Аристотель его вклад в развитие политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 12:41, реферат

Описание работы

Платон и Аристотель. Политические взгляды Платона и Аристотеля
формировались и развивались в рамках тогда еще единой, всеохватывающей,
нерасчлененной философской науки как ее составная часть и поэтому во многом
носили общий, философско-религиозный характер. Само государство-полис
рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его
наилучшие формы призваны были служить общему благу и счастью всех граждан,
защите всех свободных людей. Государство и общество тогда еще не разделялись, а
место и роль государства необычайно возвеличивались, ему подчинялись
практически все и вся

Файлы: 1 файл

Платон и Аристотель.docx

— 104.93 Кб (Скачать файл)

Основу науки  о политике заложили древнегреческие  философы: Сократ (470 - 99 гг. до н.э.); его ученик Платон (427 - 347 гг. до н.э.); ученик и критик Платона Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.)

Характерные черты  политических учений этого этапа:

1) Постепенное освобождение  политических взглядов от мифологической  формы; 

2) Обособление их  как относительно самостоятельной  части философии; 

3) Анализ устройства  государства, классификация его  форм;

4) Поиск и определение  наилучшей, идеальной формы правления. [2, с.291]

Политические знания в античности существовали в философско-этической  форме, поскольку все философы Древней  Греции в той или иной мере касались вопросов власти, управления государством. Однако наиболее существенный вклад  в развитие политической мысли внесли древнегреческие философы Платон —  автор работ «Государство», «Законы», и политического диалога «Политик», а так же его ученик Аристотель, написавший знаменитый трактат «Политика».

Платон – родоначальник  философии объективного идеализма. Он одним из первых изложил свои политические идеи в политических диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Общество он понимал как отражение  вечных идей, существующих независимо от действительности. Наиболее важной и непосредственной формой существования  общества Платон считал государство.

Государство возникает, по мнению Платона, из-за стремления людей  жить вместе, так как совместная жизнь облегчает существование  каждого. Проблему соотношения личности и государства Платон решает в  пользу государства, личность для Платона  лишь средство существования и укрепления государства. Платон понимает, что отношения  между личностью и государством должны быть сбалансированными. Государство  не должно обладать абсолютной полнотой власти по сравнению с гражданином, но и граждане не должны по отношению  к государству обладать чрезмерной свободой. Две категории граждан, по мнению Платона, не годятся для  управления государством: «Как люди непросвещенные и не сведущие в истине, так и  те, кому всю жизнь предоставлено  заниматься самоусовершенствованием…». [7, с.327]

По мнению Платона, существует несколько форм политического  правления: монархия, аристократия, тимократия (как переход от аристократии к олигархии), олигархия, демократия, тирания. Все формы правления Платон делит на две группы: «Есть два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители, другой – где и правителям предписаны законы». [7, с.208] Далее Платон формы правления располагает в соответствии с числом правящих: правит один человек, правит группа лиц и правит большинство граждан.

Монархия– наилучшая форма правления, «скрепленная благими предписаниями, которые мы называем законами, – это вид, наилучший из всех», «подлинное государственное устройство, при котором искусно правит один человек». [7, с.215] Монархию Платон воспевает, демократию же подвергает уничтожающей критике. Демократия плоха тем, что власть распределена среди большинства и такое правление не способно ни на большое добро, ни на большое зло. Платон полагает, что демократия возникает из-за нарушений в общественной иерархии, когда люди, не имеющие способностей управлять государством, прорываются к власти, когда красноречивые бездельники волею случая оказываются наверху. Сама же демократия – это «строй, не имеющий должного управления, но приятный и разнообразный. При нем существует своеобразное равенство – уравнивающее равных и неравных». [6, с.374]

Основная ценность демократии – свобода. Однако народ, по Платону, не может разумно пользоваться этой ценностью и «сверх должного опьяняется свободой. В результате наступает хаос и анархия». [10, с.31] Но при всем своем негативном отношении к демократии Платон отмечает, что элементы демократии должны обязательно присутствовать в государстве, которое претендует на звание правильного.

Кроме монархии Платон хорошей формой правления считает  и аристократию, т.е. правление немногих в соответствии с законом. Правление немногих в условиях беззакония – это олигархия: «Итак, когда наилучшему государственному устройству подражают богатые, мы называем такое государственное устройство аристократией; когда же они не считаются с законами, это будет уже олигархия». [8, с.68] Если при аристократии закон и общее благо превыше всего, то при олигархии деньги превыше всего, деньги заменяют закон, так как, чем больше денег, тем больше у гражданина возможностей игнорировать законы. Аристократия может незаметно перерасти в олигархию, именно это имел в виду Платон, когда в своей первой классификации форм правления выделил тимократию, которая была переходной от аристократии к олигархии.

Тимократия– это правление честолюбцев, которые, забыв про интересы государства и народа, предаются тайному обогащению. Тимократия отличается от олигархии тем, что при первой стремление к богатству еще осуждается общественным мнением и преследуется законом, а при второй – это ограничители снимаются.

В тимократии первоначально сохранялись черты совершенного строя: правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ. Однако со временем любители драгоценных металлов начинают втайне собирать и хранить золото в стенах своих жилищ и образ жизни постепенно меняется на роскошный. Так начинается переход от тимократии к олигархии.

Платон дает четкое определение олигархии: «Олигархия – это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти там стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении». [6, с.363] Платон подвергает олигархию всесторонней критике, он указывает в ней шесть крупных недостатков:

– должности в государстве занимаются не по способностям, а по богатству;

– государство раскалывается  на две противоборствующие стороны (бедняки и богачи), что неизбежно  ведет к ослаблению этого государства;

– подобное олигархическое государство не способно вести эффективную  войну;

– в олигархическом государстве смешиваются функции  граждан (все занимаются самыми различными делами – и земледелием, и ремеслами, и войной).

Смешивание функций  граждан большой недостаток с  точки зрения кастовой социальной структуры  Платона: «Ведь мы уже и раньше не одобрили, что при таком государственном  строе одни и те же лица будут… заниматься всем сразу», при олигархии происходит падение нравов молодежи, так как  власти заинтересованы в этом, извлекая прибыль из распущенности молодых  людей; этот строй порождает высокий  уровень преступности. [6, с.365] В итоге  олигархическое государство приходит к печальному финалу, так как в  нем плодятся паразиты и нищие, человек  превращается в бесполезного члена  общества, он в нем лишь бедняк и  беспомощный человек. Многие порядочные и благородные граждане разоряются и замышляют переворот.

Дальнейшее развитие олигархии приводит, по Платону, в  ее худшую форму государственного устройства – в демократию. Как уже выше говорилось, демократия – это власть и правление большинства, но правление  в обществе, в котором противоположность  между богатыми и бедными обостряется  еще сильнее, чем при олигархии. В этом обществе возникает зависть  и злоба бедных к богатым. Неуклонно  развиваясь, имущественная противоположность  становится заметной даже во внешности  тех и других. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию. Если восстание заканчивается победой  бедняков, то они часть богатых  уничтожают, часть изгоняют, а государственная  власть и функции управления разделяют  между всеми оставшимися членами  общества. [4, с.71]

Наихудшей формой отклонения от идеального государственного строя  Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть подобно предыдущим формам как вырождение предшествующей ей демократической формы правления. В первое время тиран «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем».

Тирану необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой  народ чувствовал потребность в  вожде. Но так как постоянная война  возбуждает против тирана ненависть, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожить своих осудителей, «пока у него не останется ни друзей, ни врагов». [4, с.74]

Платон создал модель идеального государства, как сообщества людей, строящих свои отношения на основе справедливости. Данное сообщество представляет собой взаимодействие трех основных сословий: мудрецов-философов, управляющих делами государства, воинов, защищающих государство от внешних и внутренних врагов, земледельцев и рмесленников, производящих различные предметы для удовлетворения потребностей граждан данного государства. [3, с.149] Эти три сословия больше похожи на касты, так как переход из одного сословия в другое и вмешательство представителя одного сословия в дела других сословий считается высшим преступлением.

Внутри каждого  сословия, по Платону, запрещается менять профессию на том основании, что  настоящим профессионалом можно  стать лишь в том случае, когда  постоянно занимаешься одним  и тем же делом. В таком разумно  устроенном государстве представителям всех трех сословий будет хорошо: «Таким образом, при росте и благоустройстве  нашего государства надо предоставить всем сословиям возможность иметь  свою долю в общем процветании, соответственно их природным данным». [10, с.208]

Сословию правителей Платон уделяет значительно больше внимания, чем двум другим сословиям. Он подробно описывает, какими качествами должны обладать правители государства, как их готовить к осуществлению  функции управления, как их испытывать в практических делах, с какого возраста они могут стать полноправными  правителями и в каком возрасте должны отойти от дел по управлению государством.

Правитель или страж  государства должен был обладать следующими качествами: мужество, разумность, рассудительность, религиозность, великодушие, память, справедливость. Все эти  качества Платон называет одним словом – добродетель. Кроме того необходима также «способность охранять законы и обычаи государства». [10, с.285]

Для правителей необходимы и физические данные. Стражами государства  должны быть люди одновременно и образованные, и опытные. Платон также считал, что  два высших сословия (правителей и  воинов) не должны иметь частной  собственности, чтобы она их не отвлекала  от выполнения государственных функций. Самые пожилые стражи-правители  осуществляют непосредственное управление государством, а молодые помогают им, проходя испытания на этой работе. Чтобы знать жизнь низов не понаслышке, правители регулярно  «должны, каждый в свой черед, спускаться в обитель прочих людей и привыкать  созерцать темные стороны жизни». [6, с.328] Проблема воспитания человека становится в идеальном государстве центральной  государственной проблемой. Целям воспитания подчиняется все – быт, занятия, досуг, даже самое рождение гражданина уже подпадает под систему рационально запланированных мер.

Поскольку Платон создал модель идеального государства, которого до сиих пор ещё не было, диалог ‹‹Государство››  называется утопией. Воззрение Платона  на государство и на роль в нем  личности имеет все черты реакционной  социальной утопии. Утопия Платона  – не теория индивидуальной свободы  граждан, а теория тотальной свободы  – свободы государства в его  целостности, неделимости.

Но всё же Платон приносит человека в жертву государству. Но в этой утопии есть и положительная  черта. Он понял характерную для  античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность  индивида государством. ‹‹Каждый из нас  сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих››. [6, с.329] Поняв эту связь, Платон превратил её в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.

2. Аристотель  о сущности и формах государства.

Учение Аристотеля далеко от мистического реализма Платона. Аристотель считал, что «государство есть форма общения между людьми». [1, с.35] Смысл этого заключается в том, что человек не может жить один, он нуждается в контакте с себе подобными, в общении с ними. Есть несколько ступеней объединений, которые люди создают последовательно в своем естественном стремлении к общению. Первое – семья, состоящая из мужчины, женщины и детей. Далее большая (расширенная) семья – несколько поколений кровных родственников с боковыми ветвями. Затем деревня или селение. Наконец, объединение нескольких селений составляет государство (полис), высшую форму человеческого общежития. В государстве реализуются заложенные в людях потребности к совместной жизни, возрастает количество благ, получаемых человеком от общения. Все большее значение приобретает разделение труда. Оно-то и дает выигрыш. Цель государства – благо людей.

Под людьми подразумеваются  только свободные граждане греческих  полисов. Гражданин, по Аристотелю, это  тот, кто может участвовать в  законодательной и судебной власти данного государства. Варваров и  рабов он не считал за людей. Рабовладение представлялось естественным и неизбежным. Рабство установлено для пользы, как господина, так и раба, это  разумное сочетание ума и физической силы. Аристотель призывал порабощать варваров силой.

Частная собственность, подобно рабству, корениться в природе  и является элементом семьи. Аристотель выступал решительным противником  обобществления имущества как противоестественного состояния. Частная собственность - это добродетельное начало, стимул к труду. То, что выгодно гражданину, выгодно и полису. Общая собственность, наоборот, противоестественна. Общий интерес – ничейный интерес. Общность имущества не дает стимулов к производству, ею трудно управлять, она содействует лени, стремлению воспользоваться трудами других.

Информация о работе Аристотель его вклад в развитие политической мысли