Государство в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 01:30, контрольная работа

Описание работы

Государство является центральным звеном политической системы общества, ее основным институтом.
В настоящее время известен ряд концепций происхождения государства. К числу основных относятся: естественная (неисторическая), теологическая, патриархальная, органическая, концепция покорения (насилия), психологическая, договорная (общественного договора), историко-материалистическая концепция.

Содержание работы

1 Основные концепции происхождения государства
2 Возникновение и сущность государства, его функции

Файлы: 1 файл

К.р. Политология проверенная.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО «Витебский государственный технологический  университет»

 

 

                                                              

                                             

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Политология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск

2013

План

 

Тема 9. Государство в политической системе общества

 

1 Основные концепции происхождения государства

2 Возникновение и сущность государства, его функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основные концепции происхождения государства

 

Государство является центральным звеном политической системы общества, ее основным институтом.

В настоящее время известен ряд концепций происхождения государства. К числу основных относятся: естественная (неисторическая), теологическая, патриархальная, органическая, концепция покорения (насилия), психологическая, договорная (общественного договора), историко-материалистическая концепция.

Согласно естественной, или неисторической концепции государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку (Аристотель) [1].

Теологическая концепция (А. Августин, Ф. Аквинский и др.) была одной из первых концепций происхождения государства и объясняла его возникновение божественной волей. Государь рассматривался как помазанник божий, неподчинение ему приравнивалось к неподчинению богу. Данная концепция получила широкое распространение в средние века для обоснования неограниченной власти церкви. Она подчеркивала особую роль храмов, жрецов, религиозных основ происхождения государства [2].

Патриархальная концепция (Филмер, Михайловский и др.). Смысл этой концепции заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца, монарх же является вождем всех своих          подданных [1].

Возникновение органической концепции связывают с успехами естествознания в ХIХ в., хотя подобные идеи высказывались значительно раньше (Шатен, Спенсер и др.). Концепция сравнивала государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики. В процессе естественного отбора люди объединяются в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом. Низшее классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

Концепция насилия также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумилович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. Они объясняли возникновение государства факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

Представителями психологической концепции, возникшей в XIX в., были Фрейд, Л.И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты, осознанием справедливости и пр. Сильные и волевые личности становились господствующим классом, а слабые и безвольные - угнетенным.

Концепция «общественного договора» была сформулирована в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других. Согласно этой концепции, до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век» и т.п.). В процессе, развития человечества права одних людей входят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав [2].

Историко-материалистическая концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс,            Л. Морган). Смысл этой концепции заключается в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства. Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, классовой борьбе: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняется само общество, его производственная и распределительная сферы. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства [1].

Следует сказать, что в большинстве названных концепций есть здравый смысл. Каждая из них называет и анализирует в качестве основополагающей ту или другую из объективных причин возникновения государства. И все так или иначе приходят к заключению, что государство как инструмент политической власти в обществе, действительно появляется тогда, когда в результате разделения труда, утверждения частной собственности и классов, структура общества усложняется и возникает объективная потребность в регулировании общественных отношений, так же, как и в обеспечении внешней безопасности. Государство вырастает из родоплеменных органов самоуправления и защиты. Нормы обычного права, регулирующие отношения в родоплеменных, общностях, оформляются в писаные законы, что закрепляет власть государства и правящей социальной группы [2].

 

 

 

 

 

2 Возникновение и сущность государства, его функции

 

Государство - основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление политики этой властью [3].

Возникновение государства  стало результатом усложнения общественного  развития, формирования многообразной гаммы общественных интересов, неоднозначности развивавшихся связей властвующих и подвластных. Дифференциация интересов различных человеческих общностей и соответствующих им общественных отношений, поставив под вопрос былые формы сохранения целостности общества, в основном и предопределила возникновение института, способного добиться организации совместной жизни граждан на отдельной территории. Для этого государство берет у общества часть необходимых для поддержания его жизнедеятельности функций. Поэтому в его деятельности существуют как общесоциальные мотивы, обусловленные задачами интеграции и организации общества в целом, так и групповые, связанные с особыми интересами государственной бюрократии, политических элит и социально доминирующих групп общества, обладающих реальными привилегиями в использовании его ресурсов и материальной силы.

Как особый политический институт государство  возникло в IV– III тыс. до н.э. Его структуры и особые функции складывались по мере развития родоплеменных отношений и обособления определенной группы лиц (вождей, видных дружинников, служителей культа, родовой аристократии, обладателей материальных богатств и их приближенных), которые, трансформируя свои статусы и социальные привилегии во власть, постепенно концентрировали в своих руках управленческие функции, закрепляя их в виде устойчивых общественных позиций и подкрепляя их традициями, верованиями и религиозными постулатами.

В зависимости от особенностей эволюции различных цивилизаций эти универсальные  процессы образования государства  обладали известной спецификой. Например, на Западе особенности развития материальной и духовной жизни связали образование этого политического института с формированием сословного представительства граждан, возникновением института частного права, постепенным ограничением власти правителей законом и правом, наложившим определенные ограничения на вмешательство государства в экономические процессы. На Востоке же формирование государственных структур происходило на фоне практического всесилия верхов над обществом и жесткостью форм социальной консолидации последнего (в виде господства кланов, каст, общин). Такие исторические условия, препятствуя развитию частной собственности, существенно ограничили возможности правовых регуляторов и потенциал гражданской активности населения в формировании государства.

В целом государство сформировалось как институт организации совместной жизни. Именно в этих целях оно формирует и поддерживает нормы и правила социального общежития, контролирует их выполнение властью и подданными, ограничивает влияние групповых и корпоративных структур. Как пишет немецкий ученый О. фон Гирке, государство – это «самая высшая и всеохватывающая коллективная общность... эта коллективная общность является постоянным, живым, активно действующим единством, формируемым всем народом». В этом смысле государство – универсальная ценность, без властно-организующей роли которой невозможно сохранить человеческое общежитие в современном мире [4].

Перечислим основные причины и факторы возникновения государства:

- углубленное общественное разделение труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

  • возникновение в ходе развития общественного производства частной собственности, классов и эксплуатации. Государство появляется как результат непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Данная позиция наиболее полно представлена в марксизме. Государство, - указывал Ленин, - это "машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы" (В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. -        Т. 38. - С. 37).

Немарксистские научные направления не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но и не абсолютизируют роли частной собственности и классов. Известно, что в некоторых случаях образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

Политическая теория, наряду с классовыми, выделяет и другие причины возникновения государства:

  • демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории;

- антропологические факторы. Представители антропологических концепций считают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека. Еще Аристотель писал, что человек как существо в высшей степени коллективное может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития;

  • психологические, рациональные и эмоциональные факторы. Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. Эта точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д. Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, догосударственной формы общежития.

Очевидно, что реальное государство возникло в ходе длительного естественно-исторического развития общества, а не в результате подписания общественного договора. Но для своего времени договорные концепции государства имели прогрессивное значение, поставив проблемы взаимоотношений личности, общества и государства;

- завоевание одних народов другими. Важную роль этому фактору в возникновении государства придавали сторонники теории насилия -                 Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер и др. По их мнению, государство возникает в результате внешних завоеваний и политического насилия, что усугубляет социальное неравенство, приводит к образованию классов и эксплуатации.

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства, — географические, этнические и т.п. Тем самым, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами [3].

Сущность государства. Сущность государства – это то, что определяет его содержание, цели и функционирование.

 Понимание природы и сущности государства представляет собой весьма трудную задачу политической науки ввиду многогранности и сложности данного социального образования. Теория государства выделяет триединую основу происхождения, формирования и существования государства: общественную, классовую, политико-правовую или организационно-структурную ("государственный формализм", по выражению Г. Гегеля). В зависимости от акцента на одной из этих основ сложились три различных подхода к исследованию государства:

Информация о работе Государство в политической системе общества