Субъект социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:49, реферат

Описание работы

Цель социальной политики - создание в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения. Социальную политику государства можно рассматривать как его специфическую деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учете социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Субъект социальной политики……………………………………………5
1.1 Субъекты социальной политики в нормативно правовых актах…….5
1.2 Субъекты социальной политики в теоретическом аспекте…………..11
2. Характеристика…………………………………………………………..15
2.1 Характеристика субъектов и объектов социальной политики РФ….15
Заключение…………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………………………………...20

Файлы: 1 файл

Политология.docx

— 33.13 Кб (Скачать файл)

Введение………………………………………………………………………3

1. Субъект социальной политики……………………………………………5

1.1 Субъекты социальной политики в нормативно правовых актах…….5

1.2 Субъекты социальной политики в теоретическом аспекте…………..11

2.  Характеристика…………………………………………………………..15

2.1 Характеристика субъектов и объектов социальной политики РФ….15

Заключение…………………………………………………………………..18

Список использованной литературы……………………………………...20

 

 

Введение.

Социальная политика государства - это воздействие органов управления страны на социальную сферу общества, их деятельность в целях удовлетворения социальных потребностей людей, поддержания  приемлемого для общества уровня жизни, предоставления социальных услуг  населению, обеспечения конституционных  социальных гарантий гражданам, оказания социальной поддержки нетрудоспособным и малообеспеченным слоям общества.

Цель социальной политики - создание в обществе благоприятного социального  климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения. Социальную политику государства можно  рассматривать как его специфическую  деятельность, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении  и учете социальных последствий  экономических, политических, мировоззренческих  преобразований.

Социальной политики - являются государственные  органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан  и инициативы. Субъектами социальной политики являются законодательные, исполнительные, судебные органы власти, определяющие при общественном участии цели, задачи, приоритеты, нормативно-правовую базу социальной политики государства и  проводящие непосредственную практическую работу по ее реализации.

Большинство ученых в качестве субъекта социальной политики называют государство, некоторые добавляют к нему различные  управленческие, общественные организации, предприятия. Иногда в определениях социальной защиты субъектом "назначается" общество.

Актуальность рассмотрения субъектов  социальной политики в социальном государстве  состоит в отличии доминирующего  влияния.

Цель работы - определить субъект  социальной политики.

Задачи исследования:

изучить нормативно-правовое определение  субъекта социальной политики;

рассмотреть теоретическое определение  субъекта социальной политики;

охарактеризовать объекты и  субъекты социальной политики РФ.

 

 

1. Субъект социальной  политики.

1.1 Субъекты социальной политики в нормативно правовых актах.

Субъектами управления социальной сферой выступают конкретные органы и должностные лица государственной  власти и местного самоуправления.

Основы государственной  политики в социальной сфере устанавливаются  Президентом РФ. Реализация положений  осуществляется на уровне исполнительной власти, к которой относится Правительство  РФ и федеральные органы исполнительной власти.

Для реализации основных направлений  социальной политики предусматривается  разграничение полномочий, при разработке и осуществлении политики в социальной сфере между региональными и  федеральными органами государственной  власти.

Данная структура определена Указом Президента РФ "О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти" от 9 марта 2004 года.

Одним из важнейших органов  государственной власти, осуществляющих управление социальной сферой является Министерство здравоохранения и  социального развития.

Министерство здравоохранения  и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию  и контроль деятельности находящихся  в его ведении Федеральной  службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в  сфере здравоохранения и социального  развития, Федеральной службы по труду  и занятости, Федерального агентства  по здравоохранению и социальному  развитию, а также координацию  деятельности Пенсионного фонда  Российской Федерации, Фонда социального  страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного  медицинского страхования.

Структура органов исполнительной власти по управлению социальной сферой.

Для осуществления надзорных  функций в структуре министерства созданы федеральные службы. В  структуре Министерства здравоохранения  таких служб три. Кроме того, созданы  три агентства, которые осуществляют функции по оказанию государственных  услуг, по управлению государственным  имуществом и правоприменительные функции.

Федеральная служба по надзору  в сфере здравоохранения и  социального развития является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  в сфере здравоохранения и  социального развития.

Федеральная служба по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере  обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. То есть основная функция данного органа власти - реализация конституционного права  граждан на использование безопасных для жизни и окружающей среды  товаров и услуг, что также  является важнейшей составляющей социальной сферы.

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному  развитию является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных  услуг и управлению государственным  имуществом в сфере здравоохранения  и социального развития, включая  оказание медицинской помощи, предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских  и судебно-психиатрических экспертиз, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, организацию предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан, социальное обслуживание населения, проведение медико-социальной экспертизы, донорство крови, трансплантацию органов и тканей человека.

Министерство культуры и  массовых коммуникаций Российской Федерации  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере культуры, искусства, историко-культурного  наследия и кинематографии, средств  массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела.

Министерство образования  и науки Российской Федерации  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере образования, научной, научно-технической  и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и  высоких технологий, государственных  научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а  также в сфере молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки  и социальной защиты обучающихся  и воспитанников образовательных  учреждений.

В структуре данного министерства также находятся две службы и  два агентства.

Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области  образования и науки.

Федеральное агентство по образованию является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных  услуг, управлению государственным  имуществом, а также правоприменительные  функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики.

Федеральное агентство по образованию в установленной  сфере деятельности осуществляет:

а) организацию деятельности образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного  образования по оказанию государственных  услуг в области образования;

б) организацию повышения  квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования  и государственных научных организаций, действующих в системе высшего  и послевузовского профессионального  образования.

Итак, мы рассмотрели наиболее важнейшие органы исполнительной власти РФ, осуществляющие управление социальной сферой.

Кроме выше перечисленных  субъектов социальной политики различные  специальные нормативные акты устанавливают  конкретных объектов и субъектов.

Объекты и субъекты социальной политики, установленные специальными нормативно-правовыми актами.

 

 

 

 

Нормативно-правовой акт

Объект

Субъект

 

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной  социальной помощи" (ред. от 25.12.2009)

Малоимущие семьи

Малоимущие одиноко проживающие  граждане

Участники и инвалиды войны 

Федеральные органы исполнительной власти;

Органы государственной  власти субъектов РФ

 

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2008)

клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной  жизненной ситуации, которому в связи  с этим предоставляются социальные услуги;

социальные службы - предприятия  и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

 

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ред. от 22.08.2004)

Граждане пожилого возраста и инвалиды (преамбула)

Учреждения социального  обслуживания - юридическими лицами и  осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 
       

Таким образом, в конкретных законах устанавливаются специальные  объекты социальной политики - категории  граждан, на которых направлено действие закона, а также субъекты - органы государственной власти и учреждения, осуществляющие реализацию закона.

Так, Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" устанавливает в качестве субъекта управления государственную систему  социальных служб. Государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями  и учреждениями иных форм собственности  и гражданами, занимающимися предпринимательской  деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Учреждениями социального  обслуживания независимо от форм собственности  являются:

1) комплексные центры  социального обслуживания населения;

2) территориальные центры  социальной помощи семье и  детям;

3) центры социального  обслуживания;

4) социально-реабилитационные  центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям,  оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для  детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической  помощи населению;

9) центры (отделения) социальной  помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для  одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения  социального обслуживания (дома-интернаты  для престарелых и инвалидов,  психоневрологические интернаты,  детские дома-интернаты для умственно  отсталых детей, дома-интернаты  для детей с физическими недостатками).

1.2 Субъекты социальной политики в теоретическом аспекте.

При анализе социальной политики как  учебной дисциплины (точнее, учебного процесса) объектом (преимущественно) являются студенты, слушатели, а субъектом - преподаватели, ученые. В то же время  объектно-субъектные отношения здесь  довольно подвижны, особенно когда  речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской  и другой деятельности (в том числе  практики) студентов (слушателей). Объектом социальной политики в ее широкой  трактовке являются все люди. Это  объясняется тем, что жизнедеятельность  всех слоев и групп населения  зависит от тех условий, которые  в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации. Надо также иметь в виду, что  каждый человек в любое время, в любой период своей жизни  нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности  они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в  сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать  свои разнообразные установки; в любой семье могут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), - т.е. каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите. Население структурировано на различной основе, и в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы. Поэтому, рассматривая социальную политику в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов.

Информация о работе Субъект социальной политики