Характеристика правовых основ государственной гражданской службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 14:20, контрольная работа

Описание работы

Государственная служба - важнейший конституционно-правовой институт, непосредственно связанный с эффективной реализацией компетенции органов государственной власти. Поэтому целью работы является изучение правовых основ государственной гражданской службы.
При написании работы были использованы федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и научная литература.

Содержание работы

Введение
С.3
Понятие государственной службы в Российской Федерации
С.4
Развитие государственной гражданской службы в РФ
С.7
Правовые основы государственной гражданской службы
С.9
Заключение
С.15
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по госслужбе.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

На системные причины неудовлетворительного, во многом кризисного состояния государственной службы, неоднократно обращало внимание высшее политическое руководство России. Так, в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина (в 2002 г.) Федеральному Собранию Российской Федерации государственный аппарат оценивался как громоздкий, неповоротливый и неэффективный, блокирующий огромные возможности страны. Указывалась и главная проблема – многочисленность функций государственного аппарата, не приспособленного для решения стратегических задач. Для решения этой проблемы было предложено провести широкомасштабную реформу в системе исполнительной власти, которая была названа в этом Послании административной реформой. При этом одной из основных целей модернизации исполнительной власти провозглашалось проведение всеобъемлющего анализа реализуемых государственных функций, сохранение из них только необходимых и приспособленных к складывающейся рыночной структуре экономики.

       Впервые в Послании Президента России была сформулирована ещё одна из «новых» задач государства – предоставление качественных публичных услуг населению. Президентом РФ перед исполнительной властью была также поставлена задача обеспечения открытости информации о принципах и технологии проведения административной реформы и реформы государственного аппарата. В Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 2003 и 2004 года неэффективность государственного аппарата и необходимость радикального сокращения его функций, вновь объявлялась злободневной,  поскольку именно такое сокращение способно создать условия для возникновения полноценного гражданского общества.

Масштабная реформа предполагала и соответствующую перестройку системы государственной службы. Исходя из этого, в 2003 году вступил в действие Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», которым было положено начало новому этапу законодательного реформирования института государственной службы. В развитие этого закона в 2004 году был принят Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В этих законах произошло существенное изменение подходов к правовому регулированию института государственной службы на двух уровнях государственной власти – федеральном и региональном. Изменения коснулись не только принципов организации государственной службы и государственной гражданской службы, но и разграничения полномочий по нормативному правовому регулированию вопросов организации и деятельности института государственной службы между федеральным уровнем и субъектами Российской Федерации.

Не смотря на это, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2005 года ситуация в сфере государственной службы была подвергнута резкой критике. При этом указывалось, что состояние государственной бюрократии не позволяет решать эффективно государственные задачи, направленные на перспективу, поскольку «чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса» . Были обозначены и приоритеты модернизации государственной службы: повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление качественных публичных услуг населению, предотвращение коррупции во всех эшелонах аппаратов публичной власти.

Именно борьба  с коррупцией, как одной из главных проблем государственной службы, стоит на повестке дня в последние годы реформирования этого государственного института. Поэтому не случайно в 2008 году указом Президентом РФ Д.А. Медведева был утвержден Национальный плана противодействия коррупции, а в последующем принят пакет «антикоррупционных» законов.

В дальнейшем комплексный характер проблем, выявленных в ходе реформирования государственной службы, обусловил утверждение Президентом РФ в 2009 году новой федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».

Реформа государственной гражданской службы продолжается на новой правовой основе, заложенной двумя основополагающими федеральными законами, большим количеством подзаконных нормативных актов и документов программного характера вот уже восемь лет, однако о существенном практическом продвижении реформы государственной гражданской службы говорить пока еще рано.

Некоторые ученые и практики отмечают такие достоинства федерального законодательства, как системность, кодифицированность, наличие норм прямого действия, тем не менее, сам факт многочисленных отсылочных норм к подзаконным актам в этих законах, а также их длительное отсутствие говорит о существенных недостатках в концепции проведения реформы государственной службы. Ряд ученых административистов, поддерживая некоторые концептуальные подходы к нормативному правовому регулированию института государственной службы, обращают внимание на спорность многих подходов к общей концепции проведения реформы государственной службы.

До сих пор, несмотря на изменение практических подходов в законодательном регулировании государственной гражданской службы, теоретически не разрешенной остается проблема отнесения различных аспектов нормативного правового регулирования института государственной гражданской службы к сфере конституционного, административного и трудового права. Неразрешенность данной теоретической проблемы порождает многочисленные противоречия и пробелы, как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов РФ. Значительных усилий ученых и специалистов, нетрадиционных подходов потребуют предложения ряда ученых (Ю.Н. Старилов, В.М. Манохин,         Б.Н. Габричидзе и др.) о выделении государственной службы из системы административного права в отдельную отрасль служебного права.

Результаты аналитических исследований, социологических опросов по-прежнему свидетельствуют, что граждане имеют низкий уровень доверия к отдельным институтам государственной службы. В связи с этим задача повышения престижа государственной службы не может быть снята с повестки дня. Опыт реформирования государственной службы в Российской Федерации свидетельствует о том, что решение этих задач возможно только на прочной теоретической основе. Поэтому цели и задачи, поставленные в настоящей диссертационной работе, достигнутые результаты исследования имеют актуальное значение как для теории организации и деятельности государственных институтов, так и для решения практических вопросов организации и деятельности государственной службы в РФ.

 

 

 

 

Правовые основы государственной   гражданской службы

 

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется основными законами РФ:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»;

3) Федеральным законом «О государственной гражданской службе в РФ»;

4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения  гражданской службы;

5)   указами Президента Российской Федерации;

6)   постановлениями Правительства Российской Федерации;

7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

8) конституциями (уставами), законами  и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской  Федерации;

9) нормативными правовыми актами государственных органов.

Правовые основы государственной гражданской службы заложены в ст.5 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» [3].

Государственная служба в плане нормативно-правового регулирования опирается на соответствующие нормы международного, конституционного, гражданского, административного, трудового, финансового, уголовного и других отраслей права, сформулированные, прежде всего в принятой в 1978 г. международной Конвенции о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе и в Рекомендациях о процедурах определения условий занятости на государственной службе.

Конституция играет важную роль в правовом регулировании государственной службы. В ней определена компетенция Президента, Совета Федерации и Государственной Думы по назначению на должности и освобождению от должности государственных служащих. Она содержит и некоторые другие положения, касающиеся подбора и расстановки руководящих кадров государственных органов[1].

Должности государственной службы содержат ряд требований, которые предъявляются претендентам. В соответствии со ст. 12 ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» квалификационные требования следующие:

  1. требование к профессиональному образованию;
  2. стажу гражданской службы;
  3. профессиональным знаниям и навыкам.

Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей государственной гражданской службы. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливается в соответствии  с категориями и группами должностей [3].

 Правовое положение человека и гражданина, в демократическом обществе, характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей физических лиц, закрепленных нормами права, и юридических гарантий их реализации. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина определены Конституцией РФ и рядом других нормативных правовых актов.

 Права и обязанности государственных  служащих - это особый вид установленных  и гарантированных государством  мер должного и возможного их поведения в области государственно-служебных отношений. При этом следует различать, во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, установленные для всех государственных служащих независимо от замещаемых ими государственных должностей.

Должностные права и обязанности производны от задач и функций государственного органа и выражают его полномочия. В Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации содержится перечень унифицированных наименований этих должностей, а конкретные права и обязанности для каждой должности устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами. Это может быть должность руководителя, другого должностного лица или государственного служащего. Чем выше должность, тем более широк круг должностных обязанностей и прав. При этом объем, и содержание должностных прав находятся в строгом соответствии с содержанием должностных обязанностей.

Общие права и обязанности государственных служащих впервые установлены Федеральным законом «0б основах государственной службы РФ». Характерной особенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражают не полномочия по замещаемой должности, а общие правила поведения и действий служащих, условия и меры организационного характера, которыми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемым должностям.

Такие права и обязанности весьма разнообразны. Например: каждый государственный служащий имеет право на:  ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения своих обязанностей; посещение в установленном порядке для исполнения своих обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; принятие решений и участие в их подготовке в соответствии со своими обязанностями;  участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности;  продвижение по службе, увеличение денежного содержания с  учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;  ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений; переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;  пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы; проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство: объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов; внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции [3].

Из числа перечисленных прав, особое внимание заслуживает право государственного служащего на продвижение по службе. Это право впервые закреплено в нашем законодательстве о государственной службе. В первую очередь продвигаться по службе должны лица, включенные в резерв на продвижение в результате аттестации. Должны также учитываться результаты прохождения переподготовки и повышения квалификации в соответствии с требованиями по вакантной должности. Недопустимо назначение на вакантную должность лица, не отвечающего предъявляемым квалификационным требованиям, или с нарушением принципов подбора кадров (по знакомству, за взятку и т.п.).

Служащий вправе обратиться в суд или в соответствующие государственные органы для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания отзывов аттестационной комиссии, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав служащего, перевода на другую должность, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий его правовой и социальной защиты, увольнения с государственной службы.

Информация о работе Характеристика правовых основ государственной гражданской службы