Государственная миграционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Миграция населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов/

Файлы: 1 файл

машина курсовая 2.docx

— 27.87 Кб (Скачать файл)

. Общие положения

 

Государственная миграционная политика Российской Федерации содействует  устойчивому росту экономики, социальному  и демографическому развитию, защите национальных и геополитических  интересов Российской Федерации.

 

Концепция государственной  миграционной политики Российской Федерации (далее – «Концепция») определяет роль и место государственной  миграционной политики в социально-экономическом  развитии Российской Федерации.

 

Концепция:

 

определяет цели, принципы, задачи, основные направления, механизмы  и этапы реализации государственной  миграционной политики Российской Федерации  на период до 2025 года;

 

разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепцией демографической  политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и  другими федеральными документами  стратегического планирования.

 

соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, а также обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных  договоров в сфере миграции;

 

учитывает отечественный  и международный опыт в сфере  управления миграционными процессами.

 

Концепция является основой  для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и бизнес-структур при решении задач в области миграции населения.

 

 

 

 

 

2. Условия формирования  и реализации государственной  миграционной политики Российской  Федерации

 

Разработка новой Концепции  диктуется необходимостью обозначения  стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами демографического, экономического и социального развития России, а  также общемировыми тенденциями  глобализации. Концепция должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции, и снижению социокультурных, экономических и  политических рисков, связанных с  притоком мигрантов.

 

Согласно всем известным  вариантам демографических прогнозов, в ближайшие 15 лет процессы депопуляции  и старения населения России при  отсутствии миграционного прироста заметно усилятся. Естественная убыль  за это время составит несколько  миллионов  человек. Продолжится  быстрое сокращение населения в  стратегически значимых регионах Дальнего Востока и Сибири. В этих условиях привлечение мигрантов на постоянное место жительства в Россию становится важным источником восполнения численности  населения страны.

 

Численность населения в  трудоспособных возрастах уменьшится за период 2011-2025 гг. не менее чем на 10 млн. человек, а в структуре экономически активного населения будет расти  доля старших возрастов. Резервы  повышения уровня экономической  активности в молодых и старших  возрастах практически исчерпаны. Связанные с этим изменения повлекут за собой многочисленные социально-экономические  последствия, включая усиление дефицита рабочей силы, в том числе, ее квалифицированной  части; обострение структурных диспропорций на рынках труда; рост иждивенческой  нагрузки на сокращающееся экономически активное население; обострение проблем  здравоохранения, социального и  пенсионного обеспечения.

 

Все это отрицательно скажется на темпах роста экономики и благосостояния россиян, скорости перехода российской экономики на инновационный путь развития и тем самым на конкурентоспособности  страны в целом и ее месте в  глобальном мире.

 

В рассматриваемой перспективе  эти негативные тенденции могут  быть лишь частично смягчены в результате технологической модернизации, роста  производительности труда, а также  повышения внутренней миграционной мобильности российского населения. В таких условиях необходимость  привлечения работников разного  уровня квалификации и профессиональной подготовки из других стран для поддержания поступательного развития российской экономики практически не имеет альтернативы.

 

В условиях глобализации миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого  капитала, обеспечивающего экономический  рост и благосостояние в принимающих  странах. Не случайно, что конкуренция  за таких работников  становится глобальной тенденцией. Проигрыш в  ней  чреват для страны значительными  потерями. Отсюда одна из стратегических задач – создание условий и  механизмов для привлечения высококвалифицированных  специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов и, прежде всего, на долгосрочной основе.

 

Ставя задачу привлечения  в страну значительного количества мигрантов для восполнения населения, рабочей силы  и развития инновационного потенциала, необходимо учитывать, что  миграционные ресурсы государств-участников СНГ, ориентированные на Россию, в  перспективе будут уменьшаться. Этими возможностями следует  воспользоваться, пока они не закрылись.

 

Важными элементами миграционной политики является создание систем адаптации  и интеграции мигрантов, защиты их прав и свобод, решения их социальных проблем. Крайне актуальным является урегулирование правового статуса определенных групп мигрантов. Кроме того, требуется  содействие в  обустройстве вынужденных  переселенцев, совершенствование процедуры  предоставлении статуса беженца  и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам.

 

 

 

 

 

3. Цели, принципы, задачи и  основные направления государственной  миграционной политики Российской  Федерации

 

Цели государственной  миграционной политики Российской Федерации:

 

стабилизация и увеличение численности постоянного населения  страны;

 

обеспечение потребности  экономики в рабочей силе;

 

содействие модернизации, инновационному развитию и повышению  конкурентоспособности отечественной  экономики;

 

обеспечение национальной безопасности и геополитических интересов  Российской Федерации.

 

 

 

Принципы государственной  миграционной политики:

 

обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

 

недопустимость любых  форм дискриминации;

 

соблюдение норм национального  и международного права;

 

сочетание интересов личности, общества и государства;

 

взаимодействие органов  государственной власти, местного самоуправления и гражданского общества;

 

защита национального  рынка труда;

 

дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков;

 

учет особенностей регионального  развития;

 

открытость и доступность  информации о миграционных процессах  и принимаемых решениях в области  государственной миграционной политики;

 

научная обоснованность принимаемых  решений.

 

 

 

Задачи государственной  миграционной политики:

 

расширение возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство;

 

разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования  иностранной рабочей силы;

 

содействие повышению  территориальной мобильности населения  Российской Федерации;

 

содействие образовательной  миграции;

 

содействие академической  мобильности;

 

выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных  мигрантов;

 

содействие адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию взаимной толерантности между мигрантами и местным населением;

 

противодействие незаконной миграции.

 

 

 

Основные направления  государственной миграционной политики

 

В области расширения возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство

 

 

 

содействие переселению  на постоянное место жительства квалифицированных  специалистов, а также иных работников, востребованных на российском рынке  труда;

 

разработка программ стимулирования миграции в Российскую Федерацию  предпринимателей и инвесторов;

 

упрощение правил переселения  в Российскую Федерацию в целях  воссоединения семей;

 

содействие добровольному  переселению в Российскую Федерацию  соотечественников, проживающих за рубежом;

 

реформирование института  разрешения на временное проживание, совершенствование процедур получения  вида на жительство и натурализации;

 

обеспечение доступа иммигрантов  к социальным, медицинским и образовательным  услугам.

 

 

 

В области разработки дифференцированных механизмов привлечения и использования  иностранной рабочей силы

 

совершенствование механизмов оценки потребности в иностранной  рабочей силе, отказ от механизма  квотирования привлечения иностранных  работников;

 

введение дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих  использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности, в том числе:

 

формирование конкурентоспособных  программ привлечения в страну высококвалифицированных  специалистов, а также квалифицированных  работников по профессиям, востребованным на российском рынке труда,

 

развитие программ организованного  набора иностранных работников в  странах исхода,

 

развитие программ сезонной миграции работников и каникулярной трудовой миграции иностранных студентов

 

развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции на базе сотрудничества государственных, частных  и общественных организаций;

 

разработка мер, направленных на стимулирование иностранных работников к получению статуса проживающих  в Российской Федерации;

 

упрощение въезда и пребывания для иностранных граждан, прибывающих  в Российскую Федерацию в деловых  целях.

 

упрощение въезда и снятие ограничений для осуществления  трудовой деятельности и обучения членов семей иностранных работников, имеющих  долгосрочные трудовые контракты.

 

 

 

В области содействия пространственной мобильности населения Российской Федерации

 

обеспечение доступа граждан  к социальным и иным видам услуг  по месту фактического проживания;

 

развитие разных форм временной  пространственной мобильности;

 

содействие локальной  пространственной мобильности, прежде всего вблизи городских агломераций;

 

содействие развитию городских  агломераций в регионах восточной  части страны и преодоление транспортной оторванности проживающего в них  населения от остальной территории России;

 

содействие переселению  избыточного населения из регионов с тяжелыми природно-климатическими условиями.

 

 

 

В области образовательной  миграции в Российскую Федерацию:

 

создание условий для  поступления в российские образовательные  учреждения на разные уровни подготовки для российских и иностранных  абитуриентов, вне зависимости от гражданства и места проживания;

 

расширение контингента  студентов в российских вузах  и учреждениях среднего профессионального  образования из числа иностранных  граждан, преимущественно граждан  государств-участников СНГ;

 

предоставление иностранным  студентам, обучающимся в России, права заниматься трудовой деятельностью  в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам;

 

разрешение иностранным  студентам, завершившим обучение, без  каких- либо ограничений работать по полученной специальности;

 

обеспечение преференций  в получении вида на жительство выпускникам  российских вузов из числа иностранных  граждан;

 

упрощение миграционного  учета иностранных граждан, обучающихся  в образовательных учреждениях  Российской Федерации;

 

экспорт российских образовательных  программ в страны-источники массовой миграции.

 

 

 

В области поддержки академической  мобильности

 

содействие мобильности  специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической  работой в образовательных и  научных организациях;

 

организационное, информационное и финансовое содействие научным  и образовательным организациям в реализации программ международной  академической мобильности и  в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов.

 

 

 

В области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных  мигрантов:

 

создание благоприятных  условий для социально-экономической  интеграции, реализация их конституционных  прав и свобод человека и гражданина;

 

выполнение государственных  обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденного переселенца, и лиц, лишившихся жилья в результате вооруженных конфликтов на территории России;

 

совершенствование системы  предоставления убежища;

 

создание региональных и  межрегиональных систем обмена информацией  о возможностях обустройства вынужденных  мигрантов;

 

оказание помощи в процессе добровольного возвращения беженцев и лиц, получивших убежище, претендентов на соответствующий статус в страны их прежнего проживания, а также  в третьи страны;

 

предоставление вынужденным  мигрантам полной и объективной  информации о ситуации в странах  и регионах их прежнего проживания, обеспечение их безопасности при  добровольном возвращении в места  прежнего проживания.

Информация о работе Государственная миграционная политика