Демократия и участие граждан в функционировании политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 01:20, реферат

Описание работы

В результате изученной темы, мы выяснили суть таких политико-правовых феноменов как демократия, политическая система и политическое участие, изучили формы, виды, методы и среду политической деятельности общества; перспективы дальнейшего развития демократических процессов и усовершенствования деятельности государства, выявили уровень политического участия граждан, а также формы его проявления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ДЕМОКРАТИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ 6
1.1. Понятие демократии 6
1.2. Основные принципы демократии 8
1.3. Виды и формы демократии 9
РАЗДЕЛ II. УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 14
2.1. Понятие политической системы общества 14
2.2. Политическое участие 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Referat_po_politologii Долгова.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

«ОДЕССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ»

Социально-правовой факультет

 

Кафедра социальных теорий

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Демократия и участие граждан в функционировании политической системы»

 

 

Студентки ІІ курса

дневного отделения, гр. №2

Долговой Александры Сергеевны

 

Научный руководитель:

кандидат экономических  наук, доцент

Милосердная Ирина Михайловна

 

Одесса-2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе  слово «демократия» имеет несколько значений. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие» или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном «правление народа, избранное народом и для народа».

Демократия - форма устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Согласно данному значению, демократия может существовать там, где есть организация, власть и управление.

Основными принципами демократического государства являются:

  1. юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа;
  2. существование правового государства. В основу существования такого государства положены принципы обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и обеспечения каждому доступа к правовой защите, верховенства права, ограничения государственной власти в пользу индивида и прав гражданина, эффективности государственных мероприятий, необходимых гражданам;
  3. подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении. Только таким образом учитываются мнения подавляющей части общества и принимаются решения общенародного характера;
  4. равенство прав граждан на участие в управлении государством;
  5. периодическая выборность и сменяемость основных органов государства;
  6. контроль общества над силовыми структурами во избежание злоупотреблений властью и превышения своих полномочий органами государства;
  7. политический плюрализм;
  8. свобода слова, гласность, свобода СМИ.

Основное предназначение – обеспечение свободного волеизъявления народа, отражение реальных политических процессов.

Любое классовое общество имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма - политическую систему, которая включает в себя организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия.

Политические системы  демократического типа предполагают активное, заинтересованное участие граждан  в политической жизни через выполнение ими различных социально-значимых ролей (избиратель, член политической партии или общественного движения).

Под политическим участием понимается неотъемлемое свойство политической или иной управляющей или самоуправляемой деятельности людей, которое служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Политическое участие осуществляется в случае, когда индивид или группа вовлекаются во властные политические отношения, в процесс принятия политических решений и управления.

Свободное, добровольное участие граждан в политике является одним из важнейших индикаторов  степени демократизма политических систем. В демократическом обществе такое участие — всеобщее, равноправное, инициативное и действенное, особенно в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан и находящихся в их непосредственной компетенции. Оно выступает для них средством достижения своих целей и интересов, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении, чувства гражданственности.

Важнейшими посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественно-политические организации и движения. Основная форма политического участия — выборы и избирательные кампании.

Чаще всего политическое участие вызвано внутренними психологическими мотивами участия граждан в политике.

Разные мотивы побуждают  к разным вариантам политического участия. Обычно выделяют активные (личное участие в деятельности политических организаций, посещение собраний и других мероприятий, участие в политических столкновениях, руководящая деятельность во вне-институциональных политических движениях) и пассивные (полное исключение из политических отношений, политическая апатия, политический бойкот) формы политического участия.

Политическое участие является многоуровневой системой вовлечения граждан в политику. Она начинается с элементарных форм участия и развивается до высших уровней — политических лидеров.

Актуальность нашей темы заключается в оказании активным участием народа, его свободным волеизъявлением воздействия на демократизацию деятельности государства, функционирование политической системы на современном этапе. Создание поистине демократического правового государства невозможно без реализации основополагающих принципов, в том числе принципа народного суверенитета и непосредственного народовластия, где народ признается единственным источником власти, провозглашаются гарантии народного представительства, принципа политического плюрализма, предоставляющего гарантии многообразия политической жизни и свободного участия граждан в политическом процессе, закрепленных Основным Законом государства – Конституцией Украины.

 

РАЗДЕЛ I

 ДЕМОКРАТИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ

1.1. Понятие демократии

На современном этапе  слово «демократия» имеет несколько значений. Его основополагающее значение связано с происхождением этого термина. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие» или, используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, «правление народа, избранное народом и для народа».

Более широкой трактовкой является определение демократии как форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Здесь говорится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейной демократии. Согласно данному значению, демократия может существовать везде, где есть организация, власть и управление.

В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и многие другие.

В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет сферу своих целей и участников. Современные демократические движения весьма разнообразны. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.

Понятие демократии как народовластия (и другие трактовки демократии) является нормативным, так как базируется на нормативном подходе к этому феномену, определяющим категорию исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. Демократия выступает в этом случае как идеал, основанный на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность. И в первую очередь благодаря своему ценностному содержанию демократия столь популярна в современном мире.

Нормативное понятие демократии имеет как сильную, так и слабую стороны. В первом случае демократия сочетает в себе ценности, способности увлечь многих людей на осуществление демократического идеала. Слабость же такого определения демократии — в отрыве от действительности, ее идеализации. С момента возникновения этого понятия демократия связана с государством, которое оказывает на нее существенное влияние, контролирует происходящие процессы в обществе, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. Реальная демократия все же не в полной мере соответствует демократическим ценностям: свободе, равенству и т.д.

Выявление не соотношения нормативного понятия демократии и реальности, идеала и жизни является следствием эмпирического подхода к анализу демократии. Такой подход отдаляется от идеалов и требует исследовать демократию такой, какая она есть на самом деле. Категория демократии в этом случае строится исходя из реальности, независимо от провозглашаемых государством ценностей. Демократия трактуется, например, как форма правления, основанная на конкуренции потенциальных руководителей за доверие избирателей, выражаемое на выборах (И. Шумпетер).

В конечном итоге следует  сказать, что хотя термин демократии имеет множество различных определений, это не скрывает ее основного предназначения – обеспечения свободного волеизъявления народа. Она не только является результатом  философских рассуждений и благих пожеланий для человечества, но и отражает, хотя и в идеализированном виде, реальные политические процессы.

1.2. Основные принципы демократии

Основными принципами демократического государства являются:

  1. юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступает официальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов;
  2. существование правового государства – государства, власть которого основана на праве, ограничивается с помощью права и осуществляется в правовых формах. В основу существования такого государства положены принципы обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и обеспечения каждому доступа к правовой защите, верховенства права, ограничения государственной власти в пользу индивида и прав гражданина, эффективности государственных мероприятий, необходимых гражданам;
  3. подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении. Только таким образом возможен учет мнения подавляющей части общества и принятие решения, которое носит общенародный характер. В частности, демократия предусматривает гарантии прав национальных меньшинств и коренных народов, недопущения дискриминации по какому-либо признаку, существование и свободное функционирование политической оппозиции. В современных государствах осуществляется переход от демократии большинства к демократии консенсуса. Иначе говоря, управление производится с волей большинства, но с учетом интересов меньшинства;
  4. равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организованной политической системе он предполагает также свободу создавать политические партии и другие объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
  5. периодическая выборность и сменяемость основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. Выборы представительских органов власти должны соответствовать определенным критериям: регулярность, честность, всеобщность, равенство, свободное волеизъявление избирателей, тайное голосование;
  6. контроль общества над силовыми структурами во избежание злоупотреблений властью и превышения своих полномочий органами государства;
  7. политический плюрализм. В политике данный принцип означает многопартийность, а в сфере идеологии – свободное выражение различных мнений, идей, концепций;
  8. свобода слова, в том числе гласность деятельности всех субъектов политики, обеспечением чего является свобода СМИ.

Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии демократической  формы правления в той или  иной стране. Однако реальные политические системы, основанные на общих принципах  демократии, достаточно существенно отличаются друг от друга, например античная и современная демократии, американская и швейцарская политические системы и т.д.

1.3. Виды и формы демократии

На основе общих принципов демократии можно выделить основные критерии ее классификации.

В соответствии с важнейшим принципом демократии — суверенитетом народа — она подразделяется в зависимости от того, как понимается народ и как осуществляется им суверенитет. Такое понятие как «народ» трактовалось в истории политической мысли не одинаково. В отличие от современного понимания как всего населения страны, примерно до середины XIX в. демос отождествлялся либо со свободными взрослыми мужчинами, либо с собственниками, обладающими недвижимостью или другими немалыми ценностями, либо лишь с мужчинами.

Ограничение народа определенными  классовыми или демографическими рамками  дает основание характеризовать  государства, подвергающие политической дискриминации определенные группы населения и, в частности, не предоставляющие  им избирательных прав, как социально ограниченные демократии и отличать их от всеобщих демократий — государств с равными политическими правами для всего взрослого населения.

Вплоть до начала XX в. ни одна из ранее  существовавших демократий не предоставляла  всему взрослому населению страны равных политических прав. Это были преимущественно классовые и патриархальные демократии. В истории политической мысли преобладала трактовка народа как простого люда, неимущих нижних слоев, черни, составляющих большинство населения. Такое понимание демоса встречается еще у Аристотеля, который считал демократию неправильной формой государства, трактовал ее как власть черни, не способной к управлению, рациональным решениям, учитывающим общее благо. В современной политической теории такой тип правления отражает понятие «охлократия», что в переводе с греческого означает «власть черни, толпы».

Итак, в зависимости от понимания  состава народа его власть может  выступать всеобщей или же социально (классово, этнически, демографически) ограниченной демократией, а также охлократией.

Народ, представляя собой сложную общность людей, имеет определенную структуру. В зависимости от того, рассматривается он как совокупность самостоятельных, свободных индивидов, как взаимодействие различных групп, преследующих в политике свои собственные интересы, или как единое целое, субъект, в котором преобладают общие интересы и воля, концепции и реальные модели демократии делятся на индивидуалистические, плюралистические (групповые) и коллективистские.

Информация о работе Демократия и участие граждан в функционировании политической системы