Функции политической элиты и ее качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 16:33, сочинение

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.
Определение власти, понятие, ее сущность и характер имеют большое значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции. Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей.

Файлы: 1 файл

Понятие политическая власть.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

Финансовый университет при  Правительстве Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

Эссе  по политологии

на тему: 

Функции политической элиты  и ее качества

 

 

 

 

Выполнил:

Федин А.В.

ФМ1-5

 Руководитель:

Матвеев О.В.

 

 

 

 

 

Москва, 2013

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики.

Определение власти, понятие, ее сущность и характер имеют большое значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Первые попытки разобраться  в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции. Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей.

Политическая власть – это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть – это определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть  мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

Разработка понятия  политической власти предполагает выбор  исследователем способов интерпретации феномена политической власти, что, в свою очередь, связано с предпочтением тех или иных подходов к осмыслению базовых черт, хронотопа (пространственно-временного бытия), источников и ресурсов политической власти.

В классической политической философии  в соответствии с установкой монизма1, как правило, выделяется одна главенствующая черта политической власти и рассматривается один, универсальный источник или принцип ее бытия. Известный политический философ ХХ века Александр Кожев при анализе интерпретаций понятия власти в рамках монистического подхода выделяет четыре теории власти, сущностно различные и несводимые друг к другу:

1) Теологическая или теократическая теория: изначальная и абсолютная Власть принадлежит Богу; все прочие власти (относительные) из нее выводятся. (Эта теория разрабатывалась прежде всего схоластами, но ее придерживаются также сторонники «легитимной» или наследственной монархии).

2) Теория Платона: Власть («правая» или «законная») опирается на «Справедливость». Всякая иная по своему характеру «Власть» есть лишь псевдо-власть, а потому держится только силой (более или менее «грубой»).

3) Теория Аристотеля, в которой Власть обосновывается Мудростью, Знанием, возможностью предвидения, выхода за пределы непосредственно данного.

4) Теория Гегеля, сводящая отношение Власти к отношению Господина и Раба (Победителя и побежденного), из которых первый был готов рисковать своей жизнью ради «признания», тогда как второй предпочел подчинение смерти».2

Согласно Кожеву, «только  последняя теория была совершенным  образом философски разработана – как на уровне феноменологической дескрипции, так и на уровне метафизического и онтологического анализа».3

В политической литературе существует множество трактовок природы  власти.

Методологические подходы  к изучению власти:

  1. Психологический – характеризует власть как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность, заставляющая других людей повиноваться.Чаще всего эта энергия именуется властной волей, или волей к власти. Волевая природа власти наиболее ярко представлена в школе психоанализа. Воля к власти рассматривается здесь как естественное состояние человека. Например, Фрейд и его последователи объясняли стремление Наполеона к власти как следствие бессознательного переживания им своей неполноценности в связи с маленьким ростом. В современных психоаналитических теориях воля к власти объясняется проявлением агрессивности людей.

2) Социологический – власть выступает как социальное отношение, проявляющееся в возможности одних людей проводить свою волю, добиваться своих целей вопреки желанию других, навязывать этой другой стороне определённую линию поведения. Его сторонники переносят акцент с «властной воли» на социальное взаимодействие. Классическое определение власти, с позиций такого подхода, дал Макс Вебер: «Власть – это любая возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чём такая возможность основывается».

На развитие политико-философских  представлений о политической власти большое влияние оказали социологические исследования власти, а также разработки в области теории социального управления.

В современной социологии получили развитие бихевиористский, прагматический, инструменталистский, структурно-функциональный, конфликтологический подходы к осмыслению политической власти. Согласно бихевиористскому подходу политическая власть рассматривается как поведение, способное изменить поведение других людей. С позиции прагматического подхода политическая власть трактуется как реализация стратегических установок на достижение определенных целей. Инструменталистский подход толкует власть как совокупность политических технологий, формирующих отношения соподчинения. Структурно-функциональный подход означает рассмотрение власти в качестве функции взаимодействия структурных элементов политической системы. Конфликтологические исследования определяют политическую власть как деятельность по согласованию интересов социальных сообществ и принятию противоконфликтных решений. С точки зрения теории социального управления политическая власть есть система отношений между управляющими и управляемыми в пространстве вертикальных (иерархических) и горизонтальных (партнерских) связей.

Таким образом, Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания природе власти и механизмах властвования является одной из главных задач политологии.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Кожев А. Понятие власти. М., 2006
  2. http://ru.wikipedia.org
  3. http://www.madipi.ru
  4. http://works.tarefer.ru

1 Монизм — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.

2 См. Кожев А. Понятие Власти. М., 2006. С. 7-8.

3 См. Кожев А. Понятие Власти. М., 2006. С. 8.


Информация о работе Функции политической элиты и ее качества