Государственная политика Российской Федерации в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ особенностей современной политики российского государства в контексте модернизации системы образования. Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
– выявить главные проблемы образования в России, возможные пути их преодоления;
– сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;
– проанализировать мероприятия, составляющие программу реформирования системы образования, и их ожидаемые результаты.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Cущность, структура и социальное предназначение государственной образовательной политики 5
1.1. Институт образования: структура и социальные функции 5
1.2. Принципы государственной политики в области образования 9
Глава 2. Современные направления государственной политики в сфере образования 13
2.1. Приоритетный национальный проект «Образование»: цели и задачи, проблемы и пути их решения 13
2.2. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» как путь к совершенствованию общества 21
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования государственной политики в сфере образования 28
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

гос и образование.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

В целом же достигается глобальная модернизация региональных систем образования, обеспечивающая условия для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

В свете этого, целями приоритетного национального проекта «Образование» видятся:

– ускорение модернизации российского образования;

– обеспечение успешности комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны;

– создание условий для достижения современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям;

– содействие становлению институтов гражданского общества.

В ряду задач социально-экономического развития отраслей социально-культурной сферы, которые поставило перед собой государство, предполагается продолжение реструктуризации сети образовательных учреждений, в частности:

– оптимизация сети малокомплектных сельских школ;

– создание университетских комплексов, реализующих программы различных уровней профессионального образования, научно-исследовательские, производственные и другие задачи;

– адресная система стипендиального обеспечения студентов (социальные и академические стипендии);

– нормативно-подушевой принцип бюджетного финансирования учреждений образования;

– финансирование высшего образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов, реализуемого на конкурсной основе;

– повышение прозрачности финансовых потоков, направляемых в учреждения образования, путем создания попечительских советов, публичной отчетности образовательных учреждений.

Основные мероприятия нацпроекта «Образование» направлены на решение  следующих задач:

– реализация равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

– формирование экономических механизмов развития системы образования;

– разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;

– функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий;

– соответствие образования современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;

– разработка информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;

– совершенствование материально-технической базы, энергосберегающих технологий10.

Однозначно, незыблемыми остаются две основные позиции государственной политики в области образования:

1) образование  (и школьное, и высшее) в основном остается бесплатным, при известной доле платного;

2) образование  должно строиться на единых  стандартах, принципах системности и фундаментальности.

Отметим, что, согласно международным профессиональным стандартам, педагог должен иметь  определенный набор различных технологических базовых и сопутствующих компетенций, способностей, требующихся для выполнения конкретной работы.

Базовые технологические  компетенции в данном случае отражаются в государственных образовательных  стандартах и квалификационных требованиях. Они объединяют знания и навыки, требующиеся для реализации профессиональной деятельности и должностных обязанностей.

Сопутствующие компетенции являются дополнительными и индивидуальными. Это потенциал личности, опыт, который позволяет педагогу быть успешным в профессиональной деятельности.

Говоря  о содержательной стороне российского  образования, надо упомянуть об эволюции образовательных программ. В целом  их реформы сегодня вызываются изменениями  в экономике и социальной сфере.

Новые программы предусматривают:

– приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;

– приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной деятельности;

– приобретение опыта творческого труда, делающего личность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.

Здесь стоит  отметить, что изменение требований непосредственно к педагогам привело к новому пониманию содержания их профессиональной переподготовки. В него входят не только профессиональные знания и умения, но и такие важные качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, умение учиться самим, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность. Сформулированный подход составляет основу организации личностно-ориентированного образования.

Развитие  науки и связанных с ней  технологий производства потребовало реформирования и структуры, и содержания образования. Среди основных направлений данной реформы можно выделить демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования, его компьютеризацию.

Она определяется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством соответствующих нормативных документов Правительства, общегосударственных и международных программ, международных актов (договоров, соглашений и т.п.), а также путем вовлечения в процесс ее реализации всех заинтересованных слоев общества (учащихся, их родителей, работников образовательных учреждений, работодателей), а также средств массовой информации, общественных и профессиональных ассоциаций, союзов и других влиятельных сил общества.

Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить все необходимые предпосылки для расширения участия общества в развитии системы образования, формирования гражданского заказа на условия реализации образовательных прав, осуществления контроля исполнения законодательства об образовании, реализации государственных образовательных стандартов, распределения ответственности за деятельность всех участников правоотношений в этой сфере.

Можно сделать следующие выводы:

1. Совершенствование системы образования,  являясь одним из принципов государственной политики, входит в число наиболее актуальных задач для современного общества.

2. С учетом всех путей возможного  реформирования системы образования  в Российской Федерации, в его  границах сохраняются основополагающие  гарантии, декларируемые Конституцией РФ.

3. В условиях демократизации  общества образование приобретает  все более гуманистический характер. На передний план в реализации  приоритетного национального проекта  «Образование» выходит задача  формирования социально активной, гармонично развитой личности.

4. Изменение требований к системе  образования в целом предполагает  профессиональное совершенствование  педагогических кадров, раскрытие  их личностного и творческого  потенциала.

5. Одним из основных принципов  функционирования системы образования сегодня является его интернационализация в сочетании с сохранением культурной самобытности.

6. В числе главных целей реформирования  системы отечественного образования  ведущее место занимает достижение  его реальной доступности для  всех граждан РФ, соблюдение в данной социальной сфере принципа равноправия.

7. Главным результатом реализации  приоритетного национального проекта  «Образование» должно стать достижение  современного качества образования,  соответствующего социально-экономическим  запросам общества.

    1. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» как путь к совершенствованию общества

 

Основными направлениями современной  образовательной политики в России являются: сохранение сложившихся и отвечающих потребностям государственного разнообразия национальных систем образования, их социокультурных и ментальных основ; совершенствование правовых, законодательных основ сферы образования и образовательной деятельности; гуманизация и гуманитаризация системы образования, ориентация ее на потребности всестороннего развития личности; развитие демократических, общественных основ системы образования, укрепления ее самодеятельных начал; научное обеспечение образовательной деятельности, укрепление связи науки и образования; осуществление тесного сотрудничества национальных школ и системы образования, взаимообогащение их опытом образовательной деятельности.

В настоящее время образование  в России сталкивается со следующими проблемами: в рамках дошкольного образования медленно реализуются меры постепенного перехода к долевому финансированию дошкольных образовательных учреждений и передачи их в ведение субъектов Федерации; низкий уровень оплаты труда работников образования, составляющий 60-70% от средней зарплаты по России; затруднено государственное развитие среднего образования, в результате чего контроль над эффективностью нововведений в деятельности школ пока не передан местным неправительственным организациям; разрушается государственная система профессионального образования; система управления высшей школой неэффективна, и, как следствие, в высшем образовании увеличилось перепроизводство специалистов. В вузы поступает большая часть молодежи, и получается, что массовое высшее образование, с одной стороны, компенсирует недостатки среднего образования, с другой – способствует устройству на работу; сокращается исследовательский сектор в высшем образовании.

Наряду с негативными факторами  в политике российского государства в сфере образования намечается ряд тенденций положительного свойства. К ним следует отнести, во-первых, улучшение информационного обеспечения образовательных процессов: рост роли Интернета; обеспеченность библиотек литературой. Во-вторых, увеличение доступности образования. В результате введения ЕГЭ и системы федеральных предметных олимпиад социальный барьер между школой и вузом постепенно снижается. Две трети родителей готовы тратить значительные средства из семейных бюджетов на получение высшего образования для своих детей. (Десять лет назад на это была готова лишь треть семей)11. В-третьих, постепенное увеличение государственных ассигнований на повышение заработной платы учителей и преподавателей.

В целом усилия органов государственной власти и других институтов политической системы по формированию и развитию системы образования в стране составляют сущность образовательной политики.

Отдельные детали реализации приоритетного  национального проекта «Образование» складываются в общую картину, делающую очевидной связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства.

Для страны, ориентирующейся на инновационный путь развития, первоочередной задачей является предоставление системе образования стимула к движению вперед. Общая направленность нацпроекта на оптимизацию обучения и воспитания подрастающего поколения предполагает важнейшим элементом здоровье сбережение и оздоровление детей и подростков. В свете этого, значительное внимание уделяется проблемам совершенствования организации питания в общеобразовательных учреждениях.

Кроме того, в проекте «Образование»  предусмотрено стимулирование общеобразовательных  учреждений, применяющих инновационные методы обучения. Однако многие школы не смогли принять участие в конкурсе по внедрению инновационных образовательных программ из-за несоответствия его требованиям устаревшей учебной и материально-технической базы. Остро встал вопрос создания программы развития «слабых» школ, чтобы все дети имели равные возможности получения качественного образования.

К реализации данной задачи ведут  несколько взаимодополняющих подходов.

Первый из них – выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует регионы и отдельные учреждения, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших педагогов, талантливую молодежь. Все это способствует распространению и широкому внедрению передового опыта, поддержке наиболее эффективных и востребованных образовательных практик.

Во-вторых, ряд направлений проекта  нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения  образования. Речь идет об обеспечении  для всех школ высокоскоростного  доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставке учебного оборудования и школьных автобусов, организации образования для военнослужащих.

В-третьих, проект предусматривает  внедрение новых управленческих механизмов. С целью сделать образовательную  систему более «прозрачной» и восприимчивой к запросам общества в школах создаются попечительские и управляющие советы, к управлению образованием привлекаются общественные организации (советы ректоров, профсоюзы и т.д.). Реализацию всего этого обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, оговоренные как обязательные в отношении большинства мероприятий нацпроекта.

Наконец, приоритетный национальный проект «Образование» ставит целью  изменить механизм финансирования образовательных  учреждений.

Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики.

Говоря о содержательной стороне  российского образования, надо упомянуть  об эволюции образовательных программ. В целом их реформы сегодня вызываются изменениями в экономике и социальной сфере.

Новые программы предусматривают:

– приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориентации на одну из областей будущей практической деятельности;

Информация о работе Государственная политика Российской Федерации в сфере образования