Государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 00:10, реферат

Описание работы

Государство - одно из самых совершенных, сложных и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая часть известной на истории народов – это картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибели государственных образований, об изощренной и жестокой борьбе за власть, в которой люди не щадили ни себе подобных, ни самих себя.
С первых и до последних дней своей жизни человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Государство – центральный элемент политической системы………………4
2. Принцип разделения государственной власти ………………………….10-13
Заключение ……………………………………………………………………... 14
Список литературы ……………………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

полит семестр №1.docx

— 39.99 Кб (Скачать файл)

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

 

Кафедра социальных дисциплин

 

 

 

 

 

Семестровая работа №1

на тему: «Государство»

по дисциплине: «Политология»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

ст. гр. АУТ-11-3

Охонов Ш.Ч.

Принял:                                             

                                                                       Абдуллина З.А.

 

 

 

 

 

Алматы 2013

Содержание

 

Введение  …………………………………………………………………………. 3

1. Государство – центральный элемент политической системы………………4

2. Принцип разделения государственной власти ………………………….10-13

Заключение  ……………………………………………………………………... 14

Список  литературы ……………………………………………………………..15

 

Введение

При всем  многообразии  подходов  к  определению понятий  “политика”,

“политическое” они неизменно  опираются на две основные категории -

“государство” и “власть”.

Государство - одно из самых совершенных, сложных  и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая часть известной на истории народов – это картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибели государственных образований, об изощренной и жестокой борьбе за власть, в которой люди не щадили ни себе подобных, ни самих себя.

С первых и до последних дней своей  жизни человек в большей или меньшей

степени зависит от государства, призванного  защищать его права и

безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил. Возникший еще в античных государствах, исполненный трагизма конфликт между стремящейся к свободе человеческой личностью и жестокими ограничениями, налагаемыми на нее государством и обществом, не разрешен и по сей день. На протяжении веков менялись представления людей о государстве, его роли и функциях, о наилучших формах политического устройства. Мыслители античности рассматривали возникновение государства как естественный процесс развития и усложнения форм общежития людей. Аристотель полагал, что первоначально люди объединяются в семьи, затем несколько семей образуют селение и на завершающей стадии этого процесса создается государство как форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством и подчиняющихся власти законов.

 

 

 

 

 

 

1. Государство – центральный элемент политической системы

Государство является стержневым элементом  и главным управляющим центром  политической системы. Именно вокруг государства объединяются другие политические институты, разнообразные политические силы, что обусловлено его отличительными признаками. 
Во-первых, государство выступает в качестве официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства. Напомним, что государственно-организованное сообщество, согражданство людей, проживающих на данной территории, — это государство в широком смысле. В этом понимании говорят о российском, испанском, бельгийском и прочих государствах как официальных представителях общества. 
Во-вторых, государство является особой организацией публичной политической власти, характеризующейся ее наивысшей концентрацией. Государственная власть воплощается в деятельности государственного аппарата, представляющего собой разветвленную систему государственных органов, учреждений, должностных лиц, посредством которых осуществляется политическая власть и управление обществом. Государственные органы (законодательные, исполнительные, судебные) наделены властными полномочиями, т. е. правом принимать решения от имени государства. Каждый орган имеет вспомогательный аппарат, в котором работает многочисленный слой чиновников-профессионалов (чин — служебное звание в государственном аппарате). Они оказывают содействие в осуществлении властных полномочий, а также услуги населению. Таким образом, деятель- 
ность чиновников имеет сервисный (от англ. service — обслуживание) характер, о чем подробнее будет сказано ниже, а сейчас подчеркнем, что негосударственные организации не располагают таким широким кругом специалистов. 
Кроме того, государственная власть обладает монопольными правами: на издание законов и других нормативно-правовых актов, имеющих общеобязательный характер; на применение в необходимых случаях принуждения, вплоть до силы; на взимание налогов с населения. 
В-третьих, государство обладает суверенитетом, т. е. верховенством внутри страны (внутренний суверенитет) и независимостью в отношении с другими странами (внешний суверенитет). Внутренний суверенитет означает, что государственная власть является высшей властью. Ее решения обязательны для всех, и она может отменить любые другие проявления политической власти (например, партийной), если будет нарушен закон. Внешний суверенитет включает такие принципы, как неприкосновенность территориальных границ, недопущение вмешательства во внутренние дела своей страны других государств. 
В-четвертых, государство выполняет интегрирующую роль в обществе, являясь главным управляющим центром политической системы. Напомним, что политическая система через процесс разработки, принятия и реализации политических решений осуществляет воздействие на те или иные стороны общественной жизни, т. е. политическое управление. Центром этого управления выступает государство, что находит отражение в его функциях (перечислите их) и воплощается в политике. Процесс формирования и реализации политики сопровождается согласованием разнообразных социальных интересов, которые выражают политические партии, общественно-политические движения, другие политические и общественные силы. Тем самым государство посредством государственной политики играет интегрирующую роль в достижении гражданского согласия, обеспечении стабильности и развития общества

 

 

 

Фактора возникновения государства:

1)общественное  разделение труда, выделение управленческого  труда. 

2)возникновение  частной собственности, классов,  эксплуатации.

3)внешние  факторы: завоевание одних народов  другими, опасность войны или  сама война, опыт других стран. 

4)демографические  факторы: численность, плотность,  образ жизни населения. 

5)психологические  факторы: государство – плод  человеческого разума и эмоций, государственная форма общежития  – потребность человека.

6)географические  факторы естественной природы: ресурсы, границы, водные пути.

 Признаки гоcударства:

  1. ограниченная территория;

2) публичная (признанная людьми) власть; 

3) профессиональный аппарат управления.

4) система права; 

5) гражданство; 

6)налоги и сборы; 

7)нормирование жизни общества (социальные, правовые нормы);

8)политическая деятельность;

9) легальная принудительность;

10) суверенитет – независимость  страны (политическая и экономическая)

Государственный суверенитет -  единство и целостность страны, которая имеет возможность самостоятельно, без вмешательства извне, определять свою внешнюю и внутреннюю политику.

Признаки государственного  суверенитета:

1) символы: столица, герб, гимн, флаг.

2) экономическое пространство –  национальная волюта;

3) наличие вооруженных сил; 

4) аппарат управления, осуществляющий  функции верховной власти;

5) территория (границы)  и население  (национальный язык, язык межнационального  общения).

Функции государства: 

  1. Внутренние:

а) обеспечение общественного порядка  и поддержание дисциплины граждан;

б) защита и укрепление существующих политических, экономических и духовных ценностей;

в) необходимое регулирование экономической  и хоз-ной деятельности общества;

г)  консолидация (объединение) общества на основе общих интересов граждан;

д)  обеспечение единства, суверенитета и безопасности общества; 

е)  создание, совершенствование  и реализация обязательных для всех законов;

ж) духовно – идеологическая и  воспитательная деятельность, формирование политического сознания граждан;

з) регулирование социальных отношений, обеспечение социальной защищенности.

  1. Внешние: 

а) защита государственных интересов  на международной арене;

б) обеспечение обороны страны ил военная, экономическая, политическая экспансия;

в) развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями;

г) участие в решении глобальных проблем человечества, в интеграционных процессах и миротворческих акциях.

 

 

 

Типы государств.   

  1. по формам правления:

(а) монархия – это форма правления, при которой верховная гос-ная власть сосредоточена единоличного главы гос-ва – наследного монарха.

абсолютная  М – неограниченная власть монарха.

конституционная М (ограниченная):

парламентская М – верховенство парламента над неписаной конституцией;

дуалистическая  М – у парламента распорядительные, у монарха представительные функции. теократическая М – во главе гос-ва стоит духовное лицо.

(б) республика – форма гос-ного управления, при которой осуществляется разделение властей, все высшие органы гос-ной власти избираются прямым голосованием, народом или формируются парламентом.

парламентская  Р – правительство формируется парламентом партией или коалицией партий, получивших в нем большинство.

президентская Р – президент избирается напрямую народом, независимо от законодательной власти.,

     теократическая Р – власть принадлежит церкви, или высшее церковное лицо является одновременно и главой государства.

  1. по государственному устройству:

а) унитарное – единое гос-во, не имеющее гос-ных образований на правах субъектов, органы власти есть только на высшем уровне, на нижних – органы управления.

б) федеративное – союзное гос-во равноправных субъектов, союз суверенных гос-в, каждое из которых имеет свои органы власти и управления + существуют федеральные (союзные) органы, субъекты федерации имеют свои законы, конституцию, законодательные и исполнительные органы, правовую и судебную систему, но они должны соответствовать союзным.

в) конфедерация – межгос-ный союз с минимальными полномочиями центра; страны, образующие конфедерацию, имеют полную самостоятельность, собственные органы власти и управления, создаются органы координации для определенных целей (внешняя политика, война).

3) по политическому режиму: демократическое, авторитарное, тоталитарное.

Структура государства:

1)центральные органы –

законодательные (представительные) органы,

исполнительно-распорядительные,

судебная  система, 

надзорно-контрольные (прокуратура),

органы  государственной безопасности,

органы  охраны общественного порядка,

карательные,

вооруженные силы,

идеологические.

2)промежуточные органы – доводят основные решения до местного самоуправления – министерства, ведомства, департаменты.

3)органы местного самоуправления – муниципалитеты, префектуры, управы, районы. 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принцип разделения государственной власти

Принцип разделения властей был  впервые сформулирован французским  просветителем Ш.Л.Монтескье и впоследствии получил признание во многих государствах. Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. 

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей  является одним из важнейших принципов  организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при  этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т.п.

Политическое обоснование  принципа разделения властей состоит  в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить  сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении  единого органа государственной  власти либо должностного лица и тем  самым предотвратить произвол. Три  независимые ветви власти могут  сдерживать, уравновешивать, а также  контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая "система  сдержек и противовесов". Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей.

 

Информация о работе Государство