Демократический и тоталитарный политические режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в характеристике и выявлении основных черт демократического и тоталитарного политических режимов.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
систематизировать теоретический и аналитический материал по основным понятиям изучаемой темы и обобщить существующий опыт в научной литературе по данным исследованиям;
выявление сущности основных моделей демократии и теоретическое обоснование термина "демократия";
проанализировать основные черты российской демократии;
охарактеризовать тоталитаризм как политическую систему;
рассмотреть основополагающие разновидности тоталитарных политических систем;
изучить особенности тоталитарной системы СССР.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ДЕМОКРАТИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ
1.1 Теоретическое обоснование термина "демократия"
1.2 Классические и современные модели демократии
1.3 Сущность и основные черты российской демократии
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТОТАЛИТАРИЗМА КАК ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Специфика тоталитарных политических систем
2.2 Характеристика разновидностей тоталитаризма
2.3 Особенности тоталитарной системы СССР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Дем-ия и тот-зм.docx

— 45.26 Кб (Скачать файл)

Процесс централизации  власти, "зачистки" информационного  пространства, "нейтрализации" потенциальных  политических конкурентов с помощью  уголовных дел и разрушения "экономической  базы" не вызывал заметного протеста со стороны населения. Бурные события  на Украине, ставшие главной политической темой российских новостей в последний  период, разительно контрастировали  с фактическим отсутствием публичной  политической жизни и массовой гражданской  активности в России.

Как бы не желала демократическая  общественность, чтобы пожар "оранжевой  революции" переметнулся в Россию, пейзаж "за окном", не давал для  этого ни малейших оснований [9, с.14,15].

Сегодня ужесточению  политического режима в России препятствует отсутствие цельной идеологии. Поэтому  одна из наиболее опасных тенденций  – развитие тоталитарных идеологий, авторы которых настойчиво предлагают себя на роль официальных идеологов  власти. Один из доводов в пользу радикального отказа от остатков демократической  идеологии на государственном уровне – приведение в соответствие авторитарной политической практики и ее идеологического  обеспечения.

Учитывая вышеизложенное, разумно считать, что Россия находится  на пути, сочетающем элементы прошлого и новые самобытные черты

2. ХАРАКТЕРИСТИКА  ТОТАЛИТАРИЗМА КАК ПОЛИТИЧЕСКОЙ  СИСТЕМЫ

2.1 Специфика  тоталитарных политических систем

Тоталитаризм как  тип политической системы возник в XX веке. В политический же лексикон само это слово впервые ввел для характеристики своего движения Беннито Муссолини в 1925 г. В конце 20-х годов английская газета "Таймс" писала о тоталитаризме как о негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР.

Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов "TOTALITAS" цельность, полнота и "TOTALIS" - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи [1, с.25].

Тоталитарными являются режимы, при которых:

  • есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом;
  • партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера;
  • доминирует роль идеологии;
  • тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.;
  • при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль [1, с.27].

Теория тоталитаризма  складывалась в 40-50-х гг. и получила развитие в последующие десятилетия. Общими отличительными признаками этой политической системы являются стремление к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью  со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы  в соответствии с революционной  по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

Тоталитарные системы  возникают не стихийно, а на основе определенного идеологического  образа. Тоталитаризм – порождение человеческого разума, его попытка  поставить под непосредственный рациональный контроль всю общественную и личную жизнь, подчинить ее определенным целям.

Идеологизация всей общественной жизни, стремление подчинить "единственной верной" теории с  помощью планирования все экономические  и социальные процессы – важнейшая  черта тоталитарного общества. Тоталитарная идеология заимствует у ряда религий  хилиастические идеи о счастливом завершении истории, достижении конечного смысла существования человека, которым  может выступать коммунизм, тысячелетний рейх и т.п. Привлекательная утопия, рисующая манящий образ будущего строя, используется для оправдания огромных повседневных жертв народа [3, с.17].

Для тоталитаризма  характерны монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ, крайняя  нетерпимость ко всякому инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как  политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается.

Всячески подавляются  индивидуальность, оригинальность в  мыслях, поведении, одежде и т.п. культивируются стадные чувства: стремление не выделяться, быть как все, уравнительность, а  также низменные инстинкты: классовая  и национальная ненависть, зависть, подозрительность, доносительство и  т.п. В сознании людей усиленно создается  образ врага, с которым не может  быть примирения. Всячески поддерживается боевые настроения, атмосфера секретности, чрезвычайного положения, не допускающего расслабления, утраты бдительности. Все  это служит оправданию командных  методов управления и репрессий.

В соответствии с  логикой тоталитарной системы всеобъемлющая  идеологизация общества дополняется  его тоталитарной политизацией, гипертрофированным развитием аппарата власти, ее проникновением во все поры социального организма. Всесильная власть выступает главным  гарантом идеологического контроля над населением.

Ядром тоталитарной политической системы выступает  предельно централизованной политическое движение за новый порядок во главе  с партией нового, тоталитарного  типа. Эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещаются всякая политическая оппозиция и создание без санкций властей любых  организаций.

К собственной политическим чертам тоталитарного общества относятся  также наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция  и т.п.), массовый террор, запугивание  населения. Слепая вера и страх –  главные ресурсы тоталитарного  управления. Осуществляется сакрализация верховной власти и ее носителей, создается культ вождей.

Тоталитаризм пытается создать адекватную себе социальную структуру. Стремясь найти массовую опору, он провозглашает превосходство определенного класса, нации или расы, делит всех людей на своих и чужих. При этом обязательно находится внутренний или внешний враг – буржуазия, империализм, евреи и т.п. В процессе ликвидации или ограничения частной собственности происходит массовая люмпенизация населения. Индивид попадает в тотальную зависимость от государства, без которого подавляющее большинство людей не может получить средства существования: работу, жилье и т.п.

Личность утрачивает всякую автономию и права, становится полностью беззащитной перед  всесильной властью, попадает под ее тотальный контроль. Делается попытка  сформировать "нового человека", определяющими чертами которого являются беззаветная преданность  идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, готовность на любые жертвы ради "общего дела" [14, с.135].

Одновременно с  ломкой прежней социальной структуры  формируется новая. Общество дифференцируется главным образом в зависимости  от распределения власти. Обладание  властью или влияние на нее  становится основой социальной стратификации, экономических и социальных привилегий. Формируется новый, номенклатурный господствующий класс – главная  опора тоталитарного строя. Хотя тоталитаризм, особенно в его наиболее последовательном, коммунистическом варианте, осуществляя уравниловку в распределении  для большинства граждан, претендует на формирование социально однородного  общества, в действительности он порождает  глубокое социальное неравенство.

Господство идеологии  и политики проявляется не только в социальной сфере, но и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма являются этапизация хозяйственной жизни, социальное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком.

Таким образом, тоталитаризм стремится к полному устранению гражданского общества, независимой  от власти частной жизни. Политическая система, а точнее, партийно-государственная  организация общества, служит стержнем, фундаментом всей социальной и экономической  организации, которая отличается жесткой  иерархической структурой

2.2 Характеристика  разновидностей тоталитаризма

Наряду с общностью  основополагающих институциональных  черт тоталитарные политические системы  имеют и существенные особенности, что позволяет выделить несколько  их важнейших разновидностей. В зависимости  от господствующей идеологии, влияющей на содержание политической деятельности, их обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм [7, с.44].

Исторически первой и классической формой тоталитаризма  стал коммунизм (социализм) советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие разновидности, выражает основные черты  этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности  и, следовательно, всякой автономии  личности, абсолютную власть государства.

И все же характеристика социализма советского типа как тоталитаризма  односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики в этом типе общества.

Вторая разновидность  тоталитарных политических систем - фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 1. Здесь тоталитарные черты  были выражены не в полной мере. Итальянский  фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько  к возрождению итальянской нации  и величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной  власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение "народной души", обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности. В  Италии границы фашистского тоталитаризма  устанавливались позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского  корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги  смогли сами отстранить Муссолини от власти.

Третья разновидность  тоталитаризма национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник и Германии в 1933г. Национал-социализм имеет родство  с фашизмом, хотя очень много заимствует у советского коммунизма и, прежде всего  революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение "товарищ". В то же время место  класса здесь занимает нация, место  классовой ненависти ненависть  национальная и расовая.

Если в коммунистических системах агрессивность направлена, прежде всего, вовнутрь - против собственных  граждан, и в национал-социализме - вовне, против других народов. Главные  различия основных разновидностей тоталитаризма  отчетливо выражены в их целях  (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).

Любые тоталитарные государства, так или иначе, примыкают  к трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя внутри каждой из этих групп имеются  существенные различия, например, между  сталинизмом в СССР и диктаторским режимом Пол-Пота в Кампучии.

2.3 Особенности  тоталитарной системы СССР

Мы попытаемся дать характеристику тоталитарной политической системы на примере нашей страны по следующим направлениям: идеология, политика, экономика.

За 75 лет СССР прошел три этапа тоталитаризма: первый - с 1917 года до конца 20-х годов; второй - с конца 20-х до середины 50-х годов; третий — с середины 50-х до середины 80-х годов [4, с.189].

На первом этапе октябрьская революция ввела у нас существенно новую (вместо самодержавной) систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму - царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс.

Эта система идеалов  послужила основой для созданной  в 30-е годы идеологии, которая провозглашала  идеи "непогрешимого вождя" и "образа врага". Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена "образ врага" распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту  недоверия между ними и возникновению  синдрома страха.

Противоестественное с точки зрения разума, но реально  существующее в сознании народа сочетание  ненависти к действительным и  мнимым врагам и страха за себя, обожествление  вождя и лживая пропаганда, терпимость к низкому уровню жизни и бытовой  неустроенности - все это оправдывало  необходимость противостояния "врагам народа". Вечной борьбой с "врагами  народа" в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направленная против малейшего оттенка  инакомыслия, самостоятельности суждений. Конечной "сверхзадачей" всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального  единомыслия [4, с.48,49].

На рубеже 1950-60-х  годов с окончанием перманентного  идеального состояния (XX съезд разрушил миф о внутренних "врагах народа", были провозглашены паритет сил  с НАТО и "окончательная победа социализма в нашей стране") и  одновременно начались процессы деидеологизации  и распада идеи безусловного преимущества социализма и неизбежности мировой  социалистической революции.

Информация о работе Демократический и тоталитарный политические режимы