Безработица: виды, формы проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 59.17 Кб (Скачать файл)

Согласно Закону о занятости  населения Республики Беларусь понятие  занятости трактуется, как деятельность граждан Республики Беларусь, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу.

Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов  полезной занятости, таких как учеба  в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и  престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и др. Однако с точки зрения развития самого общества, решающее значение имеет занятость  в общественном производстве, которая  определяет как экономический потенциал  общества, так и уровень качества жизни населения в целом и  благосостояние отдельных граждан [5, с 5–6].

В занятости, как экономическом  явлении, выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют

 

понятиям полной и эффективной  занятости. Полная занятость – это  такое состояние экономики, при  котором все желающие работать при  сложившемся уровне реальной заработной платы имеют работу. Если спрос  на экономически целесообразные места  будет удовлетворяться соответствующим  по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей  силы, это и будет означать полную занятость. Эффективная же занятость  – это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда .

Дисбаланс между спросом  и предложением на рынке труда  всегда означает отступление от условий  полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, при превышении спроса над предложением и реальной потребностью – скрытая  безработица.

Помимо традиционной формы  занятости различают и нетипичную (нетрадиционную) занятость, которая  имеет следующие виды:

а) сезонная занятость –  занятость на основе сезонного контракта  при условиях полного рабочего дня;

б) поденная занятость, связана  с работой на условиях определенного  количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;

в) периодическая занятость  – чередующиеся занятость и незанятость, независимо от сроков той или другой в течение года;

г) временная занятость, характеризующаяся  тем, что работник занят деятельностью  лишь в течение некоторого периода  времени, но этот период не предопределен  сезонностью работ;

 

д) занятость по вызову –  нетрадиционная занятость, которая  не предполагает никаких гарантий занятости  и складывается под влиянием стечения обстоятельств;

е) самозанятость – занятость, которая осуществляется по собственной  инициативе, самоуправляема и не имеет  общепринятых форм оплаты труда .

Экономические факторы занятости  связаны с особенностями размещения и развития производительных сил. В  их число входят: размещение производительных сил, отраслевая структура народного  хозяйства, экономическое стимулирование и др.

Размещение производительных сил по территории предопределяет возможности  населения в удовлетворении желания  трудиться в общественном производстве. Отсутствие работы, соответствующей  специальности и наклонностям людей, нередко приводит к более или  менее продолжительному их выбытию  из состава занятого населения.

Преимущественное развитие отдельных отраслей народного хозяйства  прямо отражается на характере занятости  населения. Например, развитие в районах  Сибири трудоемких (мужских) отраслей производства привело к тому, что  женщины там фактически оказались  лишены возможности работать по специальности.

Экономическое стимулирование, с точки зрения занятости, – это  система мероприятий государства (заработная плата, льготы и т.п.), направленных на обеспечение более широкого участия  отдельных групп населения в  общественном производстве, создание условий для пополнения и стабилизации движения занятых в экономике.

Социальные факторы занятости  связаны с особенностями формирования системы условий для трудовой деятельности населения. Среди них  выделяют: уровень развития сферы  обслуживания и сети дошкольных учреждений, уровень образования населения, национальные традиции, уровень развития здравоохранения и др.

Общемировые факторы занятости  связаны с особенностями способа  производства материальных благ. В  их составе выделяют такие взаимосвязанные  факторы, как форма собственности  на средства производства, характер соединения средств производства и рабочей  силы и др. [6, с 13–15].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Роль государства на рынке труда

Рынок труда – общественно-экономическая  форма движения трудовых ресурсов (рабочей  силы), соответствующая товарной экономике. Как экономическая категория  рынок труда представляет собой  систему производственных отношений  между работниками (с собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством, во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности  к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства  рабочей силы, и, во-вторых, по поводу размещения работников в системе  общественного разделения труда  в соответствии с законами товарного производства и обращения. [7, с 45]

Система государственного регулирования  на макроуровне включает в себя взаимосвязанные  подсистемы законодательного, перспективного и оперативного регулирования.

Основными законодательными и нормативно-методическими документами  по регулированию рынка труда  являются: Закон о занятости населения  РБ, Положение о порядке образования  и использования государственного фонда содействия занятости РБ, Положение  о порядке и условиях выплаты  безработным пособий и материальной помощи, Положение об организации  профессионального обучения безработных, Положение о порядке регистрации  безработных, Положении об организации  оплачиваемых общественных работ и  др.

Перспективная подсистема устанавливает  цели регулирования рынка труда, соответствующий механизм их реализации, масштабы регуляторов, обеспечивает получение  системного эффекта от их применения. Она предполагает разработку государственных  программ социально-экономического развития народного хозяйства и его  отраслей, государственных республиканских  и региональных программ занятости, включая систему создания рабочих  мест для отдельных категорий  граждан, учет их наличия, профориентацию, переквалификацию и переподготовку кадров; систем налоговых льгот на доходы, инвестируемые в данную сферу; льготных режимов предоставления банковских ссуд на эти цели и т.д.

Государственное регулирование  рынка труда предусматривает:

  1. оказание помощи в трудоустройстве и материальную поддержку незанятого населения;
  2. профессиональную подготовку ипереподготовку незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации;
  3. бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.) с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств государственного фонда содействия занятости;
  4. развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Разрабатываемые правительством программы (программы занятости, структурной  перестройки, поддержки предпринимательства  и др.) направлены на:

  • создание рабочих мест (в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики) в перспективных конкурентоспособных отраслях и в сфере обслуживания населения и производства.
  • эффективную поддержку малого и среднего предпринимательства;
  • территориальное развитие единого рынка труда (повышение мобильности рабочей силы путем отмены прописки, развития рынка жилья, стимулирования развития промыслов и производств в сельской местности);
  • развитие системы адресно-ориентированной переподготовки кадров в соответствии с потребностями народного хозяйства и структурной перестройки экономики;
  • формирование мотивационных стимулов к труду, обеспечивающих экономическую независимость работников;
  • углубление и расширение системы социальной защиты безработных, других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда (пособия, льготы, общественные работы, квоты для определенных групп населения, профессиональная подготовка для впервые вышедших на рынок труда);
  • совершенствование налогообложения предприятий, создающих новые рабочие места.

Для исключения несбалансированности рынка труда государство должно постоянно контролировать его важнейшие характеристики. Основной пропорцией рынка труда выступает соотношение между спросом и предложением рабочей силы. В соответствии с задачами регулирования выделяются:

  • макропропорции – соотношение между совокупной величиной спроса и предложением рабочей силы;
  • мезопропорции – соотношение между спросом и предложением рабочей силы в разрезе отраслей, регионов;
  • микропропорции – соотношение между спросом и предложением рабочей силы в разрезе отдельных профессий, специальностей.

В условиях рыночных отношений  любые диспропорции в производстве рабочей силы ведут к нарушению  макро-, мезо- и микропропорций рынка  труда. Поэтому задачей их регулирования  является воздействие не только на рыночные отношения, но и на процессы воспроизводства рабочей силы. Такое  воздействие предполагает регулирование  подготовки и переподготовки кадров, а также территориального, отраслевого  и профессионального перераспределения трудовых ресурсов. [8, с 273 – 278]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3Анализ состояния рынка труда РБ

Анализ состояния рынка  труда Республики Беларусь проведен по статистическим данным Национального статистического комитета Республики Беларусь на конец 2011 года, а так же использованы статистические данные за 2008-2010 года.[9]

Исходя из данных приложения 1 экономически активное население  (ЭАН) в 2011 году составило 4686,0 тысяч человек. Это на 19,1 тысяч человек (ЭАН 2011 – ЭАН 2010 года) меньше чем в 2010 году. Такое явление отрицательно сказывается на экономике РБ, так как при снижении ЭАН уменьшается доход предприятий и государства, а так же увеличиваются затраты на содержание  экономически не активного населения.

Так же из таблицы видно, что женщины составляют большую  часть ЭАН – 2392,0 тысяч человек, что составляет 51,1% от ЭАН  в 2011 году. Это можно расценить отрицательно, так как тяжкий труд женщины не могут выполнять так же качественно  и в таки же объемах как мужчины. Такое явление приведет к снижению экономики.

Занятыми из общей численности ЭАН являются 99,3% (2011 год). Из них женщины  -- 50,7% (2375,6 тысяч человек), а мужчины – 48,9% (2278,5 тысяч человек).

Исходя из приложения 1, 2 , проведя анализ необходимо сделать  выводы:

  1. Необходимо улучшить условия труда (повысить заработную плату и другое).
  2. Привлечь не работающее ЭАН.
  3. Создать новые рабочие места.

Согласно приложению 3 наибольшее количество занятого ЭАН  приходится на промышленность – 25,5% . Это можно объяснить тем, что заработная плата в этой области очень высокая, покупка и продажа товара этой категории востребованы. Наименьшее количество занятого ЭАН приходится на здровоохранение – 6,8% . Это объясняется тем, что ответственность в этой области очень большая, существует риск врачебной ошибки, а так же молодые специалисты не имеют столько опыта, а специалисты которые могут поделиться опытом нахватает.

Рассмотрим так же распределение  занятого населения по формам собственности (приложение 4).  Согласно данным 2011 года наибольший процент относится частной  форме собственности 54,5%, на втором месте государственная 43,4%. На протяжении 4-х лет смешанная форма собственности с участием иностранного капитала увеличивается с 3,2% до 5,4%. А  предприятия с иностранной формой собственности увеличилось на 0,5% (данные 2008 года -данные 2011 года).

Однако, не смотря на все  показатели, Республика Беларусь уверенно стремится уменьшить показатель безработицы  и увеличить показатель занятого ЭАН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ  НАСЕЛЕНИЯ

3.1 Приоритеты государственной политики в области занятости населения.

На протяжении многих десятилетий  экономическая наука не признавала наличия у нас в стране рынка  труда. Из сферы товарных отношений  исключалась рабочая сила, что  аргументировалось отсутствием  в стране безработицы и наличием общенародной собственности как  экономической основы государства.

Если рынок труда существует, то почему на предприятиях присутствует низкое качество работы, слабая дисциплина труда и незаинтересованность работника в высокопроизводительном и качественном труде? Основной причиной этого является государственная монополия на рынке рабочей силы. Именно она и отсутствие нормальной рыночной конкуренции обусловили глубокие противоречия социально-экономического развития страны и вызвали необходимость создания государственных структур регулирующих занятость и безработицу.

  Сейчас на первый план выходят новые приоритеты, а именно -повышение и рациональное использование трудового потенциала страны. Для того чтобы политика занятости стала эффективной и результативной необходимо, чтобы она была ориентирована на регулирование структурной безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах роста эффективности труда.

Информация о работе Безработица: виды, формы проявления