Имидж политического лидера и политической структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:01, реферат

Описание работы

Чтобы определить технологии формирования имиджа руководителя субъекта РФ, следует вывести базовое определение политического имиджа. Существует множество определений термина «имидж». Известный теоретик в области паблик рилейшнз В. Королько считает, что имидж – это «впечатление, производимое человеком, компанией или институтом на одну или несколько групп общественности».1

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации

    ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

    Факультет психологии

    Кафедра социальных коммуникаций 
 
 
 
 

    РЕФЕРАТ

Имидж политического  лидера и политической структуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Преподователь:

К.И. Янцен 

Выполнила:

Студентка V курса

Гр 20707

Н.В.Десятова 
 
 

Томск 2011.

 

     Чтобы определить технологии формирования имиджа руководителя субъекта РФ, следует  вывести базовое определение  политического имиджа. Существует множество определений термина «имидж». Известный теоретик в области паблик рилейшнз В. Королько считает, что имидж – это «впечатление, производимое человеком, компанией или институтом на одну или несколько групп общественности».1 Специалист в области коммуникативных технологий А. Зверинцев под имиджем понимает «относительно устойчивое представление о каком-либо объекте».2 По мнению П. Гуревича, понятие «имидж» связано «как с внешним обликом, так и внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества»3.

    Имидж динамичен, он оперативно реагирует  на меняющиеся экономические, политические, социальные и другие ситуации, которые  оказывают влияние на «неосознанные» требования субъектов восприятия. Имидж  всегда задает определенные направления  для «домысливания» в соответствии с имеющимся социальным опытом субъекта.

    Политический  имидж  можно определить как особый вид имиджа, включающий в себя общие  политические и психологические  характеристики, свойственные имиджу вообще, а также особенные признаки, свойственные лишь конкретной разновидности политического имиджа. По мнению эксперта А. Цуладзе, «имидж политического лидера – это представление о политике, сложившееся у населения в результате длительного внешнего воздействия, обладающее высокой устойчивостью и сопротивляемостью к изменениям».4

    В качестве базового мной было выбрано определение О. Феофанова, который понимает под политическим имиджем «целенаправленно создаваемый образ, наделяющий политический объект (личность, организацию, страну и т.п.) дополнительными социальными и политическими ценностями, что способствует более эмоциональному его восприятию».5

    Политический  имидж является феноменом массового  сознания и функционирует как  образ-представление, в котором соединяются  внешние и внутренние характеристики субъекта политики. Применительно к содержанию имиджа политика речь всегда идет об интеграции его социальных, профессиональных, психологических характеристик и внешнего облика. При этом имидж складывается как на основе отдельных впечатлений, которые производит человек на окружающих, так и на основе тех мнений, которые передаются по коммуникативным каналам. Имидж возникает только тогда, когда субъект политики становиться «публичным».

    С другой стороны, политический имидж  не существуют сам по себе лишь как  образы-представления конкретного человека. В массовом сознании в каждый исторический момент времени существует открытое поле имиджей, различающихся как содержательно, так и мерой стереотипности входящих в него характеристик. Это поле включает подсистемы различных социально-групповых категорий, профессиональных, половых, возрастных и этнических групп имиджей.

    Можно выделить три точки зрения на природу  сущности политического имиджа.6 Первая состоит в том, что имидж может быть вообще не связан с реальными характеристиками субъекта, которому он принадлежит. Вторая - имидж является определенным отражением сущности личности. Третья точка зрения признает двойную детерминацию сущности имиджа: зависимость как от реальности, так и от целенаправленного формирования.

    Рассматривая содержание имиджа личности политика, авторы предлагают различные варианты трактовки его составляющих. По мнению известного политолога Е.В. Егоровой, можно говорить о его трехкомпонентной структуре. Первой составляющей структуры имиджа становятся персональные характеристики его как человека. Второй составляющей структуры имиджа будут его социальные характеристики. Третьей компонентой имиджа являются символические характеристики имиджа, которые являются составляющей частью менталитета.7

    В работах другого не менее известного автора Г. Почепцова выделены следующие компоненты содержания имиджа политика8: прошлое, семья, спорт, домашние животные, хобби, слабости. Эти компоненты очень важны, их заполнение делает имидж политического деятеля более живым и приближает его к «населению». Их заполнение может служить также и для подержания символьной нагрузки имиджа. Следует отметить, что при отсутствии информации о «простых человеческих слабостях», они заполняются массовым сознанием произвольно.

    Социальный  психолог О.В. Иванниковой предложила четырехкомпонентную модель структуры имиджа личности политического лидера, в которую включены моральные, деловые качества, качества сильного лидера и качества заботливого лидера.9 Имидж влияет на деятельность политика как содержательно (через те социальные роли и позиции, уровень которых достигается субъектом), так и облегчая или затрудняя продвижения человека к достижению центральных смыслообразующих целей его жизни.

    Говоря  о генезисе имиджа, ученые выделяют два основных механизма формирования политического имиджа: «стихийный» и «искусственный».10

    В первом случае подразумевают естественное формирование политического имиджа, происходящее с помощью социально-перцептивных механизмов восприятия избирателей. Под  «искусственным» формированием подразумевают такое формирование имиджа личности, которое производиться опосредовано, целенаправленно и сознательно имиджмейкерами, специалистами из области PR или самим политиком (чтобы целенаправленно создать определенное мнение о себе в значимой для него группе).

    Известный специалист в области политических технологий С. Лисовский выделяет следующие  основные функции имиджа:11

  1. Номинативная – имидж обозначает, выделяет, отстраивает, дифференцирует личность политика в среде других, демонстрирует отличительные ее качества, подчеркивая достоинства;
  2. Эстетическая – имидж улучшает впечатление, производимое на публику лидером;
  3. Адресная – имидж связывает политика и целевую аудиторию, отвечая на запрос электората;
  4. Коммуникативная - имидж обеспечивает точность передачи информации, совпадение знаковых систем коммуникатора и получателя сообщения.

    Обобщенный  имидж политика выражается в наиболее простых характеристиках: привлекательный - непривлекательный, добрый - злой и т.п. Происходит его отнесение к определенному типажу. Типаж — это своего рода одномерный имидж. По мнению исследователя А. Максимова, на политическом рынке России сегодня сформировались следующие основные типажи политиков:12

1. Гуманитарий: ученый, преподаватель, экономист, юрист (Г. Явлинский, Г. Селезнев)

2. Хозяйственник. (Ю. Лужков, В. Стародубцев, Ю.  Скоков).

3. Борец. ( В. Анпилов, В. Новодворская, В.  Жириновский, А. Макашов).

4. Человек  власти: вождь нации, государственный  человек. (Б. Ельцин, В. Черномырдин)

5. Силовик,  генерал (А. Лебедь, Р. Аушев,  А. Руцкой)

6. Технократ,  менеджер западного типа. (А. Чубайс, С. Кириенко).

7. Бизнесмен. (Б. Березовский, К. Илюмжинов,  К. Боровой, А. Тарасов).

8. Экзотик:  звезда эстрады, спорта и т.п. (И. Кобзон, А. Кабаева)

    Имидж политика выступает в политической коммуникации в качестве посредника между лидером и массой. Он постоянно  воспроизводится самим субъектом  и средствами коммуникации. Специфическое  качество имиджа – доминантность: мы оперируем свернутой основной информацией вместо того, чтобы оперировать полным объемом информации. Специфика имиджевой коммуникации заключается еще и в том, что сообщения создаются с учетом ожидаемой реакции населения.

    Таким образом, политический имидж - сложный, многофакторный феномен, его специфика связана с особенностью политики как видом деятельности, ее местом в жизни людей и характером деятельности политического лидера или организации. Роль эффективного политического имиджа проявляется как в высоком рейтинге популярности его носителя, так и в возможностях влияния на формирование общественного мнения, действенного формирования политической деятельности государства в целом.

    Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить то, что имидж в современной России уверенно становится фактором продуктивной политической коммуникации. Формирование имиджа политического лидера необходимо осуществлять на всем процессе его политической жизни, а не только в период выборов. Устойчивый позитивный имидж позволяет политическому лидеру или движению более продуктивно реализовывать свою деятельность, получая постоянную поддержку со стороны населения.  

 

Список  используемой литературы:

  1. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., 2001 г.
  2. Зверинцев  А.Б.  Коммуникационный   менеджмент:   Рабочая   книга менеджера PR. М.: Глоссарий, 1998.
  3. Гуревич П. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. – М.: Искусство. I984.
  4. Цуладзе А.М. Формирование имиджа политического лидера в условиях становления новой политической системы в России: Автореф. дис. ... канд. полит. наук / МГУ. - М., 1997.
  5. Феофанов О. А. Реклама: Новые технологии в России. — СПб.: Питер, 2000.
  6. Политическая имиджеология: научно-прикладные основы (монография)//под ред. Лаптева Л.Г., Перелыгиной Е.Б., Петровой Е.А. – М.:РИЦ «РУСАКИ», 2004.
  7. Политическая имиджелогия (коллективная монография)// Под общ. научн. ред Л.Г. Лаптева, Е.А. Петровой – М.:РИЦ АИМ, 2006.
  8. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.:Рефл-бук, К.: Ваклер. –2000.
  9. Трубецкой А.Ю. Психология репутации.- М.: Наука, 2005 –
  10. Политическая имиджелогия (коллективная монография)// Под общ. научн. ред Л.Г. Лаптева, Е.А. Петровой – М.:РИЦ АИМ,2006.
  11. Лисовский С. Политическая реклама. - М.: Маркетинг, 2004.
  12. Политическая имиджелогия: учебн. пособие/ под ред. А.А. Дергача, Е.Б. Перелыгиной и др.- М.: Аспект-пресс, 2006.

Информация о работе Имидж политического лидера и политической структуры