Достоинства и недостатки демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:27, реферат

Описание работы

Для понимания данной проблемы нужно сначала разобраться в самом термине «демократия». Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. С тех пор содержание этого термина существенно расширилось, и в современных условиях оно имеет различные значения. А. Линкольн определил демократию так: «Правление народа, для народа, посредством народа».

Содержание работы

Оглавление
Введение 3
Сущность демократии 4
Основные формы демократии 7
Достоинства и недостатки демократического политического режима. 9
Проблемы становления демократии в современной России 14
Заключение 17
Список используемой литературы: 18

Файлы: 1 файл

демократия.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

    2) Во – вторых, необходимо помнить,  что реальная демократия не  гарантирует полной свободы и  тем более равенства; 

    3) В – третьих – для основной массы людей практические соображения и материальные интересы были и остаются важнее любых идеалов. Утилитарный подход к обоснованию необходимости демократии считает её полезной обществу по следующим причинам:

    1) Демократия позволяет полноценно выражать и гармонично сочетать разнообразные социальные интересы;

    2) Именно она обеспечивает восприимчивость  общества к новым веяниям в  политической, экономической и культурной  сферах, способствует его ускоренному  развитию;

    3) Позволяет обществу свободно выбирать устраивающих его политиков и политический курс;

    Со  всем этим применительно к развитой современной демократии безусловно, можно согласиться, однако и утилитарный  подход к пониманию демократии содержит в себе определенные недостатки:

    1) Для того, чтобы демократия работала, необходим заинтересованный в  ней разумный и ответственный  индивид, что не всегда бывает, так как люди по своей природе  несовершенны;

    2) Демократическое устройство не  всегда является эффективным  и отвечающим интересам общества, так как слабая и неустойчивая демократия хуже воспринимается обществом, чем сильный и устойчивый авторитарный режим – именно он, зачастую лучше обеспечивает стабильность и гарантирует благосостояние граждан.

    Таким образом, реально полезна для общества только эффективная, устойчивая и работающая демократия. А для того, чтобы она была таковой, необходимо выполнение целого ряда условий. Общими же предпосылками эффективной демократии, по распространенному среди политологов мнению, являются следующие:

    1) Высокий уровень индустриального  и экономического развития страны  в целом – мировой опыт показывает, что демократия и слаборазвитость  несовместимы;

    2) Вторая вытекающая из этого  предпосылка – наличие высокого  уровня благосостояния, т.к. резко  разделенное по имущественному признаку общество будет не стабильно демократичным, а конфликтным и неустойчивым;

    Вполне  очевидна и обратная закономерность. Так, например, по результатам исследований международной организации "Фридом хауз", из 25 наиболее богатых стран мира демократическими не являются только Гонконг и Сингапур. Объясняется все достаточно просто: богатые страны – это стабильные страны, где есть возможность для перераспределения социальных благ в пользу ущемленных групп и сглаживания общественных противоречий.

    3) Высокий уровень урбанизации  (развития городов и городской  среды) – очевидно, что жители  городов больше тяготеют и  лучше приспособлены к демократии, нежели более консервативное  сельское население; 

    4) Развитие массовых коммуникаций – т.е. распространение в обществе радио, газет и телевидения – именно они информируют граждан о политических событиях, делая политику сравнительно открытой и подконтрольной обществу;

    5) Рыночная экономика, основанная  на праве частной собственности  и свободной конкуренции. Общеизвестно: в мировой истории нет примера демократических государств с нерыночной (т.е. планово – государственной) экономикой.

    Объяснение  этого явления достаточно очевидно: именно экономическая конкуренция  препятствует абсолютной концентрации политической и экономической власти в руках узкой группы лиц, гарантирует индивиду гражданские и политические свободы.

    6) Наличие многочисленного и влиятельного  среднего класса – т.е. экономически  самостоятельных (имеющих независимый  от государства источник дохода) и достаточно состоятельных людей, обладающих определенным уровнем дохода, образования и политической культуры. Представители среднего класса в гораздо большей степени, чем богатейшие слои (олигархи) и неимущие (люмпены) заинтересованы в стабильной и устойчивой демократии, т.к. именно она гарантирует политическую стабильность, неприкосновенность индивидуальной свободы и частной собственности;

    7) Наличие определенного уровня  гражданской политической культуры, в которой сознательная и высокая политическая активность личности сочетается с подчинением закону и воле большинства (т.е. демократия – это не только умение и желание бороться за свои права, но и подчинение определенным правилам). Важными признаками такой личности являются развитое правосознание, стремление к социальному согласию и решению спорных вопросов путем нахождения компромисса.

    На  основании всего сказанного можно  сказать, что демократия представляет собой весьма сложный и хрупкий  политический механизм, социальное благо, по – настоящему доступное лишь богатым, стабильным и цивилизованным странам. Путь к ней для большинства остальных неизбежно будет весьма сложным и долговременным. (5,70)

         В теории, когда каждый человек  и каждый голос являли собой  абстрактную, атомную единицу, каждый из этих политических элементов – национальный, провинциальный или местный – также считался абстрактной, мельчайшей единицей. Каждая имела собственную, четко определенную сферу полномочий, свою сферу власти, свои права и обязанности. Но по мере развития индустриализма, когда экономика становилась все более интегрированной, последствия решений, принимавшихся каждой из этих политических единиц, сказывались за пределами их сферы полномочий, и таким образом по необходимости вызывали ответные действия других органов власти. (4,38)

              К середине XX столетия десятки  тысяч, казалось бы, суверенных  и вполне независимых органов  политической власти, разбросанных  по всей планете, оказались  в одной связке благодаря координации  экономики, небывало возросшему объему перевозок, миграции и развитию средств коммуникации, а потому они усилили свою деятельность, побуждая друг друга к активности.

    Политическая  система, возникшая в определенное время, в определенной части земного  шара, в определенных социальных, культурных и политических условиях, считается сегодня единственным носителем (в политической сфере) вечных моральных ценностей – свободы и достоинства человеческой личности. 

    Изучение  политической истории  позволяет сделать  два вывода по проблеме соотношения демократии, с одной стороны, социальной и экономической эффективности системы – с другой.

    1. На различных этапах исторического  развития более жизнеспособными  и эффективными оказываются то  более, то менее демократические  политические системы. Прямой  связи между двумя этими переменными не существует. Так, античные демократии одерживают победу над восточной деспотией персов, однако вслед за этим проигрывают монархии Александра Македонского. Спустя две с половиной тысячи лет в конце 30-х – начале 40-х гг. ХХ в. европейские демократии одна за одной проигрывают войну гитлеровскому тоталитаризму, но спустя несколько десятилетий выигрывают экономическое соревнование у гораздо более жизнеспособных авторитарных режимов в Советском Союзе и Восточной Европе.

    2. Тем не менее, по крайней мере в новое и новейшее время среднестатистически, в крупном историческом масштабе, демократические политические системы оказываются более жизнеспособными, нежели антидемократические.

    Эту ситуацию отражает известная формула  У. Черчилля, согласно которой демократия – это плохая форма управления, но ничего лучшего человечество еще не выдумало. Однако в каждом отдельном случае обществу приходится искать оптимальную меру демократии, тот её уровень, который оно может себе позволить. Иными словами, обществу приходится жить "по средствам", имея столько демократии, сколько оно может себе позволить, чтобы не разрушить основ своей жизни.

      Мировые демократии более уязвимы  для сомнений сегодня, чем они  были несколько десятилетий назад  и это справедливо не только для "новых" демократий Восточной и Центральной Европы. "Социальный контракт", который обещает нам, молодым и старым, благосостояние сейчас, представляется превосходящим финансовые возможности государств.

      Проблема демократии является  одной из наиболее актуальных для современного общества вообще, для России – в частности по целому ряду причин.

    Во-первых, исторический опыт второй половины ХХ в. показал, что страны с демократическими режимами, как правило, добиваются больших  экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными. Это связано с тем, что именно демократия создает наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство. Во-вторых, правительства стран с демократическими режимами обычно совершают меньше ошибок в управлении, не говоря уже о злоупотреблениях властью и преступлениях против личности. Другими словами, демократия – это своеобразный защитный механизм общества от узурпации власти. Не зря говорят: власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Демократия не всегда способна выполнить эту защитную функцию. В условиях кризисов дают сбои и демократические механизмы, однако в развитых странах это все же исключения из правила. В-третьих, для современного человека демократия все более становится самостоятельной ценностью. (7,440)

Проблемы  становления демократии в современной России

     Вопрос  с демократией в современной  России стоит особенно остро. В соответствии с конституцией РФ Российская Федерация  есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нем народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия;  местного самоуправления. К сожалению, содержащиеся в конституции РФ нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда грубо нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее народ на деле все больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей.

     Не  реализуется в полной мере на практике принцип разделения властей. Сегодня  это разделение характеризуется  почти повсеместным господством  исполнительной власти, а также президентской  власти, стоящей над всеми другими  властями. Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции РФ о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, носит в значительной мере формальный характер. Все это говорит о том, что становление в России подлинно демократического государства потребует еще немалого времени и усилий ее народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы.

     Является  ли Россия демократическим государством? С формально-правовой точки зрения, согласно Конституции, является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю. (2,112)

     Однако  в России до сих пор практически  все процессы, начиная от экономики  и заканчивая социальной сферой, замкнуты непосредственным образом на государстве. Это приводит к тому, что жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности властных структур. Преодолеть патерналистский характер государства в России пока не удается. Это приводит к тому, что государственные структуры продолжают выполнять функции не демократического, а дистрибутивного, перераспределительного характера. Поэтому реальная практика деятельности государства в России значительно отличается от той законодательной основы, которая существует как норма.

Это приводит к тому, что многие демократические  понятия, на которые опираются конституционные нормы, являются символами и метафорами, которые в зависимости от ситуации интерпретируются субъектами политического процесса в своих корпоративных интересах. Реформы в России проводятся под руководством нового демократического правительства. Но очевидно, что практически все изменения в настоящее время противоречат интересам широких слоев населения, поскольку в обмен на возможные перспективы в будущем они, в который раз, подвергаются лишениям в настоящем. Политическая машина действует в интересах новой элиты, причем потенциальной, поскольку для страны она еще ничего не сделала, кроме благотворительности и обеспечения населения нет достаточного количества средств. Это означает, что Россия представляет собой иное государство, нежели провозглашенное в Конституции. Сказать какое - трудно, поскольку нет достаточного идеологического осознания реальности.

Но подобное состояние России с неизбежностью  будет приводить к противоречию между формальными правовыми  демократическими основаниями и реальной действительностью. Для России демократия является вызовом вдвойне, поскольку большую часть своей современной истории она осуществляла процессы модернизации в рамках так называемого догоняющего развития, при котором общество выступало в большей степени как пассивный объект модернизации, нежели его настоящий субъект.

Информация о работе Достоинства и недостатки демократии