880  Джон Берджес открывает первую политическую школу

 

1949  В СССР под эгидой ЮНЕСКО образовывается международная Ассоциация политической науки

 

 

 

 

Набор задач для проверки достижения конкретных целей обучения

 

1. К какому этапу (периоду)  в развитии мировой политической  мысли относят   Протагора?                          

A.   к доантичному (IV в. до н.э.)                                                              

B.   к античному (V в. до н.э.- II в.н.э.)  

C. к просветительно-рационалистическому (XV ст.- I пол. XIX ст.)

D. к политико-социологическому (II пол. XIX- 1940-начало)   

E.    к политологическому (с 1949 г.)

 

2. Каким образом соотносятся  понятие «политическая наука»  и «политические учения, мировая  политическая мысль»?

  1. Это одно и то же самое (синонимы)
  2. Это противоположные вещи (антонимы)
  3. Политические учения, мировая политическая мысль включают у себя политическую  науку
  4. Политическая наука включает в себя политические учения, мировую политическую мысль
  5. Политическая наука  базируется на политических учениях, мировой политической мысли

 

3. В истории мировой политической  мысли выделяют ряд несколько  этапов. Теология - это  

 

A.   Наука, которая изучает религию              

B.    Этап мировой политической мысли

C. Философское учение                           

D.  Политологическая концепция           

E.    Не имеет правильного ответа

 

4. Автор фразы «Цель оправдывает  средства» -____________________

 

A. Конфуций    

B. Сократ   

C. Платон    

D. Аристотель      

E. Макиавелли

 

5. К какому этапу (периоду)  в развитии мировой политической  мысли относят Рафаэля Алмонда?

 

A.  к теологии (средние вка)                                                                    

B. к античному (V в. к н.э.- II в.н.э.)  

C. к просветительно-рационалистическому (XV ст.- I пол. XIX ст.)

D. к политико-социологическому (II пол. XIX- 1940-начало)   

E.  к политологическому (с 1949 г.)

 

Эталоны ответов: 1 A, 2 E, 3 E, 4 E, 5 E

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томас Мор (англ. Sir Thomas More, более известный как Saint Thomas More; 7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, Лондон) — английский мыслитель, писатель, гуманист, святой Католической церкви.

Из всех литературных и политических произведений Мора наибольшее значение имеет «Утопия» (опубликована в 1516 году Дирком Мартенсом), причем эта книга сохранила своё значение для нашего времени — не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. Литературные источники «Утопии» — сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века, в частности «Четыре плавания» (фр. Quatuor Navigationes) Америго Веспуччи, и, до некоторой степени, произведения Чосера, Ленгленда и политические баллады. Из «Плаваний» Веспуччи взята завязка «Утопии» — встреча с Гитлодеем, его приключения. Мор создал первую стройную социалистическую систему, хотя и разработанную в духе утопического социализма.

Томас Мор назвал свой труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

«Утопия» делится  на две части, мало похожих по содержанию, но логически неотделимых друг от друга.

Первая часть  произведения Мора — литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент — критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель (англ. enclosures), разорявшие крестьянство: «Овцы, — писал он, — поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли.

Во второй части  снова сказываются гуманистические  тенденции Мора. Во главе государства  Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов; он много  говорит о греческой философии, в частности о Платоне: сами герои  «Утопии» — горячие приверженцы гуманизма. Но в описании социально-экономического строя своей вымышленной страны Мор даёт ключевые для понимания его позиции положения. Прежде всего в «Утопии» отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Взамен её устанавливается обобществлённое производство. Это большой шаг вперёд, так как у предыдущих социалистических писателей социализм носил потребительский характер. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе — влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики.

Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и  запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он — чистый рационалист. Признавая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно — заговор богатых против всех членов общества. Социализм Мора вполне отражает окружающую его обстановку, чаяния угнетённых масс города и деревни. В истории социалистических идей его система широко ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней.

Политические взгляды

  • Основная причина всех пороков и бедствий — это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями.
  • Утопия (идеальная страна) — своеобразная федерация из 54 городов.
  • Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет
  • Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.
  • В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве.
  • Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским. Не желая, однако, обнаружить, в случае необходимости, свою неспособность к ней, они постоянно упражняются в военных науках. Обычно для войны используются наёмники.
  • Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от неё.

 

 

 

 


Информация о работе История политических теорий