Государство, функции, признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:05, реферат

Описание работы

Цель данной работы определить перечень функций, присущих государству.

Содержание работы

Введение _______________________________________________________2
1. Функции государства___________________________________________4
1.1 . Понятия, признаки функций государства_________________________4
1.2. Эволюция функций государства________________________________5
1.3. Классификация функций государства___________________________6
2. Основные внутренние функции__________________________________8
2.1 Политическая функция_______________________________________8
2.2 Экономическая функция______________________________________8
2.3 Социальная функция________________________________________10
2.4 Экологическая функция_____________________________________11
2.5 Налогообложение__________________________________________13
2.6 Защита прав и свобод граждан_______________________________14
3. Основные внешние функции___________________________________16
3.1 Функция обороны_________________________________________16
3.2 Функция взаимодействия с другими государствами и международными государствами_______________________________________________17
Заключение____________________________________________________21
Список литературы_____________________________________________22

Файлы: 1 файл

реферат по правоведению.docx

— 52.67 Кб (Скачать файл)

-     защита конституционного строя,  которая реализуется как специальными  органами (Конституционным судом), так  и непосредственно народом, путем  осуществления права на сопротивление  любой попытке насильственного  изменения или устранения существующего  конституционного строя.     

2.2 Экономическая функция

Эта функция  государства сильно изменилась в  ходе исторического существования  государства от полного невмешательства  в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

В современных  условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные  связи, демократическое государство  не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и  проводит экономическую политику, которая  строится на принципах свободного рынка  и свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую  политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

В условиях развитых рыночных отношений, свободы  предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции  экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство  государства имеет определенные пределы:

-     выработке экономической политики;

-     управлению предприятиями и организациями,  составляющими государственную  собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т.д.;

-     установлению правовых основ  рынка и ценовой политики, в  частности, стимулированию государственными  средствами предпринимательства  и свободного труда, обеспечения  равноправия всех форм собственности,  правовой защите собственника, принятию  мер для пресечения монополизма  и недобросовестной конкуренции,  охране прав потребителя и  пр.;

-     регулированию внешнеэкономических  отношений государства

В периоды  экономических кризисов, состояния  депрессии, на переходных этапах вмешательство  государства в экономику увеличивается. Это характерно, например, для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые  в настоящий момент реализуются  в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного  воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой  массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д. 

Политическая  и экономическая функции выступают  одновременно и как  внешние функции  государства. Так как «внешние функции  есть не что иное, как развитие и продолжение внутренних функций».

      1. Социальная функция

 

Социальная  функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать  равные возможности для всех граждан  в его достижении.

Многие государства  характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Так в Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом”.

В Российской Федерации финансируются федеральные  программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной  систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию.

Поощряются  добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального  обеспечения и благотворительность. Кроме этого в РФ принят ряд  важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например: жертв политических репрессий, малообеспеченных граждан, ветеранов и др.

Таким образом, государство принимает различные  меры для повышения жизненного уровня граждан.

В реализации социальной функции большое место  принадлежит проведению государственной  политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В  указанных сферах социальная функция  осуществляется в форме государственной  поддержки (финансовой,  материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что  касается управления и организации  их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство  государства здесь недопустимо.

Общество  в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу  творческой деятельности. Не может  быть сильного, процветающего государства  без  уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть  воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации  обязан знать законы своего государства  и строго соблюдать их.

Основы  государственной политики в области  образования закреплены, в частности в Законе РФ “Об образовании”, в сфере защиты интересов граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”, в области культуры - в Основах законодательства Российской Федерации о культуре и др.

      1. Экологическая функция

Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция, которая обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность.

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость  современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем  невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации  усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную  эпоху проблемы охраны и рационального  использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и  сельское хозяйство. Охрана природы  выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных  задач.

Деятельность  по охране природы в рамках своей  компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его  органов.

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории”.

Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся  в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных  и водных кодексах.

В основе осуществления  функции лежат следующие принципы:

-     природные богатства подлежат  охране со стороны государства  независимо от того, вовлечены  ли они в хозяйственный оборот  или нет;

-     использование природных богатств  должно быть рациональным, соответствовать  развитию государства;

-     неукоснительное соблюдение природоохранительных  законодательств и строгая ответственность  за его нарушение;

Так, в Кодексе  РСФСР об административных правонарушениях  предусмотрены различные меры наказания  за правонарушения в области охраны окружающей среды.

Проведение  этих принципов обеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на решение  задач, стоящих перед государством в области охраны и рационального  использования природных ресурсов.

Кроме этого, в России действует Закон “Об охране окружающей среды”, которым определены обязательства государства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания.

      1. Налогообложение

Данная  функция обусловлена тем, что  бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Так, в бюджете  Москвы на 1992 год они составили 96, 6 % , в том числе налог на прибыль (52, 7%), подоходный налог с физических лиц (17, 3%), акцизы (косвенные налоги на отдельные виды товаров - 9,6%) и  налог на добавленную стоимость (19,8%). Аналогичные источники доходов  установлены в федеральном бюджете  РФ.

Принят Закон “Об основах  налоговой системы в Российской Федерации”, где регламентируются права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по налогообложению, виды налогов и контроль за взиманием налогов на территории Российской Федерации. Созданная централизованная независимая Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству РФ, которая контролирует правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.

      1. Защита прав и свобод граждан

Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству возвел в  ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечения  законности и правопорядка.

Это функция  государственной деятельности проявляется  в обеспечении государством общественного  и правового порядка, защите и  охране прав и интересов граждан  и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего  мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

Эта функция  также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

Под общественным порядком понимается система общественных отношений, регулируемых нормами правового  и неправового характера (нормами  морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)

Общественный  порядок в более узком, специальном  смысле представляет собой систему  общественных отношений, которые складываются главным образом в общественных местах и по своему обеспечивают свободу  и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для  труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций.

Общественный  порядок охраняется государственными органами, общественными организациями  и гражданами. Особая роль в обеспечении  общественного порядка принадлежит  органам внутренних дел, милиции.

За все  виды правонарушений посягающие на общественный порядок установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется  Конституцией Российской Федерации  и другими нормативно-правовыми  актами.

Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации  пункт 1 сказано, что “В Российской Федерации признаются и  гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общеуказанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.” Основные принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64 Конституции Российской Федерации

В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь  имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно  с другими лицами. Право частной  собственности охраняется законом.

Таким образом, любое посягательство на частную  собственность граждан, их имущество, а также и на государственное  имущество влечет за собой административные и уголовные наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные внешние функции

 

    1. Функции обороны

Данная  функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она  нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности  государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

Согласно  Конституции Российской Федерации  “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской  Федерации. Гражданин Российской Федерации  несет военную службу в соответствии с федеральным законом”.

Информация о работе Государство, функции, признаки