Государство как субъект политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:51, реферат

Описание работы

Патриархальная концепция рассматривает государство как продукт разросшейся до размеров государства семьи, при этом власть правителя трактуется как власть отца в семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения. Отражением подобных взглядов стала, например, русская традиция называть правителя "царь-батюшка", "отец народа".

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 44.26 Кб (Скачать файл)

Сущности современного демократического государства соответствует не только его правовая, но и социальная форма. Если сущностным содержанием правового  государства является защита свобод человека от ограничений со стороны  государства, то социальное государство, напротив, предполагает активную политику с целью обеспечения права, которое, вслед за русским философом В.С. Соловьевым, можно определить как  право на достойное существование.

Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством3. Считается, что такой тип государства складывается во второй половине ХХ в. в странах Запада во многом благодаря влиянию социальных экспериментов социалистических стран. Но первые признаки социального государства стали появляться с конца XIX в. в форме деятельности правительств по борьбе с бедностью и по улучшению положения рабочего класса. Германия стала первой страной, где были приняты социальные законы, предусматривающие страхование по старости, болезни, а также устанавливающие пенсии по старости. В США импульсом для социализации государства стали социальные преобразования В. Вильсона. Президент призвал отказаться от подхода к государству только как "ночному сторожу", задача которого - охрана собственности. По его мнению, активная деятельность государства в социально-экономической сфере может стать основой всеобщего благоденствия. Основные направления социальной политики американского государства были предопределены "Новым курсом" президента Ф. Рузвельта - программой выхода страны из глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг., названного "великой депрессией".

Компетенция современного социального  государства гораздо шире и распространяется на образование, здравоохранение, рынок  труда, систему социального страхования  от таких классических рисков, как  болезнь, безработица, возраст и  др. В разных странах приняты программы, призванные гарантировать общедоступность  и бесплатность здравоохранения, основного  общего и среднего профессионального  образования, помощь инвалидам, пенсионерам  и другим социально уязвимым группам; программы по созданию новых рабочих  мест и развитию системы переобучения безработных и по трудоустройству  молодежи. Подобным образом государство  гарантирует право своих граждан  на "достойную жизнь", право  на минимальный стандарт благополучия, а в идеале - примерно одинаковые для всех социальных групп стартовые  возможности для реализации жизненных  целей.

Внутреннюю политику социального  государства можно охарактеризовать как средство утверждения социального  компромисса в обществе. В перераспределении  помощи от одних групп к другим (от работающих к пенсионерам и инвалидам, от высокодоходных граждан к малообеспеченным и т.д.) реализуются отношения солидарности. Другой целью социального государства является смягчение социального неравенства и поддержание стабильного социально-экономического положения граждан.

  • Эффективность социального государства находится в зависимости от ряда факторов. Среди них обычно выделяют:
    • высокий уровень экономического развития страны, экономический рост, что позволяет обеспечить перераспределение средств на социальные программы;
    • согласие основных политических сил о необходимом наборе социальных программ, реализуемых государством. Достижение подобного консенсуса позволяет сохранить преемственность социальной политики в случае прихода к власти других политических партий;
    • развитое чувство ответственности, законопослушности, общественной солидарности.

Реализация социальных прав человека позволяет характеризовать политику государства в терминах социальной справедливости. Эти аспекты всегда находятся в центре внимания политических партий и движений, являются важнейшей  составной частью их программ. Социал-демократические  и коммунистические партии настаивают на расширении социальных программ, в  то время как правые партии критикуют  социальное государство, связывая с  ним такие явления, как разрастание  бюрократического аппарата, рост массового  иждивенчества, повышение налогов, что в итоге негативно сказывается  на частной инициативе и может  стать тормозом экономического развития. Например, неоконсерваторы отстаивают тезис об адресной социальной поддержке, что должно сократить количество получателей социальной помощи.

Действительно, в последние годы не только Россия, но и страны Запада столкнулись с рядом проблем  в реализации государством своих  социальных функций. Среди причин можно  выделить и спад экономики ряда стран, и необходимость увеличения инвестиций в производство для его технического перевооружения, и тенденции к дебюрократизации управления. К этому следует добавить изменившуюся демографическую ситуацию в большинстве стран: увеличение доли пожилых людей по отношению к остальному населению. Обеспечение их права на достойное существование требует увеличения социальных расходов. Во многих странах эта проблема получает новое разрешение: не только государство, но и структуры гражданского общества берут на себя ответственность за распределение социальной помощи, создавая негосударственные формы социального страхования и социальной поддержки.

 

Государство и  гражданское общество

 

Формирование правового государства  возможно лишь на основе развитого  гражданского общества. В понятии "гражданское  общество" отражена иная, нежели государство, сфера социальной жизни - сфера частногражданской  жизни людей, где доминируют предприимчивость, инициатива и частный интерес. Гражданское общество - это сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по отношению к государству. В государстве преобладают вертикальные отношения и иерархичные связи, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей - отношений конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Какое состояние системы социальных отношений можно определить как  гражданское общество? В современной  теории нет единого ответа. Одни исследователи считают возможным  применить эпитет "гражданское" к догосударственному обществу (такой  подход вряд ли является продуктивным, т.к. первобытное общество предполагало не автономию, а растворение индивида в родоплеменной группе); другие считают, что таковым оно становится, когда появляется государство; третьи связывают его с развитием  капитализма в экономике и  с преобразованием характера  отношений между властью и  населением, когда отношения между  властью и подданными трансформировались в отношения между властью  и гражданами.

  • К важнейшим условиям существования гражданского общества можно отнести следующие:
    • автономность по отношению к государству, что предполагает наличие правового механизма, который защищает его от прямого вмешательства со стороны государства, реальные гарантии личных прав и свобод;
    • наличие свободных и самостоятельных граждан, как основных акторов политики;
    • многообразие структурных элементов, в том числе организаций и институтов, посредством которых различные группы выражают свои интересы;
    • способность к коллективным действиям и самоорганизации: активность граждан не ограничивается только периодическим голосованием на выборах, а проявляется в инициативных движениях, в создании разнообразных негосударственных ассоциаций и др. Показателем способности гражданского общества к самоорганизации является многопартийность. Партии призваны "отфильтровать" интересы различных социальных групп и воплотить их в конкретные решения государственной власти. Тем самым гражданское общество является источником законов;
    • отношения солидарности, которые уравновешивают конкуренцию и потенциальную конфликтность групп интересов самого общества. Это проявляется в создании негосударственных благотворительных организаций, в участии граждан в общественно-полезных видах деятельности. Так, например, каждый третий гражданин Германии старше 14 лет безвозмездно работает в среднем по пять часов в неделю в какой-нибудь общественной или благотворительной организации4. Своеобразной формой выражения солидарности с будущими поколениями выступают действия экологических движений в защиту окружающей среды;
    • ограничение социальных конфликтов цивилизованными рамками;
    • многоукладная рыночная экономика как основа независимости граждан от государства.

Отношения между государством и  гражданским обществом могут  носить сложный и противоречивый характер. С одной стороны, государство  призвано реагировать на импульсы, идущие от общества, и в конечном счете должно подчиняться его  интересам, но с другой, оно само стремится расширить свое влияние на общество. Последняя тенденция получает завершенное воплощение при тоталитаризме: гражданское общество практически "растворяется" в государстве. И наоборот, возможна ситуация, когда гражданское общество пытается поставить себя на место государства. Чрезмерная активность общества также может спровоцировать серьезные общественно-политические и экономические кризисы. Например, в России накануне 1917 г. существовало большое количество идеологически разнородных организаций, активно конкурирующих с государственной властью и отвергающих саму возможность диалога с ней. Есть и другая опасность. В середине ХХ в. обществоведы выступили с предупреждением, что чрезмерно большое количество активных групп интересов может парализовать функции представительной власти и исказить их в пользу более "организованных" групп даже в условиях зрелой демократии5. Наконец, не только чрезмерное присутствие государства в экономической сфере, но и гражданское общество может негативно повлиять на экономическую эффективность. Например, требования определенных групп интересов об увеличении социальных расходов государства могут стимулировать инфляционные процессы.

  • Конструктивное взаимодействие гражданского общества с государством предполагает:
    • инициирование принятия политических решений органами власти, что тем самым побуждает к активности само государство;
    • укрепление частной инициативы, позволяющей решить ряд экономических и социальных проблем без вмешательства государства (организация общественно-полезных видов деятельности, благотворительных фондов, негосударсвенных учебных учреждений и т.д.);
    • формирование политической культуры граждан, в том числе гражданских форм поведения.

Американский политолог Ф. Шмиттер  указывает на еще одно важнейшее  назначение гражданского общества - выступать  источником "потенциального сопротивления произволу и тирании правителей, будь то незаконные узурпаторы или фанатичное большинство".

Итак, гражданское общество представляет собой внегосударственную сферу социума. Исследователи обычно помещают его между государством и экономической сферой.

  • В структурном плане оно будет включать в себя:
    • во-первых, семейно-родственные, этнические, религиозные и моральные отношения, а также неопосредованные государством политические отношения между партиями и общественными движениями;
    • во-вторых, социальные институты: семья, церковь, негосударственные СМИ, культурные, религиозные, спортивные ассоциации, партии, органы местного общественного самоуправления, профсоюзы, торговые палаты, союзы предпринимателей.

 


Информация о работе Государство как субъект политики