Деятельность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 11:06, реферат

Описание работы

Понятие «деятельность» наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является основополагающим в психологии. Введение категории деятельности в психологическую науку изменило представление о психическом как специфическом явлении, имеющем статус эпифеномена (сопутствующего, побочного явления). Анализ деятельности и особенностей ее влияния на психику позволил по-иному подойти к исследованию психического. Оно стало рассматриваться и как результат, и как процесс.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.30 Кб (Скачать файл)

Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников, наличие  управляющего и организующего компонента — лидера или руководителя. Совместная деятельность внутренне неоднородна  и подразделяется на подтипы: например на непосредственно-совместную — «деятельность  вместе» и опосредствованно-совместную — «деятельность рядом».

Практикуется также предельно  общее дихотомическое разделение видов  деятельности на внешнюю и внутреннюю. При этом под внешней деятельностью  понимают все виды, типы и процессы деятельности, которые сопровождаются эксплицированными, т.е. объективированными, проявлениями ее исполнительских компонентов  — движениями, действиями, экспрессией, коммуникациями и пр.

Внутренняя деятельность развертывается в интрапсихическом плане, а в качестве ее синонима часто  используется термин «психическая деятельность», что, однако, не вполне корректно. Принято  считать также, что между внешней  и внутренней деятельностями существует генетическая связь, поскольку вторая формируется в процессе онтогенеза на основе первой посредством механизма  интериоризации. При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в  простом перемещении внешней  деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого  сознания.

Сложным является в психологии вопрос о соотношении понятий  «поведение» и «деятельность», Одни исследователи используют эти термины  как синонимы, другие, наоборот, прямо  противопоставляют их друг другу, подчеркивая  при этом выраженный активный характер деятельности и реактивный (как ответ  на воздействие окружающей среды) характер поведения.

В самом общем виде под  поведением понимают извне наблюдаемую  двигательную активность живых существ, вызванную необходимостью адаптироваться во имя выживания и продолжения  вида. В то же время, когда говорят  о поведении человека, всегда подчеркивают его общественный характер и социальную обусловленность. Таким образом, поведение  человека приобретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности.

На уровне общественно-детерминированной  деятельности термин «поведение» обозначает действия человека по отношению к  обществу и другим людям, рассматриваемые  со стороны их регуляции общественными  нормами нравственности и права. Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и выражаются позиция личности и ее моральные убеждения.

Социальная норма —  это модель должного, общезначимое правило поведения, установленное  социальными группами и обществом. С точки зрения соблюдения социальных норм и ценностей выделяют социальное и асоциальное поведение человека. Социальное поведение может быть массовидным, организационным, групповым, ролевым, общественным, альтруистическим, ритуальным, экономическим. потребительским, манипулятивным, конфликтным, ассертивным  и др. Асоциальное поведение подразделяется на девиантное и делинквентное поведение.

Игнорирование существующих социальных норм и социальных ожиданий характеризует девиантное (от лат. deviatio—  отклонение, уклонение) поведение, которое  представляет форму дезорганизации поведения индивида или группы, обнаруживающую несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям  общества. Различные девиации часто  возникают в подростковом возрасте, выражаясь в таких формах, как  ложь, грубость, агрессивность, курение, драки, пропуски школьных занятий, наркомания, алкоголизм, побеги из дома, бродяжничество.

Делинквентное (от лат. delictum — проступок, правонарушение) —  это сознательно осуществляемое поведение, целью которого является уничтожение, изменение, замена норм, принятых данным социальным институтом. Если критерием  девиантного поведения является поступок, то критерием делинквентного поведения — преступление. Делинквентное  поведение связано с нарушением социальной нормы, имеющей жесткие  санкции, т.е. уголовной нормы, и проявляется  в намерении нанести ущерб, вред другому человеку или группе людей.

Деятельность можно разделить  на этапы. Можно выделить в качестве этапов

  • процесс вовлечения в деятельность,
  • процесс целеполагания
  • процесс проектирования действий,
  • процесс осуществления действий,
  • процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно  задачами и целями исследователя. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.

Психологией деятельности активно занимались А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн.

Участники Московского логического кружка и Московского методологического кружка (Г. П. Щедровицкий и другие) разработали системомыследеятельностную методологию (СМД-методологию) — категориальный аппарат для исследований, организации и управления системами мышления и деятельности.

Целеполагание — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами. Часто понимается как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека, или как процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи.

Сервисная деятельность есть форма удовлетворения человеческих потребностей. При этом характер удовлетворения потребностей, модель потребления (совокупность повторяющихся способов и форм удовлетворения потребностей различных социальных групп) определяются структурными факторами  исторически конкретного общества (организационные формы предприятий, отношения собственности, тип распределения  и обмена, механизм выявления и  реализации потребностей социальных слоев  и групп, уровень развития технологий и т.д.). [16]

Сервисная деятельность есть часть экономической деятельности общества. Тем самым определяются отношения людей в процессе обмена услугами на основе соотношения спроса и предложения, необходимость продвижения  услуг, а также поведение потребителей в процессе выбора, приобретения, потребления  услуг в зависимости от материальных ресурсов, имеющихся в распоряжении человека, конкретной сервисной организации, общества в целом.

Рассматривая сервисную  деятельность как специфический  труд, нужно учитывать сложность  труда, требующую специальной подготовки, наличия у субъекта сервисной  деятельности - конструктора, производителя, исполнителя услуги определенных качеств, знаний, умений, навыков и использования  специальных средств, создания условий, образующих среду протекания сервисной  деятельности.

Подходя к сервисной деятельности как области культуры, нужно иметь  в виду ценностные ориентиры и  творческий, нестандартный характер этой деятельности, понятия, установки, условия и особенности, которые  вместе составляют культуру сервиса. [11]

При рассмотрении сервисной  деятельности как среды межличностного общения она предстает как  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемых  потребностями в совместной деятельности на основе моральных норм, принятых в обществе.

Вещи, которые окружают нас  в повседневной жизни, стали настолько  привычными, что мы даже не задумываемся, когда и как они появились, кто их придумал и как они устроены. Истинное предназначение музеев - дать будущим поколениям представление  о том, какими были их предки на этой земле, какие события происходили  много веков назад. Недаром музей (от греч. museion - "храм муз") называют хранилищем человеческой культуры, мудрости и знаний. [1]

История возникновения музеев уходит в глубокую древность. Предшественники  музеев появились, когда общество достигло того этапа развития, на котором  предметы хранятся не только из хозяйственных  соображений, а как документальные свидетельства, как ценности не материальные, а эстетические.

Предшественниками современных  музеев стали хранилища реликвий в храмах. Они появились в античной Греции. В них хранились произведения искусства и культовые предметы. Это были места для созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь  собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, которые  состязались в своем мастерстве. [12]

Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в  домах именитых аристократов, где  веками, из рода в род накапливались  предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском  храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения, которые впоследствии и стали называться музеями. [9]

В XV веке музеи возникали  в связи с великими географическими  открытиями, с развитием науки  и производства, с необходимостью сохранять исторические и культурные ценности. Музейными экспонатами  становились образцы животного  и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические  инструменты.

Первое упоминание об Оружейной  палате Московского Кремля относится  к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным  музеем.

В первой четверти XVIII века Россия победоносно участвовала в Северной войне в Европе. Трофеи войны составили  базу многих частных и государственных  музеев.

Сколько вещей, некогда широко бытовавших, вышли из нашего обихода  и превратились в редкость, раритет. Именно раритетные вещи собираются, хранятся и демонстрируются в самых  разнообразных музеях, расположенных  в столичных, областных и районных городах, поселках, порою даже в небольших  деревеньках. [10]

Музеи бывают исторические, художественные, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, технические, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др. [25]

В дореволюционной России понятия особо ценных музейных объектов (ОЦМО) не существовало. В процессе осознания  культурной ценности предметов, принадлежности их к культурному наследию можно  выделить несколько исторических этапов. Первый из них связан с выделением особой ценности произведений искусства и исторических реликвий по религиозно-мистическим основаниям и помещением их в церкви, соборы, монастыри и их ризницы. Другими основаниями выделения предметов служили их материальная ценность, принадлежность к княжескому, затем царскому обиходу. Княжеские сокровищницы существовали в Киеве, Суздале, Владимире, Новгороде, Твери, Пскове. В XIV-XV вв. главной сокровищницей становится Московский Кремль. Основу ее составили символы власти: шапка Мономаха, держава, скипетр, дорогое оружие, подарки и пр. Собранные вещи должны были ошеломлять подданных и заграничных послов. Осмотр этих вещей вошел в ритуал московского двора. Для сокровищницы были построены специальные помещения, предусматривалась эвакуация наиболее ценных предметов. Так, в 1572 г., во время татарского набега, вещи были вывезены в Новгород на 450 санях. В 1605-1612 гг. Московский Кремль и его сокровищница были разграблены поляками, но позднее восстановлены Романовыми.

На следующем этапе возникают музейные учреждения. Первые музеи в России появились по инициативе Петра I и Екатерины II. И в дальнейшем государство, императорский дом, правительство создавали или материально поддерживали начинания, наиболее ценные с точки зрения науки, искусства, престижа. Развитие точных наук, природоведения приводит к возникновению научных коллекций и музеев. Критерий научной значимости прочно закрепляется в оценке ценности предметов и объектов. Возникают значительные коллекции произведений искусства и первые художественные музеи (Эрмитаж), однако складывающиеся музеи имели в своей основе коллекции замкнутого характера, предназначенные для узкого круга людей.

Новый этап музейного строительства, отражающий перемены в общественном сознании по отношению к культурному наследию, начался в России (как и в Европе) в XIX в. под влиянием Великой Французской революции и просветительства, провозгласивших общественную принадлежность музеев. Возникает новый тип музейного собрания, ценность которого определяется не столько научно-художественным значением, сколько моральным и символическим, как выражение общности и могущества человеческой культуры. Создаются публичные музеи, владельцы частных собраний передают их в народное пользование. [15]

В России это проявилось особенно ярко в пореформенное время, характеризующееся развитием экономики, углублением процесса национального  самосознания, демократизацией общества и деятельностью общественности с ее идеалами просветительства. Выросло  количество музеев, их профильное разнообразие, что отражало распространение понятия  культурного наследия на все более  широкий круг объектов, включающий произведения современного искусства, ценности мемориального характера (музеи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова) и  др. Особую роль в этих процессах  играли уже существующие музеи, развернувшие активную просветительную работу; музейные и общественные деятели, коллекционеры, постоянно расширявшие понятие  ценности объектов культуры и способствовавшие складыванию в обществе более  широкого и глубокого понимания  культурного наследия. Деятельность П.М.Третьякова, Щукиных, Морозовых, Н.М.Мартьянова, В.И.Гошкевича и многих других основателей  новых российских музеев позволяет  говорить о широком размахе и  действенности их усилий. [5]

Осознание того, что памятники  искусства и старины, хранящиеся в музеях и составляющие достояние  всего народа, требуют государственной  заботы и охраны, произошло в России примерно в начале XX в. Это положение  относилось ко всем музеям, независимо от ведомственного подчинения, в особенности  к богатейшим музеям дворцового ведомства, чьи сокровища изначально являлись собственностью царской фамилии. Но и по отношению к другим музеям государство проводило политику протекционизма, выделяло им материальные средства, пополняло их бюджет, хотя и в недостаточном объеме. Утвердившиеся  к этому времени критерии оценки музейных коллекций (научная значимость, ценность предметов с точки зрения искусства, старины, мемориальной принадлежности, возможности использовать в просветительных целях, идеологическое воздействие на посетителя и пр.) определялись путем экспертных оценок специалистов, работавших в музейном деле. [22]

Информация о работе Деятельность человека