Характерные черты и идеи либерализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 09:39, доклад

Описание работы

Идеология белорусской государственности аккумулирует все конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеология белорусской государственности — это не только система взглядов, благодаря которым граждане нашей республики могут ориентироваться в политическом и социальном пространствах, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики.

Содержание работы

1Введение 2 Основные принципы и формы либерализма 4
3 Развитие либеральной мысли 5
4 Современный либерализм 10
5 Заключение 11 6 Литература 12

Файлы: 1 файл

охрана труда в строительстве.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«КОМАНДНО – ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ»

 

Кафедра гуманитарных наук

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Основы  идеологии Белорусского государства»

 

 

Тема: Характерные черты и идеи либерализма.

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

слушатель курсов переподготовки по специальности «Инжиниринг безопасности объектов строительства»

майор внутренней службы

Кононенко П.А

Зач. кн. №13/9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Введение                                                                                                   3                                                                     
 
  1. Основные принципы и формы либерализма                                         4
 
  1. Развитие либеральной мысли                                                                 5
 

     4   Современный либерализм                                                                       10                                              

     5   Заключение                                                                                               11                                                                                                                                                                                             

 

    6  Литература                                                                                                12

 
   

 

 

союзный

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дискуссии по проблеме формирования идеологии национальной государственности  ведутся во всех государствах СНГ. Во всех этих дискуссиях проводится мысль о том, что поскольку народ выступает одним из самых главных субъектов политики, следовательно, он является носителем определенных идеологических воззрений. О своем месте в этом мире каждый народ в ходе своего исторического развития вырабатывает и определенную систему идей, представлений, понятий, принципов о формировании своей национальной общности, форм своей государственной и экономической жизни, своих взаимоотношений с другими народами. Эти идеи и представления, в конечном счете, всегда составляли и будут составлять основу построения народом своего государства.

Систематизированную сумму  выработанных народом идей и представлений  об истории становления и развития своей государственности, особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства, формах и способах его взаимодействия с другими народами с полным основанием можем назвать идеологией национальной государственности. В связи с этим можно сделать вывод о том, что идеология белорусской государственности аккумулирует все конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеология белорусской государственности — это не только система взглядов, благодаря которым граждане нашей республики могут ориентироваться в политическом и социальном пространствах, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики.

Таким образом, мы вправе открыто поставить в повестку дня научной и политической жизни страны вопрос об идеологии белорусской государственности.

 

 

 Основные принципы и формы либерализма

 

Исторически первой сформулированной политической идеологией была идеология  либерализма, возникшая в XVIII веке. К  этому времени в европейских  городах созрел класс свободных собственников, не принадлежавших к дворянству и духовенству, так называемое третье сословие или буржуазия. Это была активная часть общества, не удовлетворявшаяся собственным хорошим материальным положением и видевшая свой путь в политическом влиянии.  
Родоначальниками теоретического обоснования либерализма считают британцев. Англичанин Джон Локк (1632-1704), впервые выдвинул идею разделения властей и трактовал роль государства как договорную обязанность защищать естественные и неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и собственность. Шотландец Адам Смит (1723-1790), «отец экономической науки», показал, в частности, что обмен товарами происходит тогда и только тогда, когда он выгоден обеим сторонам. «Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей. Все правительства, которые насильственно направляют события иным путем или пытаются приостановить развитие общества, противоестественны. Чтобы удержаться у власти, они вынуждены осуществлять угнетение и тиранию».  
Базовая ценность либерализма, как следует уже из названия этой идеологии, состоит в свободе личности. Духовная свобода – это право на выбор в религиозном вопросе, свобода слова. Материальная свобода – это право на собственность, право купить и продать из соображений собственной выгоды. Политическая свобода – свобода в буквальном смысле слова при соблюдении законов, свобода в политическом волеизъявлении. Права и свободы личности имеют приоритет над интересами общества и государства.  
          Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают признание:  
- данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;  
- равноправия и равенства перед законом;  
- рыночной экономики;  
- ответственности правительства и прозрачности государственной власти.  
          Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан.  
          Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.  
          Согласно взглядам либералов, государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и политическое руководство страной должно осуществляться на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день политической системой, которая наиболее созвучна убеждениям либералов, является либеральная демократия.  
Изначально либерализм исходил из того, что все права должны быть в руках у физических и юридических лиц, а государство должно существовать исключительно для защиты этих прав. Современный либерализм значительно расширил рамки классической трактовки и включает в себя множество течений, между которыми имеются глубокие противоречия и порой возникают конфликты. Современный либерализм в большинстве развитых стран представляет собой смесь всех этих форм. В странах третьего мира на первый план часто выходит «либерализм третьего поколения» — движение за здоровую среду обитания и против.  
          Либерализм отличается рядом особенностей в рамках разных национальных традиций. Отдельные аспекты его теории (экономические, политические, этические) иногда противопоставляются друг другу. Таким образом, есть определенный смысл в заключении Т.Спрагенса: «Либерализма как чего-то единого никогда не было, была лишь семья либерализмов». По-видимому, мы имеем дело с множеством теорий, объединенных некими общими принципами, приверженность которым отличает либерализм от других идеологий. Причем принципы эти допускают разные интерпретации, могут комбинироваться весьма причудливым образом, являются основанием для самых неожиданных, подчас опровергающих друг друга аргументов.  
          На мой взгляд, к числу этих принципов относится, во-первых, индивидуализм, приоритет интересов индивидов перед интересами общества или группы. Этот принцип получал разное обоснование: от онтологических концепций, в которых отдельный человек с его естественными правами предшествует обществу, до этического понимания индивидуальности как высшей ценности. Он воплощался в разных интерпретациях взаимоотношений личности и общества: от представления об обществе как о механической сумме индивидов, реализующих собственные интересы, до более комплексного подхода, в рамках которого человек рассматривается как существо социальное, нуждающееся одновременно и в сотрудничестве с другими людьми, и в автономии. Однако идея прав индивида, из которой вытекают основные требования к общественному устройству, несомненно, лежит в основе всех либеральных теорий, отличая их от нелиберальных подходов.  
          Во-вторых, для либерализма характерна приверженность идее прав человека и ценности свободы личности. Хотя содержание прав, равно как и интерпретация свободы в ходе долгой истории либеральных идей претерпели существенные изменения, приоритет свободы как главной для либералов ценности остался неизменным. Сторонники «классического» либерализма трактуют свободу негативно, как отсутствие принуждения и видят ее естественные ограничения в равных правах других людей. Равенство формальных прав они считают единственным видом равенства, совместимым со свободой в качестве приоритетной ценности. Права индивидов сводятся ими к сумме «основных прав», в число которых входят политические свободы, свобода мысли и свобода совести, а также права, касающиеся независимости личности, подкрепленные гарантиями частной собственности. «Новые либералы» предлагают позитивное понимание свободы, дополняющее свободу равенством возможностей в качестве гарантии осуществления прав. Свобода в их понимании - это реальная возможность выбора, не предопределяемого ни другими людьми, ни обстоятельствами жизни самого индивида. В связи с этим «новые либералы» раздвигают рамки «основных прав», включая в них наиболее существенные социальные права.  
          Но так или иначе, главной посылкой либерализма является представление о том, что у каждого человека есть свое представление о жизни, и он имеет право реализовывать это представление в меру своих способностей, поэтому общество должно проявлять терпимость к его мыслям и поступкам, если последние не затрагивают права других людей. За свою долгую историю либерализм выработал целую систему институциональных гарантий прав индивидов, в которую входят неприкосновенность частной собственности и принцип религиозной терпимости, ограничение вмешательства государства в сферу частной жизни, подкрепленное законом, конституционное представительное правление, разделение властей, идея верховенства права и др.  
          В-третьих, важным принципом, характерным для либерального подхода, является рационализм, вера в возможность постепенного целенаправленного усовершенствования общества реформистскими, но не революционными мерами. Либеральная доктрина предъявляет определенные требования к характеру проводимых преобразований. По словам В.Леонтовича, «метод либерализма - это устранение помех личной свободе. Такое устранение не может, однако, принимать форму насильственного переворота или разрушения... Согласно либеральному мировоззрению, необходимо устранять в первую очередь неограниченные полномочия государственной власти... Наоборот, либерализм относится с величайшим уважением к субъективным правам отдельных людей... Вообще либеральному государству полностью чужды насильственное вмешательство в существующие жизненные взаимоотношения людей и какое-либо нарушение привычных жизненных форм...». Эта характеристика достаточно полно отражает принципы, вытекающие из либеральной теории. Хотя на практике либералам не раз случалось от них отступать, поскольку социальные преобразования - это всегда «нарушение привычных жизненных форм», однако императивом либеральных реформ является принцип минимального нарушения имеющихся индивидуальных прав.  
          С этим связана и другая черта либеральных методов - их «антиконструктивизм»: либералы обычно поддерживают «социальную инженерию» лишь в той мере, в какой она устраняет преграды развитию уже сложившихся институтов и отношений. Их целью не является изобретение конкретных проектов «хорошего общества» и проведение в жизнь неких произвольно сконструированных моделей.  
          Таковы, на наш взгляд, основные принципы либерализма. Впрочем, этот перечень может быть и продолжен. Однако сколь бы подробным он ни был, всегда можно будет сослаться на какие-то либеральные концепции, которые в него не вписываются. Как пишет Е.Шацкий, «что бы мы ни утверждали о взглядах, якобы характерных для либерализма, следует помнить, что в течение своей долгой истории он служил разным целям и интересам, приспосабливался к разным местным традициям и использовал разные теоретические языки. По этой причине, каждое описание, предполагающее высокий уровень обобщения, неизбежно будет неверным. То же самое можно сказать про все «измы» за исключением тех, которые создали догматические системы...». Поэтому не следует видеть в предложенном выше описании некое строгое определение. Либерализм - это не система, состоящая из раз и навсегда заданного набора элементов, это скорее некая область идей, допускающая разнообразные комбинации, однако имеющая при этом вполне определенные границы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

 

Конституция—это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной  власти и определяющий ее взаимоотношения  с обществом и гражданами. Конституцию можно рассматривать как политическую программу государства. С ее помощью формируется система ориентиров и ценностей.

В Конституции Республика Беларусь записано, что она—унитарное, демократическое, социально-правовое государство. Далее указано, что Беларусь суверенна, обладает верховенством и полнотой власти на всей территории, самостоятельно осуществляет внешнюю и внутреннюю политику.

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь—демократическое государство. Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм ( многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление. В таком государстве развиваются все формы собственности, создаются равные условия для их развития. Народовластие является основным принципом демократии, в ст.3 Конституции записано, что народ—единственный источник власти. Раз в 4 года происходят выборы в Палату представителей Национального Собрания и местные Советы депутатов. Граждане выбирают из нескольких кандидатов тех, кто по их мнению наиболее оптимально представит интересы народа во власти. Раз в 5 лет осуществляются выборы президента.

Партии и другие общественные объединения  являются важнейшим элементом политической системы.

Правовое государство имеет  принципом верховенство права, что  и отражено в ст. 7 Конституции  Республика Беларусь. В правовом государстве  все политические институты и  др. действуют в рамках конституции  и принятых в соответствии с ней нормативных актов. Также в Конституции прописан принцип разделения властей. Обычно власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение не позволяет ветвям власти дублировать функции, блокирует возможность соединения всей полноты власти в одних руках, позволяет действовать в пределах своей компетенции и уравновешивать друг друга.

Одним из существенных проявлений правового  государства является уровень обеспеченности основных прав и свобод человека и  гражданина. В правовом государстве права и свободы человека рассматриваются высшей ценностью. На их обеспечение направлено действия ряда статей Конституции Республика Беларусь ( ст.2, ст.59 и др.), в том числе и тех, которые посвящены конкретным правам и свободам.

Конституция Республика Беларусь содержит основные положения важнейших международных документах, которые составляют Международный билль о правах человека ( Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод), что обеспечивает надлежащее развитие текущего законодательства.

Одной из основных характеристик  социального государства является гарантированность каждому достойного человека прожиточного минимума. В Конституции Республика Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение для этого условий.

Достойное развитие личности, безусловно, возможно, когда государство уделяет внимание таким важнейшим социально-экономическим правам, как право на труд, на образование, на охрану здоровья, на безопасный труд и др. на государстве лежит обязанность устранять, насколько это возможно, причины плохого здоровья граждан.

Для социального государства характерна политика, предполагающая обеспечение социального равенства. В этих целях используются различные средства—правовые, экономические, организационные и др. Например, провозглашение равенства всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов( ст22 Конституции); закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействия между государством, предпринимателями и профсоюзами( ст.13, 14, 41); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей ( ст.32,47) и др.

Важнейшим средством, сглаживающим социальное неравенство, служит система  социального обеспечения, в том  числе выплата пенсий и пособий, медицинское обслуживание, но суть социального государства не может сводиться только к этому. В то же время в социальном государстве должна быть сбалансированная система льгот и преимуществ.

Экономические основы конституционного строя РБ закрепляются в ст.1,13,44 Конституции. В них, идет речь о социально ориентированной рыночной экономике. Производство и распределение товаров и благ в условиях такого хозяйствования осуществляется посредством рыночных отношений, создания равных условий для существования и развития всех форм собственности. При этом сохраняется активная организующая роль государства. Действующая Конституция определяет формы собственности и политику государства в области отношений по поводу собственности.

Собственность может  быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство способствует развитию кооперации.

Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Базовым правовым актом, определяющим основания возникновения  и порядок осуществления права  собственности, является Гражданский кодекс Республики Беларусь. В нем предусмотрено, что субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. При этом в Гражданском кодексе прямо зафиксировано, что права всех собственников защищаются равным образом.

Республика Беларусь является суверенным государством, обладает всей полнотой власти на своей территории и самостоятельно проводит свою внешнюю и внутреннюю политику. При этом государство может вступать в различные союзы или соглашаться с мнением других государств, однако это не говорит о несамостоятельности политики. Несамостоятельность может быть выражена в подчинении рекомендациям других стран в ущерб своим государственным интересам, ведении политики, выгодной в первую очередь не самому государству, а его союзникам или партнерам. Одним из признаков суверенитета является наличие института гражданства, возможность иметь собственные вооруженные силы, спецслужбы, органы охраны правопорядка, финансовую систему, а кроме того контролировать свою территорию и иметь государственные символа.

 

 

3 ОБЪЕДИНЕННЫЙ ПРОЦЕСС БЕЛАРУСИ И РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

 

В результате экономических кризисов и революционных потрясений, многочисленных разрушительных войн и межнациональных конфликтов, распада старых и образования новых государств человеческое общество оказалось перед ответственным выбором: либо продолжать бессмысленное наращивание средств решения международных проблем с позиции силы, либо вести настойчивый поиск разумных решений и норм сосуществования государств во имя благополучия нынешнего и будущих поколений.

Обретя в результате развала СССР государственный суверенитет, Республика Беларусь оказалась наедине с многочисленными сложнейшими проблемами. Тогда Республика Беларусь во главе с А.Г.Лукашенко сразу же взяли курс на самое тесное сближение и развитие взаимовыгодного сотрудничества с Российской Федерацией, восстановление собственного производства.

Информация о работе Характерные черты и идеи либерализма