Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 11:30, контрольная работа
Политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет своих субъектов, объект, содержание и форму.
Политическое отношение предполагает как минимум двух субъектов. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как «человек политический», наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.
Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).
1 Введение.
2 Человек и политика.
3 Малые группы.
4 Политические организации.
5 Общественные организации.
6 Элита
7 Социально-политические классы.
8 Нации и этнические группы как субъекты политики.
9 Политическое поведение.
Заключение.
Контрольная работа
По Дисциплине: Социология и Политология
на тему: «Субъекты политики»
Группы ЭДНбз-11-1
Субъекты политики
1 Введение.
2 Человек и политика.
3 Малые группы.
4 Политические организации.
5 Общественные организации.
6 Элита
7 Социально-политические классы.
8 Нации и этнические группы как субъекты политики.
9 Политическое поведение.
Заключение.
Введение
Политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет своих субъектов, объект, содержание и форму.
Политическое отношение предполагает как минимум двух субъектов. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как «человек политический», наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.
Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).
По количественному признаку политические субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и групповые. Под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.
По правовому признаку субъектов политики делят на физических (граждане, политические лидеры) и юридических лиц (общественно-политические организации);
По направлениям политики ее носителей можно классифицировать на субъектов внутренней (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы, государства, его специализированные органы, межгосударственные объединения).
Субъектов политики классифицируют также по признаку первичности или вторичности их политического участия. В этом случае к первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридическим статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общественно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.
Возможна классификация субъектов политики и по другим признакам.
Субъект обычно неразрывно связан с понятием объекта, под которым имеется в виду какой-то предмет познания или деятельности человека, окружающий его мир. Объектом политики также выступает человек, социальные группы, юридические лица, испытывающие властное воздействие субъекта. Таким образом, это соотносительные и иерархические понятия. Между субъектами и объектами политики возникают разнообразные отношения, общим и главным содержанием которых выступает власть. Эти политические отношения обычно связаны с различными стадиями формирования и функционирования власти, ее структурой, институтами и т.п. «Вертикальные» политические отношения означают господство и подчинение, они нередко проявляются как конфронтация субъекта и объекта, конфликт, оппозиция, гегемонизм и т.п. «Горизонтальные» же отношения проявляются в форме координации, согласования действий равнозначных субъектов, их сотрудничества (часто это договорные отношения).
Человек и политика
В политической жизни общества человек играет различные социальные роли. Так, во-первых, в системе политических отношений он предстает, с одной стороны, как субъект, а с другой, – как объект политического воздействия (руководства, господства, управления и т.п.). В последнем случае говорят об участии обычных (рядовых) граждан в политике, об их политическом поведении.
Как подлинный субъект политики человек действует в качестве парламентария, президента, члена правительства, судьи и т.п. В этом случае речь идет о профессиональной политической деятельности, о функционировании человека как политика. Эту деятельность обычно именуют политической карьерой, под которой понимают последовательное продвижение по служебной лестнице. Научное или публицистическое описание чьей-либо жизни в политике, состоявшегося жизненного пути политика составляет его политическую биографию.
Как объект политики человек ведет себя в соответствии с характером управленческого воздействия. При демократическом типе взаимоотношения гражданина и власти управление человеком осуществляется через воздействие на его интересы. Изменяя условия жизнедеятельности индивида, политический субъект изменяет человеческие интересы и тем самым добивается изменения его политического поведения в желаемом направлении. При тоталитарном типе взаимоотношений управленческий импульс направлен на сознание человека и преследует цель изменить его поведение прежде всего через чувство страха наказания. Такой механизм политического регулирования поведения граждан внешне выглядит эффективным, но в долгосрочной перспективе, как показывает практика, он малоэффективен. И наоборот, управление, основанное на учете объективных и законных интересов граждан, является наиболее надежным, результативным и гуманным.
Вторая характеристика человека политического связана с его гражданством. Под гражданством понимается правовая связь человека (физического лица) с определенным государством, порождающая взаимные права и обязанности, которые определяются основным законом государства конституцией.
Практическая важность института гражданства заключается в том, что государство обязано способствовать гражданину в реализации его прав, осуществлять его дипломатическую защиту вне пределов отечества. Институт гражданства, как правило, подробно регулируется социальными законами и подзаконными актами.
Третий аспект связи человека с политикой состоит в его правосубъектности (правовом статусе). Комплекс субъективных прав граждан закреплен обычно в конституции государства. Эти права делят на экономические, социальные, политические, культурные и личные. В основе правового статуса граждан лежат, как правило, следующие конституционные принципы: единство прав и обязанностей, равноправие и полноправие граждан, законность и недопустимость ущерба при использовании гражданами своих прав и свобод. К ним можно добавить еще два принципа: никто не судья в собственном деле и разрешено все, что не запрещено законом.
Практическая реализация прав граждан представляет целый ряд больших и трудных проблем. Одна из них связана с неполнотой провозглашаемых нрав и свобод человека. В конституциях многих государств сформулированы еще не все права, предусмотренные Всеобщей декларацией.
Также имеет место то, что провозглашенные права нередко имеют слабые гарантии их реализации или вообще не имеют такого механизма.
Следующая проблема в том, что само государство, его органы и должностные лица часто нарушают декларируемые права граждан, практикуют их дискриминацию по различным основаниям, что особенно характерно для тоталитарных режимов.
Человечество в своей новой истории выработало следующие институты и механизмы защиты прав и свобод гражданина:
- деятельность профсоюзных организаций по защите прав своих работающих членов;
- деятельность
- деятельность комитетов (комиссий) по правам человека в органах государственной власти разных уровней;
- деятельность общественных правозащитных организаций. Они могут быть как национальными, так и международными.
Ограниченность, ущемление прав и свобод человека приводят к тому, что он перестает быть подлинным субъектом политики, отчуждается от власти.
С правовым статусом личности связано понятие политической свободы и ответственности. Политическая свобода есть часть свободы человека, и означает его способность поступать согласно своему волеизъявлению. Оно детерминировано внешними условиями и ограничено ими. Таким внешним для субъекта политики ограничителем активности является его правовой статус, национальная система законодательства. Юридические законы определяют степень политической свободы граждан, которая всегда относительна и не может быть абсолютно.
Политическая свобода означает, таким образом, установление законности и безопасности, что возможно только в правовом, демократическом государстве.
Возможности политической свободы определяются также в немалой степени материальным достатком граждан, уровнем их образования и проч. Это неизбежные – пока существуют товарно-денежные отношения – издержки свободы и демократии.
Связанное с политической свободой понятие ответственности отражает особое морально-правовое отношение человека к обществу, которое характеризуется выполнением своего гражданского долга и требований закона.
Следует отметить, что в правовом государстве политико-правовая ответственность наступает не за мысли и убеждения, а за поступки
Малые группы
В социологии социальные группы делятся на большие, средние и малые. Под малой социальной группой имеется в виду немногочисленная по составу общность людей, члены которой объединены одной деятельностью и находятся друг с другом в непосредственном личном общении. Малая группа – это относительно самостоятельная общность, далее не разложимая на более мелкие объединения людей.
Малые группы в социологии и психологии классифицируют по различным основаниям. Например, по организационному признаку. они делятся на формальные (семья, бригада, школьный класс, студенческая группа, преступная группировка, клуб, парламентская фракция и др.) и неформальные (дружеские, соседские компании, секты, кружки, кланы, землячества, клаки и т.п.).
Малые социальные группы играют большую роль в политической жизни отдельных граждан и общества в целом. Именно в них, как правило, происходит политическая социализация подростков и молодежи, формирование политических установок и ценностей, традиций, идеалов и принципов. У участников этих групп существуют общие секреты, интимность отношений, свои особые взгляды на мир.
На базе малых групп нередко складываются общественно-политические движения, перерастающие в политические союзы и партии.
Малые группы могут иметь как позитивную, так и негативную ориентацию, например, преступные группировки. В них нередко преобладают эгоизм, претенциозность, фанатизм, нетерпимость к чужим взглядам, цинизм, высокомерие и т.п.
Еще одной разновидностью микрогрупп являются так называемые группы давления, играющие важную роль в деле представительства и реализации специфических интересов. Они неизбежны в условиях социально-экономического и идейно-политического плюрализма. В условиях тоталитаризма группы давления сосредоточены в основном в партийно-государственном аппарате, где негласно соперничают между собой за власть, привилегии, должности, контроль за ресурсами, собственностью и т.п.
Политические организации
Политические организации – это негосударственные институты политической системы общества, разновидность общественных объединений. К ним относятся политические партии, движения, ассоциации, союзы, народные фронты, общества, клубы и т.п. Они являются вторичными субъектами политики и юридическими лицами. После государственных органов это важнейшие институты политической системы общества, через которые реализуются ее функции.
Структура политических организаций непостоянна, изменчива. Граждане участвуют в деятельности политической организации либо прямо, будучи ее членами, либо косвенно, поддерживая ее материально, голосуя на выборах за ее кандидатов и т.п.
Политические организации могут быть классифицированы по различным основаниям. Например, по организационному признаку они подразделяются на формальные (фиксированное членство, взносы, структура, программные документы, нормативная регламентация и т.д.) и неформальные, не имеющие таких признаков. К формальным организациям относятся политические партии, общества, союзы, интернационалы и пр. к неформальным – политические движения, народные фронты, гражданские инициативы.
По идейно-политической ориентации рассматриваемые организации обычно делят на левые и правые. Первые выступают за прогрессивные изменения в политике и других сферах жизнедеятельности общества, вторые носят консервативный или даже реакционный характер.
Важнейшей и наиболее распространенной разновидностью политических организаций являются политические партии.
Однопартийная система обычно существует в слаборазвитом обществе с тоталитарным режимом, когда других партий еще нет или они запрещены. Единственная партия является при этом и правящей, будучи частью государственного аппарата, его «стержнем».
Довольно распространенной в демократических государствах является двухпартийная система, в которой партии различаются скорее не по стратегическим целям, а по тактике и методам деятельности. Чередование двух партий у руля власти обеспечивает политическую стабильность общества и вместе с тем исключает застой и перерождение партий.