Государственная политика Российской Федерации в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ особенностей современной политики российского государства в контексте модернизации системы образования. Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
– выявить главные проблемы образования в России, возможные пути их преодоления;
– сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;
– проанализировать мероприятия, составляющие программу реформирования системы образования, и их ожидаемые результаты.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Cущность, структура и социальное предназначение государственной образовательной политики 5
1.1. Институт образования: структура и социальные функции 5
1.2. Принципы государственной политики в области образования 9
Глава 2. Современные направления государственной политики в сфере образования 13
2.1. Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения 13
2.2. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» как путь к совершенствованию общества 21
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования государственной политики в сфере образования 28
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

гос и образование.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

1. «Предшкольное образование» (1 год).

2. Начальная школа (4 года).

3. Основная школа (5 лет).

4. Профильная школа, лицей, гимназия (2 года).

В течение всего периода организации  обучения в общеобразовательной  школе учащимся должны предоставляться  услуги дополнительного образования.

4. Повышение инвестиционной привлекательности  сферы образования. В целях повышения инвестиционной привлекательности сферы образования необходимо:

1. Создать путем увеличения разнообразия  организационно-правовых форм условия для роста экономической самостоятельности образовательных учреждений и повышения их ответственности за конечные результаты деятельности. Помимо бюджетных учреждений предполагается использование таких организационно-правовых форм как автономные учреждения (АУ) и государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации (Г(М)АНО). Выполнение данной задачи позволит создать базовые условия для повышения эффективности и прозрачности финансирования сферы образования.

2. Повысить качество кадрового  корпуса системы образования. Следует разработать и ввести в действие эффективные механизмы отраслевой системы оплаты труда педагогических работников. Важным элементом роста качества кадрового корпуса должна стать модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования. Необходимо создать условия для развития менеджерского слоя в системе образования, повысить квалификацию и переподготовить действующий управленческий персонал среднего звена.

3. Создать условия для развития общественных институтов участия в управлении образованием. Распространение практики деятельности попечительских, наблюдательных и управляющих советов позволит повысить контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, что, в свою очередь, будет способствовать снижению инвестиционных рисков при инвестировании в образовательную сферу. Необходимо отработать перечень полномочий деятельности институтов общественного участия в управлении образованием.

4. Обеспечить большую прозрачность  процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями. Необходимо осуществить разработку и создать условия для распространения механизмов и форм публичной отчетности о работе учебных заведений всех уровней образования, развивать независимые формы контроля (аудита) их деятельности. Это позволит привлечь внимание общественности к деятельности, как отдельных образовательных учреждений, так и системы образования в целом.

Кроме указанных выше механизмов, значительную роль в развитии системы  образования играет решение следующих задач.

1. Дальнейшая информатизация системы  образования, создание условий  для наращивания информационно-технологической  базы образовательных учреждений, роста числа образовательных  учреждений, имеющих выход в Интернет, повышения информационных компетенций работников образования, развития современных методов обучения на базе информационных технологий.

2. Оснащение современным научным  оборудованием высших учебных  заведений через центры коллективного  пользования совместно с Российской академией наук.

3. Развитие косвенных финансово-экономических  механизмов государственной поддержки  высших учебных заведений - предоставление  налоговых и иных преференций. 

4. Создание институциональных механизмов  совершенствования системы оказания  образовательных услуг на территории России для иностранных учащихся, в первую очередь из стран СНГ и Балтии.

5. Создание современной системы  мониторинга и статистики образования  в соответствии с международными  стандартами.

6. Развитие современных форм  ученического, студенческого самоуправления как особой формы инициативной, инновационной, самостоятельной, ответственной деятельности учащихся и студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности учащейся молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.

7. Особую роль при решении  вопросов развития специального  образования, защиты прав детей-сирот,  детей с ограниченными возможностями  здоровья и других категорий,  нуждающихся в социально-правовой  поддержке, должны сыграть попечительские советы, включающие представителей общественности, органов власти и бизнес-сообщества, региональные и муниципальные советы родительской общественности.

8. Создание отраслевой пенсионной  системы работников образования  и совершенствование системы пенсионного обеспечения различных категорий педагогических работников.

Реализация приоритетных направлений  развития системы образования Российской Федерации на основе стратегического  партнерства государства, общества и бизнеса позволит создать условия  для эффективного включения образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

 

Заключение

 

Трудно спорить с тем утверждением, что в российском образовании многое надо менять. Однако делать это следует не только в содержательной, но и в организационной части. И приступать к работе в каждом конкретном случае следует не спонтанно, а обдуманно и планомерно.

Скажем, в условиях мирового экономического кризиса остро встала проблема финансирования отечественного образования. Хотя, следует  признать, даже одномоментное реальное увеличение данного финансирования в несколько раз не способно значительно  поднять престиж профессии до прежнего, советского уровня.

Не произойдет и резкого притока  в педагогику молодежи. Здесь необходим  комплексный подход к решению  вопроса, от хорошей зарплаты до обеспечения  жильем и достойной пенсией.

Реформы российской школы будут  бессмысленны, если не окажутся направлены на достижение определенных целей. К примеру, на реализацию конституционного права граждан на качественное образование (независимо от места проживания), гарантированность общедоступного и бесплатного школьного образования, кардинальное улучшение финансирования сферы и т.д. В противном случае реформирование нецелесообразно.

В целом, по результатам проведенного исследования, сделаны следующие  выводы:

– в Российской Федерации создана отвечающая требованиям современности нормативно-правовая база для области образования; в ее основе лежат гарантии, закрепленные Конституцией РФ;

– принципы государственной политики в области образования (в том числе регламентируемые федеральной программой развития образования) являются базовыми как при подготовке ведомственных законодательных актов, так и для непосредственной деятельности каждого учебного заведения;

– необходимость реформирования структуры и содержания образования обусловлены развитием науки и связанных с ней технологий производства; основными направлениями последней реформы российского образования являются демократизация системы обучения и воспитания, гуманитаризация и гуманизация, а также компьютеризация процесса образования;

– реформирование образования обрело статус государственной политики, поскольку государство декларирует, что будущее страны определяет уровень образования, существующий в ней.

В основу государственной политики развития системы высшего образования  в России должны быть положены следующие  основания: разработка эффективных механизмов включения российских вузов в мировую образовательную среду (заключение договоров об академических обменах, субсидирование академической мобильности); повышение качества и уровня жизни всех участников образовательного процесса в российских вузах; недостаточный уровень квалификации профессорско-преподавательского состава; необходимость оптимизации уровня затрат на обучение для студентов, обучающихся на коммерческой основе, с целью повышения доступности высшего образования.

Проанализировав специфику государственного управления модернизацией системы образования, можно сказать:

1) формируется новая структура  высшей школы (создаются вузы  нового образца: федеральные и  научно-исследовательские университеты);

2) усилилась конкурентная составляющая образования;

3) используются новые подходы  к диверсификации финансирования  вузов; 

4) стимулируется процесс интеграции  высшего образования с государственным  и частным сектором экономики; 

5) возвращается международное признание  российского образования; 

6) растет уровень оплаты труда  профессорско-преподавательского состава; 

7) повышаются расходы на финансирование высшей школы.

 

Список используемой литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. – СПб., 2003.
  2. Федеральный закон об образовании от 10.07.1992 г. №3226-1 (ред. от 07.08.2000 г. с изменениями).
  3. Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 123-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений» <http://nalog.consultant.ru/doc49501.html>.
  4. Арбузян Н.Н. Герменевтика современной образовательной политики //Власть. – 2009. – № 1. – С. 101-104.
  5. Винницкий Н.Р. Гендерные и стратегические аспекты образовательной политики США //Правовая политика и правовая жизнь. – 2009. – № 1. – С. 79-85.
  6. Денисенкова Н.Н. Приоритетные направления государственной политики в сфере высшего образования США //Вестник РУДН: Серия «Политология».– 2009. – № 3. – С. 45-49.
  7. Денисенкова Н.Н. Гендерный паритет в образовании и его влияние на развитие экономики //Национальная экономика как социотехническая система: сборник научных трудов /под ред. Т.М. Степанян, сост. Л.А. Шведов. – М.: МАКС Пресс, 2006.–С. 121-124.
  8. Еременко Н.Н. Эволюция гендерных исследований в системе образования США //Конкурентоспособность национальной экономики: индустриальные основы и факторы: монография /под ред. Т.М. Степанян. – М.: МАКС Пресс, 2007. – С. 224-230.
  9. Кузьминов Я.И. Сфера образования // Коммерсантъ ВЛАСТЬ.  2007, 1 октября. С. 24
  10. Никоненко Т.Р. Нужна ли России образовательная политика? //Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета: материалы 8 Международной научно-практической конференции /под ред. А.Г. Егорова, В.А. Сонина, Т.В. Богданова и др. – Смоленск: СмолГУ, 2012. – Ч. 1. – С. 124-129.
  11. Моисеенко П.П. Образовательная политика в России: гендерный аспект //Спорт. Олимпизм. Гуманизм: межвузовский сб. научн. тр. /под ред. Г.Н. Греца, К.Н. Ефременкова, А.И. Павлова и др. – Смоленск: СГАФКСТ, СОА, 2009. – Вып. 8. – С. 48-51.
  12. Наумов Н.И. Образовательная политика России в современных условиях //Хозяйственные системы в современном мире. Организационно-управленческие и институциональные аспекты. Монография /под ред. Т.М. Степанян – Москва: МАКС ПРЕСС, 2009. – С. 298-304.
  13. Петров Т.Р. Образовательная политика США: гендерный аспект //Научные труды международной научно-методической конференции «Актуальные проблемы и тенденции развития науки». Выпуск 2. – Смоленск: ООО «Маджента», 2009. – С. 106-112.
  14. Смакотин А.С., Сорвиров Б.В., Четвериков В.М. Образовательные инновации в зарубежных странах и опыт России. М.: Интеграция, 2012. С. 23-38
  15. Смолин О.Н. Образование для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство.  М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 17, 123-124
  16. Солдаткин В.И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты: автореф. дис. … д-ра полит. наук.  М., 2000. С. 28.
  17. Материалы круглого стола «Проблемы и перспективы развития электронного образования в России» (Стенограмма).  М., 2004.  С. 4.

18. Чукавина Е.С. Механизмы обеспечения политического лидерства женщин в    современной России и Германии: автореф. дис. … канд. полит. наук.  М., 2011. С. 12, 21.ской на 18%. Цена на нефть и нефтепродукты также эквивалентна показателям США

1 Солдаткин В.И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты: автореф. дис. … д-ра полит. наук. М., 2011. С. 28.

2 Материалы круглого стола «Проблемы и перспективы развития электронного образования в России» (Стенограмма).  М., 2004. С. 4.

3 Петров Т.Р. Образовательная политика США: гендерный аспект //Научные труды международной научно-методической конференции «Актуальные проблемы и тенденции развития науки». Выпуск 2. – Смоленск: ООО «Маджента», 2009. – С. 106-112.

 

4 Арбузян Н.Н. Герменевтика современной образовательной политики //Власть. – 2009. – № 1. – С. 101-104.

 

5 Наумов Н.И. Образовательная политика России в современных условиях //Хозяйственные системы в современном мире. Организационно-управленческие и институциональные аспекты. Монография /под ред. Т.М. Степанян – Москва: МАКС ПРЕСС, 2009. – С. 298-304.

6 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. – СПб., 2003.

7 Закон об образовании от 10.07.1992 г. №3226-1 (ред. от 07.08.2000 г. с изменениями от 30.12.2001 г.).

8 Моисеенко П.П. Образовательная политика в России: гендерный аспект //Спорт. Олимпизм. Гуманизм: межвузовский сб. научн. тр. /под ред. Г.Н. Греца, К.Н. Ефременкова, А.И. Павлова и др. – Смоленск: СГАФКСТ, СОА, 2009. – Вып. 8. – С. 48-51.

9 Национальный проект «Образование»

 

10 Национальный проект «Образование»

11 Кузьминов Я.И. Сфера образования // Коммерсантъ ВЛАСТЬ. 2007, 1 октября. С. 24.

12 Денисенкова Н.Н. Приоритетные направления государственной политики в сфере высшего образования США //Вестник РУДН: Серия «Политология».– 2009. – № 3. – С. 45-49.

13 Смакотин А.С., Сорвиров Б.В., Четвериков В.М. Образовательные инновации в зарубежных странах и опыт России. М.: Интеграция, 2012. С. 23-38

14 18. Чукавина Е.С. Механизмы обеспечения политического лидерства женщин в    современной России и Германии: автореф. дис. … канд. полит. наук.  М., 2011. С. 12, 21.

 

15 Никоненко Т.Р. Нужна ли России образовательная политика? //Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета: материалы 8 Международной научно-практической конференции /под ред. А.Г. Егорова, В.А. Сонина, Т.В. Богданова и др. – Смоленск: СмолГУ, 2012. – Ч. 1. – С. 124-129.

16 Кузьминов Я.И. Сфера образования // Коммерсантъ ВЛАСТЬ.  2007, 1 октября. С. 24

17 Наумов Н.И. Образовательная политика России в современных условиях //Хозяйственные системы в современном мире. Организационно-управленческие и институциональные аспекты. Монография /под ред. Т.М. Степанян – Москва: МАКС ПРЕСС, 2009. – С. 298-304.

Информация о работе Государственная политика Российской Федерации в сфере образования