Демократия в Швейцарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:27, реферат

Описание работы

Хотя Швейцария является федеративным государством(т.е. союзом суверенных кантонов с едиными федеральными органами власти), она все еще называется Конфедерацией. Как известно, слово «конфедерация» обозначает союз независимых государств, обладающих собственными структурами власти, которые объединяются для координации действий по некоторым внутри- и внешнеполитическим вопросам. Причина путаницы заключается в том, что исторически сложившееся официальное название страны по латыни - Confoederatio Helvetica (отсюда и международное буквенное обозначение страны - CH), переводится как Швейцарская Конфедерация. На немецком языке Швейцария называется Schweizerische Eidgenossenschaft. Последнее слово не переводится ни на французский (ср. Confédération Suisse), ни итальянский (ср. Confederazione Svizzera), ни английский (ср. Helvetic Confederation) языки. Слово «Eidgenossenschaft» буквально означает «объединение присягнувших».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………..………………………………………3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ШВЕЙЦАРИИ…………...…...4
1.1.Общие положения……………………………………………………....4
1.2. Административно-территориальное деление: Кантоны…………..…6
1.3. Административно-территориальное деление: Общины…………….7
ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ. ………………………………………………10
2.1.Политические права…………………………………………….…….12
2.2.Референдум и народная инициатива………………………………...13
ВЫБОРЫ И ГОЛОСОВАНИЕ…………………………………………...16
ЖЕНЩИНЫ В ПОЛИТИКЕ ……………………………………….…....18
ФОРМИРОВАНИЕ МНЕНИЙ В ПОЛИТИКЕ…………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…23
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...24

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.17 Кб (Скачать файл)

Политические функционеры  выполняют свои обязанности тоже по совместительству, и даже парламентарии (члены Национального совета и  Совета кантонов) не являются профессиональными  политиками. Подобная система имеет  свою обратную сторону: ввиду дополнительной нагрузки по времени и сравнительно небольшой денежной компенсации, маленьким  общинам становится все труднее  найти людей, согласных представлять их интересы на кантональном уровне и  заниматься политической деятельностью  по совместительству.

 

2. ПРЯМАЯ ДЕМОКРАТИЯ

 

В Швейцарии последнее  слово в решении основных политических вопросов принадлежит народу.

Швейцарцы называют данную особенность своей политической системы «прямой демократией». Прямая демократия позволяет народу непосредственно  влиять на изменение законодательства и конституции при помощи инициатив  и референдумов.

Прямая демократия отличается от представительной (репрезентативной) демократии, при которой народ  делегирует свою власть избранным представителям. Поскольку в политической системе  Швейцарии сосуществуют прямая демократия и парламент, то данную систему управления можно считать некой промежуточной (или неполной) формой прямой демократии.

Швейцарцы несколько раз  в год голосуют по политическим вопросам на федеральном уровне, на уровне кантонов и общин. Выборы проходят путем тайного  голосования и организуются общинами, под юрисдикцию которых автоматически  попадают все население, имеющее право голоса по возрасту.

Бюллетени для голосования  и информация о предлагаемых законопроектах высылается электорату по почте. Рассылке также подлежат изложение позиции  правительства и краткое описание аргументов, выдвигаемых «за» и «против» предлагаемой инициативы.

Большинство швейцарцев направляют свои заполненные бюллетени по почте. На региональном уровне было проведено  пробное голосование по интернету  и через мобильный телефон.

Существуют два основных механизма реализации прямой демократии: это народная инициатива (введенная  в 1891 году) и факультативный референдум (введенный в 1874 году).

Прямая демократия действует  на всех трех уровнях управления –  на уровне федерации, кантонов и общин. В некоторых кантонах и общинах  существуют дополнительные механизмы  подачи законопроектов населением.

Население 84% из приблизительно 3000 швейцарских общин ежегодно собирается на городское собрание, выполняющее  функции региональной законодательной  власти и принимающее юридически обязательные решения по вопросам финансов, налогообложения и прочего законодательства.

 

2.1. Политические права.

Право голосовать, избирать и быть избранным

 

Конституция Конфедерации гарантирует  гражданам Швейцарии право принимать  участие в голосованиях и выборах. По делам Конфедерации это право  появляется сразу же после оформления документов по месту жительства, в  то время как по делам кантона  или общины это право в большинстве  кантонов предоставляется только при  наличии ценза оседлости сроком в несколько месяцев.

Для осуществления права  голосовать, избирать и быть избранным  на федеральном уровне необходимо наличие  следующих условий:

– швейцарское гражданство,

– достижение определенного  возраста (20 лет).

В Швейцарии вплоть до второй половины XX века политические права  на федеральном уровне имели только мужчины. После всенародного голосования 7 февраля 1971 года право голосовать по федеральным вопросам и посылать своих представителей в парламент  Конфедерации получили и женщины.

После того как в 1991 году, на основе решения Федерального суда, право голоса для женщин было введено  и в кантоне Аппенцель-Иннерходен, все женщины имеют право голоса и на кантональном уровне.

Иностранцам право голосовать, избирать и быть избранным до сих  пор фактически так и не предоставлено, даже на уровне общин, и это при  том, что в 1992 году иностранцы составляли уже 17,3% всего населения страны.

 

2.2. Референдум и народная инициатива

 

Инициатива и референдум являются в Швейцарии классическим средством прямой демократии. Они  дают гражданину возможность постоянно  влиять на конституционный процесс  и выносить составленные правительством проекты законов на суд народа. Частое обращение к избирателям  заставляет общество постоянно заниматься актуальными политическими вопросами.

Референдум – это голосование  граждан, посредством которого принимается  решение по вопросу государственной  важности или местного самоуправления. Наряду с выборами это одна из важнейших  форм прямой демократии. В разделе  Конституции Швейцарии «Федеральные органы власти» определено, что «высшей  законодательной властью» в Швейцарской  Конфедерации обладает народ, выражающий свою волю посредством всенародных  голосований-референдумов. Отсюда берёт  начало прямая демократия. На референдумы  выносятся предложения по изменению  и дополнению Конституции, принятые парламентом законы, а также международные  договоры и соглашения, заключённые  правительством, и другие важные вопросы. Как правило, швейцарцы голосуют четыре раза в году (в одно из воскресений  марта, июня, сентября и декабря).

Право на инициативу и референдум в Швейцарии – классические средства выражения прямой демократии. Они  позволяют гражданину влиять на процесс  дополнения или изменения Конституции. Правительство предоставляет народу подготовленные проекты законов. Если речь идёт об изменении Конституции  или о вступлении Швейцарии в  какую-либо международную организацию, то проводится обязательное голосование (обязательный референдум), и тогда  отпадает необходимость в сборе  подписей.

Референдумы Швейцарии зародились в кантонах, которые выступили  первыми против правительств, рассматривающих  свободу как одну из привилегий, а не изначальное право любого гражданина. В начале XIX века в Швейцарии  состоялся первый общенациональный референдум, который был связан с  принятием второй Конституции Гельветики от 25 мая 1802 года. Конституция 1874 года чётко  определила роль референдумов в политической системе страны. Швейцарцы участвуют  в законотворчестве и управлении государством в ходе обсуждения широкого круга вопросов, выдвинутых на референдумы.

С 1848 в Швейцарии прошло очень много референдумов на федеральном  уровне. Из 521 референдумов, в 216 случаях  предметом голосования являлась ревизия Конституции и, в 148 случаях  принятие законопроекта или одобрение  какого-либо договора. По вопросам ревизии  Конституции изменения принимались  в 156 случаях, а в 60 – отклонялись. На законодательных и конвенционных  референдумах граждане страны давали положительный ответ в 77 случаях, отрицательный – в 71.

Граждане Швейцарии могут  с помощью сбора подписей потребовать  введения нового закона, равно как  и отмены или изменения старого. Путем инициативы осуществляется также  требование по пересмотру Конституции. Это достигается только путем  сбора подписей минимум 100 000 лиц, имеющих  право голоса. Существуют и ограничения  во времени: инициатива считается принятой, если подписи будут собраны в течение 18 месяцев. Благодаря такой системе можно выдвинуть практически любую инициативу на народное голосование.

Согласно Конституции  Швейцарии от 18 апреля 1999 года (которая  также была принята на общенародном референдуме), 100 000 граждан Швейцарии  могут инициировать полный пересмотр  Союзной Конституции. Ставится условие вынесения этого требования на голосование народа . Для частичного пересмотра Конституции необходимо собрать подписи также 100 000 избирателей, причём народная инициатива частичного пересмотра Конституции может иметь форму как общего предложения, так и разработанного проекта. Согласно 139 статье Конституции, "Если инициатива нарушает единство формы, единство материи или обязывающие положения международного права, Федеральное собрание объявляет ее полностью или частично недействительной".

При выдвижении инициативы пересмотра Конституции в форме  общего предложения, есть 2 варианта. Если парламент согласен с идеей пересмотра основного закона страны, он разрабатывает  проект частичного пересмотра в духе инициативы и выносит его на голосование  народа и кантонов. В том случае, когда Союзное Собрание отклоняет  инициативу, то население страны получает право высказаться "за" или "против" изменения Конституции. При поддержке  инициативы, Союзное Собрание разрабатывает  проект новой Конституции.

Инициатива в форме  разработанного проекта выносится  на голосование народа и кантонов. Парламент страны в этом случае имеет  право рекомендовать принять  или отклонить инициативу. Если он "агитирует" за отклонение предложенного  проекта, то он может представить альтернативный проект нового Основного Закона. В данной ситуации население и кантоны голосуют одновременно и по инициативе, и по альтернативному проекту.

Отдельно на голосование  народа (обязательный референдум) выносятся  народные инициативы полного пересмотра Союзной конституции, народные инициативы частичного пересмотра Союзной конституции  в форме общего предложения, которые  отклонены Союзным Собранием, вопрос о том, следует ли проводить полный пересмотр Союзной конституции, если между обоими Советами имеются  расхождения.

В стране существует и факультативный референдум. Принятие или изменение  следующих типов законов выносится  на референдум по требованию 50 000 граждан  или 8 кантонов: союзные законы; объявленные  срочными союзные законы, срок действия которых превышает один год; федеральные  решения. Также на референдум могут  быть вынесены международно-правовые договоры, которые являются бессрочными  и нерасторжимыми; предусматривают  вступление в международную организацию; вводят многостороннюю унификацию права. Нa факультативный референдум парламентом могут выноситься и другие международно-правовые договоры.

При народных референдумах для принятия тех или иных проектов необходимо согласие большинства голосующих. При референдумах народа и кантонов необходимо согласие как большинства народа, так и кантонов (голос кантона - это результат народного голосования в данном кантоне; при этом полукантоны (Обвальден, Нидвальден, Базель-Штадт, Базель-Ланд, Аппенцелль — Ауссерроден, Аппенцелль — Иннерроден) имеют по половине голоса кантона.

 

3. ВЫБОРЫ И ГОЛОСОВАНИЕ

 

До 1919 года выборы в федеральный  парламент проходили по мажоритарной системе, что обеспечивало господствующее положение либералам. Теперь выборы в Национальный совет проводятся по системе пропорционального представительства, когда партии представлены в Советах Конфедерации пропорционально числу проголосовавших за них избирателей. Благодаря этому получают шанс и небольшие партии.

Одной из важнейших задач  партий является подготовка выборов. Они  выдвигают своих кандидатов, представляют списки с именами своих кандидатов и финансируют предвыборные кампании.

В подаваемых партиями избирательных  списках содержится столько кандидатов, сколько существует вакансий на выборах. Затем каждый избиратель получает на избирательном участке все поданные партиями избирательные списки в  форме избирательных бюллетеней, а также один пустой избирательный  бюллетень. Теперь избиратель имеет  возможность либо составить свой собственный избирательный список, либо опираться при голосовании  на уже существующие списки кандидатов. Далее он имеет возможность вычеркнуть кандидатов из полученных им списков  и вписать туда новых (т.е. «разукрасить бюллетень»). Если же он хочет как-то особенно поддержать кого-то из кандидатов, то даже может вписать его фамилию  в бюллетень дважды, вычеркнув  других («усугубить»).

При подсчете результатов  выборов наряду со списками подсчитываются также и голоса за отдельных кандидатов. Кандидаты, получившие наибольшее число  голосов, считаются избранными. Места  тех членов Советов, которые по каким-либо причинам выбывают до истечения срока  их полномочий, занимают кандидаты, ранее  не избранные, но идущие по числу поданных за них голосов вслед за выбывшими  депутатами.

Мажоритарная система, в  противоположность описанной, применяется тогда, когда проводятся выборы только на одно место или когда требуется избрать лишь небольшое число кандидатов, как, например, при выборах в Правительственный совет, в Совет кантонов или в судебные органы. Как правило, законы о выборах предусматривают, что для избрания в первом туре необходимо получить абсолютное большинство, т.е. половину действительных голосов плюс один голос. Если же несколько кандидатов преодолели барьер абсолютного большинства, побеждают те, кто набрал наибольшее число голосов. Если же ни один не получил абсолютного большинства, то необходим второй тур выборов, где победу приносит относительное большинство.

 

4. ЖЕНЩИНЫ В ПОЛИТИКЕ

 

Несмотря на то, что Швейцария  относится к одной из первых демократических  стран мира, она была последним  европейским государством, предоставившим избирательные права и право  голоса женщинам. Лишь в 1971 году женщинам было разрешено голосовать, а в 1981 была закреплена новая статья в Конституции, гарантирующая равенство прав и свобод мужчин и женщин. Женщины получили политические права (право голоса и право быть избранной) на уровне кантонов и общин лишь в 1960-х гг.

Информация о работе Демократия в Швейцарии