Государство в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

Государство является основным институтом политической системы общества, которое организовывает, направляет и контролирует совместную деятельность и отношения людей, общественных групп и классов.

Основным средством осуществления политической власти в обществе является государство.

Содержание работы

1.Основные концепции происхождения государства.

2.Возникновение и сущность государства, его функции.

Файлы: 1 файл

КР по политологии.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

         Суть теории заключается  в том, что государство явилось  на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу из вне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и  социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных  социальных  слоев, порождает особую организацию, которая, поддерживая интересы имущих, сдерживает  противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство.

         Эта теория имеет  немало достоинств. Экономический фактор, положенный в основание становления государства, способен лучше объяснить общественные явления, чем другие факторы — психологические, биологические, моральные, этнические, хотя и они должны учитываться. Классовый подход дает возможности для анализа возникновения государства, для определения сущности государства. Однако он не является единственным и приоритетным для всех времен и народов. Чрезмерный акцент на роли классов и классовой борьбе в возникновении государства привел сторонников этой теории к ряду мифологических выводов. Государство объявлялось временным явлением, возникшим вместе с возникновением классов. Считалось, что государство отомрет вместе с отмиранием классов и установится общество коммунистического самоуправления.

         Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

         Афинская форма - классическая. Государство возникает  непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.

         Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную  от многочисленной и бесправной плебей2ской массы. Победа последних взрывает родовой  строй, на развалинах которого возникает  государство.

         Германская форма - государство возникает как результат завоевания обширных территорий для государства над которыми родовой строй не дает ни каких средств.

         Основные положения  материалистической теории представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса. 

    1. Психоаналитическая
 

    Представители: Фрейд.

    Государство необходимо, для задерживания агрессивных  комплексов человека.

    1. Юридическая
 

Представители: Коркунов, Трубецкой

Рассматривает происхождение Государства исключительно  с правовой точки зрения, как юридический  олицетворение нации.

    1. Учение о государстве Гегеля
 

         Учение о государстве  Гегеля. Своеобразную теорию происхождения  государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель (1770-1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - "абсолютная идея" ("мировой разум", "мировой дух").

         Будучи объективным  идеалистом, Гегель выводил государство  и право из абсолютной идеи, из требований разума. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней - быть достойным членом государства.

         По сути дела, гегелевская  формула "Все действительное разумно" оправдывала феодально-абсолютистский строй Прусского государства. В  его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

         Заключение

         Естественно, что  еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

         Государство - явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов, Бердляев).

         Я считаю, что каждая из рассмотренных теорий раскрывает только одну из возможных сторон процесса возникновения государства. Сторонники каждой концепции считают именно свою концепцию достоверной. Однако все эти теории нужно рассматривать в некой взаимосвязи. Хотя это вовсе не означает, что их можно просто взять и сложить и сказать, что так образуется государство. Возникновение государства обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-то одну в качестве определяющей. Реальное государство возникает в ходе длительного естественно-исторического развития общества.

         По-моему мнению, процесс возникновения каждого  государства настолько уникален, что требует отдельного рассмотрения, понимания конкретной ситуации, условий.

         Однако считается, что в наиболее общем виде все  разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостоянию двух позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка, прежде всего путем насилия, путем принуждения. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.  
 

  1. Возникновение и сущность государства, его функции.
 

     Государство возникло в результате естественного  развития общества на известной ступени  его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытнообщинного строя под воздействием ряда причин.

     В настоящее время известно несколько  теорий возникновения государства.

Одна  из которых гласит, что по мере развития производительных сил, расширения хозяйственных связей и укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов

     С незапамятных времен политика была и  остается важнейшим источником и  механизмом организации совместной жизни людей, мощным орудием целенаправленных преобразований, как в отдельных странах, так и жизни человеческого сообщества в целом. Вместе с тем она и поныне является едва ли не самым таинственным и многоликим явлением, многие парадоксы и противоречия которого человек так и не смог расколдовать за многие тысячелетия своей истории.

     В истории политической мысли есть немало попыток объяснить, что представляет собой государство. Цель моей работы, выяснить какие существуют теории государства и права, а также определить, что представляет собой государство.

     Проблема  возникновения государства остается в науке дискуссионной. В основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства.

     Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства главным образом с развитием производства и все же причины зарождения государства кроются не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека.

     Государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

     История государства неотделима от истории  общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь.

 

     Происхождение государства. 

     Первой  в истории человечества формой жизнедеятельности, охватывающей эпоху от появления человека до образования государства, было первобытное общество. Современная наука выделяет два этапа в развитии первобытного общества: этап присваивающей экономики и этап производящей экономики. Между ними лежал важный рубеж неополитической революции, когда произошли серьезные изменения мегафауны и постепенно исчезли многие животные и растения, которые человек употреблял в пищу. Формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. объединение людей по кровному родству и по ведению общего хозяйства. Родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей. Возглавлялась община наиболее мудрыми и опытными добытчиками пищи. Первобытные общины вели кочевой образ жизни, так как занимались собирательством, охотой, рыболовством. Особенностью первобытной общины была строго фиксированная система половозрастного разделения труда. Постепенно на смену групповому браку пришел парный брак. (2, стр. 13)

     Управление  в общине на первом этапе строилось  на началах естественного самоуправления, что соответствовало уровню развития человека. В общине существовали следующие институты власти: лидер (вождь); совет старейшин; общее собрание всех взрослых членов общины, решавшее наиболее важные вопросы. Власть носила общественный характер, так как исходила из общины, которая формировала органы самоуправления. Существовали выборность и сменяемость первых двух институтов власти, они работали под контролем общины и могли быть смещены ею. Власть лидера не была наследственной, он избирался советом старейшин или общим собранием общины. Религиозные функции выполнял жрец (шаман), деятельности которого придавалось большое значение. Для власти первобытного общества на этапе присваивающей экономики были характерны следующие черты:

     - верховная власть принадлежала  общему собранию членов общины;

     - внутри общины не было аппарата, осуществлявшего управление на  профессиональной основе;

     - власть основывалась на авторитете  и на личных качествах лидера;

     - внутри общины отсутствовали  какие-либо имущественные различия, поэтому установилось фактическое равенство, единство потребностей и интересов. (2, стр. 14)

     Переход к производящей экономике произошел  на рубеже X-XII тысячелетий до н.э. и был обусловлен экологическими кризисными явлениями, грозившими гибелью человечества. Поэтому возникла необходимость перехода к новому способу существования и воспроизводства - к производящей экономике. Человек был вынужден перейти к подлинно трудовой деятельности – к изготовлению не только орудий труда, но и средств труда. (2, стр. 15)

     Производящая  экономика привела к разделению труда, что способствовало усложнению организации производства. Создание орудий труда вызвало рост его производительности и появление прибавочного продукта. А это привело к расслоению общества по социальному признаку. Переход к производящей экономике вызвал перестройку властных отношений и институтов в обществе. Происходит сакрализация личности вождя, власть начинает отождествляться с собственностью того, кто занимает властную должность. Власть – собственность начинает решать вопросы распределения материальных благ. На следующем этапе развития появляются ранние государственные образования – протогосударства, затем города – государства. (2, стр. 16)

     Первые  города – государства – это  поселки (селения), в которых проживали свободные общинники – земледельцы. Они селились по территориальному признаку, а не по родству и представляли собой соседскую, а не родовую общину. Город – государство был административно-хозяйственным и религиозным центром селения и прилегающей к нему территории. Город - государство был центром управления городской общиной и центром административного и идеологического лидерства, так как в нем находились дворец и храм. (2, стр. 16)

     Город – государство имел четкую систему  территориального расселения, социально дифференцированную по имущественному признаку, по принципу разделения труда. Типичным средством формирования господствующих слоев, а затем и классов, стал наследственный механизм передачи должностей. (2, стр. 16) 

Информация о работе Государство в политической системе общества