Государство как основной субъект политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 00:00, контрольная работа

Описание работы

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..3
Государство: сущность, структура, функции……………………..4
Признаки и сущность государства………………………….….4
Функции государства……………………………………………5
Структура и формы государства…………………………….....6
Генезис государства……………………………………………..….6
Личность и государство…………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………12
Список использованной литературы………………………….…..13

Файлы: 1 файл

Политология контр. раб. 2013 2 семестр.docx

— 38.94 Кб (Скачать файл)

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра социальных наук,

педагогики и права

 

 

 

Контрольная работа по политологии

Тема № 19 «Государство как основной субъект политики»

 

Выполнила студентка Семенцова  Кристина Викторовна

Учебной группы 10-ФК-3 шифр 10219

 

 

 

Контрольная работа сдана_____________

 

Контрольную работу проверил Грищенко Н.А.

 

Допущена к защите _____________

 

Контрольная работа зачтена _____________

 

 

 

 

Калининград

2013 г.

Содержание.

Введение……………………………………………………………..3

  1. Государство: сущность, структура, функции……………………..4
    1. Признаки и сущность государства………………………….….4
    2. Функции государства……………………………………………5
    3. Структура и формы государства…………………………….....6
  2. Генезис государства……………………………………………..….6
  3. Личность и государство…………………………………………….8

Заключение…………………………………………………………12

Список использованной литературы………………………….…..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор  относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные  вопросы прямо и непосредственно  затрагивают интересы различных  слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая  другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление. Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общем достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. История государства неотделима истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации. Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

 

 

 

  1. Государство: сущность, структура, функции.

 

  Центральным институтом политической системы общества является государство. Чтобы уяснить  сущность государства, нужно иметь  в виду, что понятия «государство»  и «власть» не тождественны: власть старше государства, ибо нет и  не может быть общества безвластного, но на протяжении всей первобытной  истории эта власть осуществлялась в виде не государственного и дополитического  общественного самоуправления. Государство  появляется в результате

  • разложения родоплеменного строя:
  • постепенного обособления от общества вождей;
  • сосредоточения у них управленческих функций,
  • ресурсов власти и социальных привилегий.

 

  Государство есть продукт общества на той стадии его развития, когда  оно раскололось на классы, которые  находятся в вечном противоречии и конфликте друг с другом. Появилась  необходимость в силе, стоящей  над обществом и держащей его  в границах «порядка».    

Государство – это политический институт, который символизирует все общество, и с помощью аппарата законодательства осуществляет управление на определенной территории. Примерно до 17 века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от государства.

Проблема соотношения государства  и личности  в истории решалась  по-разному. В традиционных обществах, недемократических государствах личность была полностью подавлена государством. Благополучие и процветание  государства было целью, а личность  была лишь средством для ее  достижения. Интересы государства были выше интересов отдельной  личности. В современных демократических  государствах высшей ценностью является человек, его права и свободы. Государство же обязано обеспечить личности необходимые условия для ее полноценного  развития и достойного существования. Целью общественного развития стал сам человек. Однако даже  сейчас очень часто такое положение остается только лишь строкой в законе. А на практике же интересы личности часто приносятся в жертвы потребностям государства.  Провозглашенное конституцией местное самоуправление фактически  является придатком государства,  повторяет структуру государственных органов управления, зависит от него в правовом и финансовом отношении.

1.1 Признаки и сущность государства.  

Государство имеет свои специфические черты, отличающие его от всех других институтов и организаций (партий, движений и  др.).

  1. Отделение публичной власти от общества, её несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев. Это отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
  2. Наличие территории - законы и полномочия государственных органов распространяются на людей, проживающих в контуре.
  3. Суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве и независимости по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений.
  4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека.
  5. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения.
  6. Организация общественной жизни на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений.

1.2 Функции государства.   

Место и роль государства в политической системе общества раскрывается в  его функциях. Традиционно их делят на внутренние и внешние.  

К внутренним относятся следующие:   

- экономическая - защита существующего способа производства, регулирование  экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, стабилизация экономики и создание стимулов для экономического роста, регулирование "естественных  монополий" (связь, энергетика)  

- социальная - удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья, предоставление социальных  гарантий социально незащищенным  группам населения (молодежи, пенсионерам,  безработным, сиротам, инвалидам,  многодетным семьям и др. )  

- правовая - обеспечение законности  и правопорядка;   

- политическая - обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям  максимально широких слоев населения, либо потребностям поддержания политического господства класса-собственника;   

- образовательная и культурно-воспитательная - эти функции направлены на  формирование условий для получения  общедоступного общего и среднего  профессионального образования,  а также условий для удовлетворения  культурных потребностей населения;  

- экологическая - охрана природной  среды.  

К внешним функциям относят следующие: защита интересов государства на международной арене, обеспечение  обороны страны, развитие сотрудничества и интеграции с другими странами.  

Для осуществления указанных функций  государство использует определенные средства (ресурсы государственной  власти) и опирается на комплекс специальных органов, составляющих в совокупности структуру государства.

    1. Структура и формы государства.

 

  Как политическая структура  государство  имеет сложное строение и включает в себя систему государственного управления, институт президентства  или институт монархии, систему правосудия, органы государственного контроля, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, вооруженные  силы, местные органы власти. В структуре государства выделяют три ветви государственной власти: законодательная власть (парламент), которая принимает законы и другие важные документы, определяющие жизнь страны (в разных странах парламенты имеют разные названия, например в США - Конгресс, в Финляндии - Сейм, в России - Федеральное Собрание), исполнительная власть, обеспечивающая исполнение законов и осуществляющая повседневное управление страной (в России - это Правительство Российской Федерации), судебная власть, призванная осуществлять правосудие и разрешение юридических споров (в России к этим органам власти относятся Конституционный, Верховный Высший, Арбитражный и другие суды).

 

  1. Генезис государства.

Возникновение и формирование государственности в разных странах шло различными путями, имея свои специфические черты. В истории человечества первой формой жизнедеятельности людей считают первобытное общество, основанное на родовом самоуправлении. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился несколько столетий. Современные научные достижения в области археологии, этнографии и истории дают много нового материала, который позволяет нам показать закономерности и условия возникновения государства, установления законов. При первобытно-общинном самоуправлении отсутствовала публичная власть. Здесь не было особого аппарата управления, который мог бы применить принуждение. В управлении делами рода (общины) господствовали обычаи, авторитет и уважение старейшин. Все важнейшие вопросы решались взрослым населением коллективно на общих собраниях общины. С течением времени в результате имущественной и социальной дифференциации в рамках родовой организации постепенно создавался аристократический совет старейшин, который сосредоточивал в своих руках значительную власть и рассматривал все важнейшие вопросы, выносимые на решение общего собрания.

Переход от самоуправления первобытного общества к социально дифференцированному обществу сопровождался образованием территориальной общины, состав которой определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности.

Можно выделить следующие  основные признаки, отличающие государство  от родовой организации:

  • во-первых, разделение населения по территориальному признаку, т. е. административно-территориальная организация населения;
  • во-вторых, учреждение публичной власти, которая осуществляла управление общественной системой;
  • в-третьих, введение налоговой системы, основу которой составляли сборы с населения на содержание публичной власти.

Одним из этапов формирования государственности была военная  демократия, при которой появились  зачатки военно-насильственного  принуждения. Термин «военная демократия»  был введен в научный оборот американским археологом, этнографом и историком  Л. Морганом для характеристики древнегреческого общества в период его перехода от родовой общины к так называемой соседской. Впоследствии этот термин был  воспринят Ф. Энгельсом, который  соединил воедино три непременных  элемента военной демократии: военного вождя, совет вождей и народное собрание.

Хотя возникновение и  развитие государственности у различных  народов шло по- разному, государство  выполняло и определенные функции, общие для всего населения (например, защиту от внешних врагов, обеспечение  порядка и выполнение общественных работ). Будучи официальным представителем общества, государство осуществляло «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества». Общие дела, вытекающие из природы общества, это все то, что объективно необходимо для существования и нормального функционирования человеческого общества, независимо от его социально-экономического строя и форм политической организации. Разумеется, не только объем, но и характер таких общих дел на различных исторических ступенях развития человеческого общества, равно как роль государства в их осуществлении, весьма различны.

В истории человеческого  общества первые государства были рабовладельческими. Однако в некоторых странах возникали  не рабовладельческие, а феодальные государства, что связано с особенностями  развития социально-экономических  условий этих стран. Так возникли государства у древних германцев, арабов и многих других восточных  народов.

Древнерусское государство  также сложилось в виде раннефеодального государства в процессе разложения первобытно-общинного строя у  славян Восточной Европы. Общество в своем историческом развитии проходит несколько этапов: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный и  общество современных информационных технологий. Каждый этап развития цивилизации  характеризуется присущими ему  качествами и особенностями институтов государственной власти. В доиндустриальном обществе государство в основном служит орудием насилия в руках  господствующего класса. Это рабовладельческие  и феодальные государства. Здесь  не признаются основные права и свободы  человека и они не получают законодательного закрепления.

Информация о работе Государство как основной субъект политики