Демократия как форма правления и форма политического режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

Цель моей работы – уяснить, составить представления о том, какую роль играет демократия как политический режим и как форма правления.
Задачи работы:
Рассмотреть историю развития демократии;
Проанализировать демократическую форму правления;
Рассмотреть демократию как форму политического режима.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1. История развития демократии…………………………………….4
Глава 2. Демократия как форма правления………………………………...7
Глава 3. Демократия как форма политического режима………………...12

Заключение …………………………………………………………………17
Список используемой литературы………………………………………...18

Файлы: 1 файл

контр по конст праву.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Глава 3. Демократический политический режим

 

Государственно-политический режим – это совокупность методов и средств легитимизации и осуществления власти определенным типом государства.

Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов).

Чаще всего современная теория государства различает следующие основные виды государственно-политических режимов: демократический, либеральный, авторитарный и тоталитарный. Эта классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо «наилучшего государства», тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию. Последняя, если воспользоваться современной терминологией и есть тоталитаризм.12

Демократия – политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, все граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством, в том числе через свободно избранных представителей. Гражданам обеспечиваются личные, политические и гражданские права и свободы.

Либерально-демократический режим является наиболее современной формой демократии. Либерально-демократический режим существует во многих странах. Некоторые ученые считают, что либеральный режим – это собственно не режим государственной власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов, в том числе и либерально-демократической формы.

Либеральным называют такой демократический режим, политические методы и способы осуществления власти которого основаны на системе гуманистических и демократических принципов. Это, прежде всего экономическая сфера взаимоотношений личности и государства. В условиях либерального политического режима человек в этой сфере обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе политически независим. В отношениях личности и государства приоритет сохраняется за личностью. Либеральный режим отстаивает ценности индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном итоге к тоталитарным формам правления.

Из основного принципа демократического государства следует вывод о направленности деятельности государства в целом – в интересах большинства граждан. Однако, даже будучи закрепленной в законодательстве, социальная направленность политики государства реализуется в разных сферах жизни общества в разной мере в зависимости от соотношения политических сил. Степень активности участия граждан в управлении государства и степень открытости и подконтрольности гражданскому обществу деятельности государства в значительной мере зависит от правового режима деятельности средств массовой информации. В демократическом государстве СМИ играют основную роль в формировании общественного мнения, что непосредственно сказывается на действиях граждан во время выборов, референдумов. Если законодательством государства не обеспечены гарантии множественности, плюрализма, открытости, альтернативности, свободы и ответственности СМИ, гарантии недопущения монопольного влияния на СМИ со стороны реально властвующих финансовой и политической элит, то неизбежно манипулирование общественным мнением, навязывание обществу неадекватной картины социальной жизни.

Основные черты антидемократических режимов:

 

 Тоталитаризм – это одна  из форм господства (тоталитарное  государство) характеризующаяся его  полным (тотальным) контролем над  всеми сферами жизни общества; фактической ликвидацией конституции, прав и свобод; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Для политического режима тоталитарного толка характерно насильственное навязывание населению государства общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии.

 Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством партии, возглавляемой Вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать. В методах управления преобладают политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор.

 Подобные свойства, казалось, исключают  возможность ненасильственной смены  тоталитарной власти. Однако опыт государств Восточной Европы и СССР показал, что тоталитарный политический режим способен к самоизлечению, с постепенным и относительно мирным переходом посттоталитарному, а затем, по- видимому, и к демократическому государственно-политическому режиму.

Авторитаризм - это система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод, подавлением политической оппозиции.13

 Обычно сочетается с личной  диктатурой. В зависимости от  сочетания методов правления  может варьироваться, от умерено  авторитарного режима с формальным  сохранением атрибутов демократии  до классической фашисткой диктатуры.

Авторитарный политический режим является промежуточным между тоталитарным и демократическими режимами, переходным от одного к другому.

 При этом переход может  осуществляться как в сторону  демократии, так и в сторону  тоталитаризма. Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость его свойств. В нем наблюдаются черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами жизни. В нем нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма.

 Управление осуществляется  не столь жестким, как при тоталитарном режиме способом. Массовый террор отсутствует.

Авторитарные политические режимы, как правило, появляются на сцене истории тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить «революцию сверху».

Варианты развития посттоталитарных государств:

Парламентская республика, скорее всего, окажется недееспособной. В парламенте, сформированном не на партийной, а на индивидуальной основе, вряд ли сложится устойчивое большинство и оппозиция. Фракционная же структура неразвита: фракции, как правило, малочисленны, велико их количество, персональный состав подвижен, внутрифракционная дисциплина отсутствует, а межфракционные отношения нестабильны. В таких условиях неизбежны постоянные правительственные кризисы, частые смены кабинета, а, следовательно, и курса.

 В президентской республике  правительство более независимо  от раздираемого противоречиями  парламента и в результате  способно к радикальному реформированию. Президентская республика соответствует  традициям посттоталитарных обществ, и в этом ее опасность: у президента и правительства велик соблазн, не тратить время на поиски компромиссов с парламентов, превратив его в декоративный орган, быстро проводить реформы.

 Опасность же в том, что  от усиления авторитарности рукой подать до новой диктатуры. И все же в отсутствие нормальной партийной системы президентская республика, пожалуй, единственно возможная форма посттоталитарного государства.

Таким образом, политический режим посттоталитаризма можно назвать становящейся демократией. Большинство западных демократических конструкций, оттачиваемых веками, не могут быть реализованы сразу и в «чистом виде». Их приходится постепенно адаптировать к существующим реалиям. Процесс адаптации – дело чрезвычайно деликатное. Важно, чтобы необходимые модификации не исказили демократического содержания реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Противоречия и проблемы развития демократии показывают, что она представляет собой большое противоречие и вместе с тем весьма несовершенное устройство власти. Она не является единственно возможной для всех стран и народов формой правления. К тому же, несовершенная демократия может принести обществу не меньшие трудности, чем деспотические и тоталитарные режимы.

В тех странах, где граждане стремятся к соблюдению прав человека, где высок авторитет закона, там демократия может преобразить их жизнь и открыть дорогу к материальному и социальному благополучию. Но, на мой взгляд – это утопия.

Я, наверное, склоняюсь с высказыванием Черчилля о демократии: «Демократия - плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество пока не придумало».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

Нормативно – правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. От 30.12.2008)// «Российская газета» № 7 от 21.01.2009.

2. О основных гарантиях избирательных  прав и права на участия  в референдуме граждан Российской  Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67 -ФЗ (ред. от 30.01.2007)// «Российская  газета», №106 от 15.06.2002

3. О политических партиях: Федеральный  закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 23.07.2011, с изм. от 20.10.2011)// «Российская газета», № 133 от 14.07.2001

4. О референдуме Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2004 № 5 -ФЗ (ред. от 24.04.2008)// «Российская газета», № 137 -д от 30.06.2004

 

Литература:

 

5. Асмус В. Ф. Античная философия./ В.Ф. Асмус - М.: Высшая школа, 1976.- 274 с.

6. Васильев В.Г. Конституционное право России: Курс лекций.- 2-е изд., испр. и доп./ В.Г. Васильев.- Новосибирск: СибАГС, 2003.- 585 с.

7. Гуревич Г.С. Политический строй современных государств. Англия./ Г.С. Гуревич - М.:  Наука, 1972.-89 с.

4.Даль Р. Введение в теорию  демократии./ Р. Даль - М.: Прогресс, 1992.- 95 с.

8. Кельзен Х. О сущности и значении демократии./ Х. Кельзен - М.: Проспект, 1996.- 107 с.

9. Лосев А. Ф. Аристотель./ А.Ф. Лосев - М.: Наука, 1993.- 315 с.

10. Нерсесянц В. С. Платон./ В.С. Нерсесянц - М.: Мысль, 1984.- 311 с.

11.Токвиль А. Демократия в Америке./А. Токвиль - М.: Прогресс, 1992.- 67 с.

 

 

 

 

 

 

1  Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. От 30.12.2008)// «Российская газета» № 7 от 21.01.2009.

 

2 См.: Нерсесянц В. С. Платон./ В.С. Нерсесянц - М.: Мысль, 1984.- С. 14.

3 См.: Лосев А. Ф. Аристотель./ А.Ф. Лосев - М.: Наука, 1993.- С. 45.

4 См.: Кельзен Х. О сущности и значении демократии./ Х. Кельзен - М.: Проспект, 1996.- С. 23-24.

5 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. От 30.12.2008)// «Российская газета» № 7 от 21.01.2009.

6 О основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67 -ФЗ (ред. от 30.01.2007)// «Российская газета», №106 от 15.06.2002

 

7 См.: О референдуме Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2004 № 5 -ФЗ (ред. от 24.04.2008)// «Российская газета», № 137-д от 30.06.2004

8 О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 23.07.2011, с изм. от 20.10.2011)// «Российская газета», № 133 от 14.07.2001

9 См.: Токвиль А. Демократия в Америке./ А. Токвиль - М.: Прогресс, 1992. -С. 27.

10 См.: Гуревич Г.С. Политический строй современных государств. Англия./ Г.С. Гуревич - М.:  Наука, 1972.-С. 49.

11 См.: Даль Р. Введение в теорию демократии./ Р. Даль - М.: Прогресс, 1992.-С. 11.

12 Асмус В. Ф. Античная философия./ В.Ф. Асмус - М.: Высшая школа, 1976.- С.61.

13 См.: Васильев В.Г. Конституционное право России: Курс лекций.- 2-е изд., испр. и доп./ В.Г. Васильев.- Новосибирск: СибАГС, 2003.- С.42.

 


 



Информация о работе Демократия как форма правления и форма политического режима