История политических теорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:07, курс лекций

Описание работы

История социально-политических учений есть одной из важнейших составных духовного мира человечества. Она выступает как результат деятельности многих поколений мыслителей, которые интересовались проблемами общественного и государственного устройства, политикой, взаимоотношениями личности и общества. Изучая историю социально-политической мысли, мы не только удовлетворяем законный интерес к прошлому: идеи, которые появились на протяжении исторического развития человечества, продолжают взыскивать влияние на современные социально-политические процессы. Благодаря духовным контактам, взаимовлияния разных учений, «наследственности» их развития формировались универсальные, общие для всех людей ценности.

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ 2.docx

— 60.31 Кб (Скачать файл)

 

Марк Тулий Цицерон—представитель Древнего Рима. Заложил основы юридического понимания государства не только как проявления общественного интереса всех его свободных членов, а и, прежде всего, как упорядоченного правом их общения, «всеобщего правопорядка». Он обосновал республиканский принцип построения государства (res publlicus- дело общественное).

Идеальное государство–республика (такая, как Римская). Основная цель государственной власти–безопасность граждан, преодоление у них страха друг перед другом.

Цицерон, как  и Полибий, выступал за смешанную форму государства по аналогии с государственным устройством Рима, в котором монархическая форма проявлялась в полномочиях магистрата (прежде всего власть  консулов), аристократическая–в полномочиях сената, демократическая–в полномочиях народных собраний и народных трибунов.

Управление  государством, которое, по мнению Цицерона, является объединением науки и искусства, требует знаний, честности и практических навыков. Мудрый государственный деятель  должен предусмотреть ход политических событий, своевременно нейтрализовать нежелательные последствия, а в  период опасности для государства  быть способным диктаторским путем  установить порядок.

 

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ—ТЕОЛОГИЯ.

Упадок греко-римской  цивилизации и образование феодальных государств средневековой Европы, где христианская церковь занимала главенствующее положение, привело к существенному изменению сути и содержания политической мысли. Политическая мысль средневековой Европы прибывала под влиянием теологии.

Догматы Церкви выступали одновременно и политическими  аксиомами и правовыми нормами

Центральным пунктом средневековых доктрин  был принцип «нет власти не от Бога, существующая власть Богом установлена». Наибольшее распространение в XII- XIII ст. приобрела доктрина «двух мечей», которыми владела Церковь. Один меч она сохраняла при себе, другой вручала правителям, чтобы те могли вершить земные дела и одновременно выполнять волю Церкви.  Аврелий Августин.

Фома Аквинский «О граде Божьем и о Земле».

 

 

 

 

 

 

2.2. Просветительско-рационалистический  этап 

        (XV ст. - I   половина XIX ст. )

 

В эпоху Нового времени, с  зарождением капиталистических  отношений, политическая философия  пыталась освободиться от теологии, рационально  объяснить природу политических явлений.

Данный период представлен такими пятью основными концепциями:

    • Макиавеллизм
    • Концепция государственного суверенитета
    • Теория общественного договора
    • Концепция разделения властей
    • Концепция гражданского общества и правового государства
    • Марксизм

 

Макиавеллизм

 

Основателем данной был Николо Макиавелли. Главная его работа, в которой заложил основы светского понимания государства и политики—«Государь». Он пытался освободить политику от религиозных и моральных основ. Сущность любого вероучения, по мнению Макиавелли, важно не с точки зрения его истинности, а с точки зрения общественной выгоды; т.е. для выполнения рабской повинности или для формирования высоких качеств свободного человека. Отстаивал лозунг «цель оправдывает средства», а это означало, что правитель ради славы и могущества государства может нарушать моральные нормы. Но допускал аморальность правителя только в случае смертельной опасности для Родины. Во всех других случаях правитель должен стремиться быть честным и справедливым.

Идеалом государственного управления для Макиавелли была смешанная республиканская  форма Древнего Рима. Но ей должна предшествовать единоличная диктатура для укрощения  своеволия аристократии и наведения  твердого порядка.

Основные принципы политики (советы для политика), обоснованные Макиавелли, можно обобщить таким образом:

  • Для того, чтобы управлять, нужно знать истинные причины поступков людей, их желания и интересы;
  • В политике всегда нужно рассчитывать на худшее, а не на идеально лучшее;
  • Власть не должна посягать на собственность подданных, поскольку это вызывает ненависть
  • Правитель должен объединять в себе качества льва, чтобы силой сломать врагов, и лисицы, чтобы избегать хитро расставленных противниками ловушек;
  • Государь должен вызывать ужас для того, чтобы если не приобрести любовь, то хотя бы избавится от ненависти и обеспечить порядок в государстве;
  • Народ, выбирая должностных лиц, способен сделать лучший, чем правитель, выбор;
  • Тирания правителя значительно страшнее, чем тирания народа.

 

Концепция государственного суверенитета.

 

Основатель Жан Боден.

 

Жан Боден сформулировал понятие суверенитета как существенного признака государства. В его понимании, суверенитет государства–единая, неделимая, свободная от ограничений и законов власть над гражданами и подданными.

Основными признаками суверенитета (по Бодену) являются:

  • самостоятельность власти, которая внешне проявляется в независимости от других государств, а внутренне–в независимости от подчинения кому-либо внутри государства;
  • постоянство и непрерывность власти (которые во Франции, например, проявлялась при официальном сообщении про смерть одного короля и вступление на престол другого (король умер, да здравствует король) - передача власти мирным путем;
  • несвязанность законами, поскольку они являются распоряжениями той же суверенной власти (власть может быть связана правом как проявлением общей справедливости);
  • неотчуждаемость и неделимость власти (монархия).

 

Суверенная власть, по мнению Ж.Бодена, имеет право издавать законы, провозглашать войну и мир, назначать чиновников, осуществлять высший суд, миловать, чеканить монету, устанавливать меры и веса, собирать налоги.

 

Теория общественного  договора

 

Концепции природных прав и общественного  договора были разработаны английскими  мыслителями Томасом Гоббсом и Джоном Локком, а также французскими мыслителем Жан-Жаком Руссо. Сущность концепций природных прав человека заключалась в признании того, что люди от природы наделены правом на жизнь, свободу, собственность и безопасность и никто не должен посягать на природные права как неотъемлемые от самой сущности человека. Этими правами люди были наделены в природном состоянии. Это состояние философы понимали по-разному: Т.Гоббс—как «войну всех против всех», Дж.Локк, хоть и подчеркивал мирный характер людей в природном состоянии, однако не исключал возможности возникновения угрозы существования природных прав людей, а Ж.-Ж. Руссо трактовал природное состояние как наиболее счастливый период человечества. В зависимости от понимания природного состояния эти мыслители поясняли суть общественного договора между властью и людьми. 

 

 

  1. Томас Гоббс «Левиафан».

 

Природа человека–война всех против всех. Государство- результат общественного договора между властью и людьми, где люди полностью отказываются от своих прав, подчиняются абсолютной власти (Левиафану- мифическому чудовищу), чтобы избавиться от постоянного страха за собственную жизнь.

 

2. Дж.Локк

 

Люди лишь частично делегируют права, ограничивая таким образом власть, давая ей «минимальные» полномочия, сохраняя при этом индивидуальные особенности.

 

 

3. Жан Жак Руссо

 

 

Общественный  договор–обман бедных богатыми, которые  создали для защиты своих интересов  публичную власть. Взамен предлагал  такой договор, при котором отдельные  индивиды при передачи своих прав общности, созданной ими, обеспечивают свои гражданские права и свободы.

Ж.-Ж.Руссо  считают основателем концепции народного суверенитета, сущность которой заключается в том, что народ является источником и носителем государственной власти. Суверенность народа, в соответствии со взглядами Ж.-Ж.Руссо, не может быть отчуждена или поделена. Поэтому он критиковал сторонников разделения властей, сравнивая их с японскими фокусниками, которые разрезают ребенка на части, подкидывают вверх, а ребенок остается живым и невредимым.

Идее  разделения властей Ж.-Ж.Руссо противопоставлял идею разграничения функций органов  государства. Суверенитет народа осуществляется при помощи участия всех граждан  в законодательном процессе. Он был  уверен, что законы, установленные  народом, будут полезными как  для народа в целом, так и для  каждого гражданина в отдельности. Ж.-Ж.Руссо как представитель прямой демократии отрицал парламентаризм на том основании, что парламент, во-первых, отражает интересы отдельных  партий и клик, во-вторых, депутаты не отражают непосредственно коллективной воли, а являются лишь уполномоченными  лицами для обсуждения законов. 

 

 

Концепция разделения властей 

 

Дж.Локк и Шарль Монтескье выдвинули концепцию разделения властей. Согласно Локку, власть делиться на законодательную, исполнительную и федеративную.

Первая устанавливает нормы поведения граждан, вторая осуществляет мероприятия по применению законов, а третья определяет отношения государства с другими государствами. Судебную власть Дж.Локк не отделяет от исполнительной.

Развивая  учение Дж.Локка, Ш.Монтескье выделил три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей предполагал, что она  принадлежит разным органам власти, и закон устанавливает прерогативы  для каждой из ветвей власти, каждая ветвь власти взаимно ограничивают и сдерживают друг друга (т.е. существует механизм сдержек и противовесов). Сосредоточение власти  в руках одной личности, по мнению Ш.Монтескье, неминуемо приводить к гибели свободы, к злоупотреблениям чиновников. 

 

Концепция гражданского общества и правового государства

 

Основные  идеи концепции правового государства  содержаться также в работах  немецких философов Иммануила Канта, Георга Вильгельма, Фридриха Гегеля.

 

 

Иммануил Кант отстаивал мысль, что благо и предназначение государства в совершенном праве, в максимальном соответствии устройству и режиму государства принципам права. Государство (по Канту) –объединение многих людей, подчиненных правовым законам. Цель государства не в заботе про материальные и социальные интересы  граждан, а в правовом обеспечении индивидуальной свободы.

 

Таким образом, к основным компонентам  концепции правового государства, наработанной философами просветительско-рационалистического  направления, принадлежит идея про  невозможность отчуждения главных  природных прав человека, которые  не зависят от государственного признания, но должны быть узаконены государством и ограничивать его полномочия; обязательность конституционных и судебных гарантий прав личности; верховенство права  над государством.

 

Теоретические основы концепции гражданского общества заложил Ф.Гегель. По его мнению, гражданское общество характеризуется системой потребностей, правосудием и корпорациями, основывается на частной собственности и всеобщем равенстве.

Главная функция гражданского общества, которое  в своих действиях полностью  полагается на правосудие, - защита свободы  и частных интересов граждан. Однако Гегель рассматривал гражданское  общество сквозь призму социально-статусной  структуры общества того времени  и отдавал приоритет государству  как олицетворению «абсолютного духа» над гражданскими институтами.

 

Марксизм Серьезным оппонентом этих политических концепций классического либерализма был марксизм. Марксистская концепция политики, разработанная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, содержит такие основные положения: 

 

  • Государство существовало не всегда. В первобытнообщинном обществе, до появления письменности и классов, государства не было. Возникновение государства объясняется постепенным разделением труда и присвоением способов производства, что привело к появлению антагонистических классов.
  • Государство–орудие господствующего класса, которое используется для покорения угнетенных классов. Капиталистическое государство является инструментом обеспечения господства буржуазии над пролетариатом. К.Маркс допускал, что в истории общества наблюдаются периоды равновесия между антагонистическими классами, когда государство приобретает независимость от интересов господствующего класса.
  • Для удержания власти над угнетенными классами государство использует три основные средства, прибегая к ним одновременно или по очереди, в зависимости от ситуации—армию, полицию и бюрократию, которым свойственны такие черты, как централизованность, иерархичность, ритуальность; идеологию, при помощи которой скрывается реальное угнетение, и которая отвлекает от мысли про какое-либо сопротивление ему.
  • Непримиримость антагонистических классов неминуемо приводит к классовой борьбе, которая является двигателем истории
  • Революция–необходимое условие общественного прогресса, а основной силой революционного процесса является пролетариат, которому нечего терять, кроме кандалов. Отвоевывая независимость для себя, он тем самым добивается свободы для всего общества.
  • Революционное насилие является необходимым условием перехода к новому общественному строю. Марксизм допускал мирный путь общественного развития лишь при условии, что организованная сила пролетариата заставляет буржуазию сдаться.
  • Для осуществления революционного насилия по отношению к буржуазии пролетариат  устанавливает свою диктатуру. Она необходима лишь на этапе переходного периода (от капитализма к социализму). После исчезновения антагонистических классов государство отомрет, а установиться самоуправление народа.
  • Отрицание либеральной демократии с её парламентаризмом и разделением властей, как такой, которая создает иллюзию народного представительства, а на самом деле является лишь одним из видов диктатуры над работой. Марксисты допускают «буржуазную демократию» только в границах, благоприятных для разворачивания классовой борьбы, но их главной целью остается развал либерально-демократической политической системы и замена ее «временной» диктатурой пролетариата с дальнейшим построением общества коммунистического типа.
  • Идеал–государство коммунистического типа.

Информация о работе История политических теорий